Методические приемы активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Начальная школа


Всем понятно, что знания ученика находятся в прямой зависимости от характера его деятельности на уроке и дома, что без деятельности нет знаний. Ведь бывает так, что даешь блестящий урок, а результат этого урока для конкретного ученика может быть равным нулю. А раз результат нуль, то это уже брак в работе, значит ученику не интересно на уроке, скучно.

Усвоение программного материала зависит в первую очередь от эмоционального состояния ребенка, от его душевных переживаний. В своей практике (в 1–2 классах) для диагностики эмоционального состояния я использую такой прием, как дерево настроений. В классе на листе ватмана нарисовано дерево. В прорези дети вставляют листочки того цвета, который отражает их состояние (желтый – прекрасное, солнечное, зеленый – хорошее настроение, темный – плохое). По цвету я определяю, как чувствуют себя ученики, а отсюда и осуществляю индивидуальный подход к ребенку (поощрение, интересный факт рассказываю, игра, похвала, разного уровня задания предлагаю выполнить ребенку). В 3-4 классах я использую вместо дерева настроений, табличку +, -. У каждого ребенка есть лист с графами. (Презентация)

При проверке домашнего задания дети испытывают тревогу по поводу отметки. Например, на уроках чтения (если домашнее задание было выучить стихотворение или пересказать текст). Поэтому, чтобы снизить тревожность, особенно у слабых, кому трудно пересказать, рассказать стихотворение наизусть, я используюсь таким приемом – “Ответ у разных частей доски”.

Слева – “Место на оценку”, справа “ Место на сомнение”. Если ученик хорошо готов, он, конечно, встанет в “Место на оценку”, а кто не уверен, тот – в “Место на сомнение”. За слабый ответ не ставлю оценку – “2” или “3”, т.е. я даю возможность:

а) проверить свои силы;

б) ещё подготовиться, снять страх и получить хорошую оценку.

На уроках литературного чтения использую прием “Я начну, а ты продолжи”. Я читаю предложение из текста, не дочитываю 2, 3 слова, а дети у себя на листке должны добавить недостающие слова.

На уроках часто использую такой прием, как “Яркое пятно”. Это может быть интересный, запоминающийся момент, загадка, ребус, кроссворд, стихотворение. Например, на уроке окружающего мира. Тема “Вода”. Даю загадку “Кругом вода, а с питьём беда”.

На этапе изучения нового материала я использую постановку проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций – основа интеллектуального развития.

На уроках математики:

- Почему разные ответы в выражениях? (6 + 2х3 = 12, (6 +2) х3= 24) (так решается проблема порядка действий).

На уроках окружающего мира:

- В двух однолитровых банках лежит по яйцу (в одной банке вода солёная, в другой пресная). Почему в одной банке яйцо на поверхности воды, а в другой утонуло?

Активизируют внимание, вызывают интерес и задания “Ловушки”.

Например, тема “Вода и её свойства”.

Царь морей Нептун прислал посылку (4 стакана в которых красная вода, желтая, белая, черная) и просит определить в каком стакане вода из Белого, из Красного, из Черного, Желтого морей.

На уроках русского языка – одна из трудных тем – это слова с непроверяемыми написанием. К таким словам мы подбираем “Запоминалки” или “Привязочки”, т.е. как бы привязываем слова, чтобы букву запомнить:

1. Огурец
“Огу-огу огурец!
Ну какой ты молодец!”.

2. Из пенала – лезет пена.

3. Каркающие слова:

картофель,

карандаш,

картина,

картон.

Часто использую игру на уроках “Да – нет-ка”. Она помогает быстро проводить усвоение материала, активизирует внимание, мыслительную деятельность, дети любят эту игру, часто сами составляют к ней вопросы.

Например:

Имя существительные отвечают на вопрос что? (Да)

Имя существительное изменяется по родам? (Нет)

В конце урока мы с ребятами проводим рефлексию изученного материала. Дети высказываются, пользуясь фразами из рефлексивного экрана.

Презентация