Урока окружающего мира во 2-м классе. Тема:"Золотые ключики весны" (о первоцветах)

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Сформировать у учащихся понятие “раннецветущие растения”.
  2. Расширить знания о первоцветах, их внешнем виде, местах
  3. произрастания, о пользе в медицине.
  4. Закреплять представление об изменениях в неживой природе весной, показать связь этих изменений с жизнью растений.
  5. Развивать связную речь, познавательный интерес, активность, самостоятельность, воображение, творческие способности.
  6. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Ход занятия

1. Закрепление представлений об изменениях в неживой природе весной.

(Работа идёт по динамической картине.)

- Почему я прикрепила солнце на доску?

- Недавно мы ходили на экскурсию, наблюдали изменения в неживой природе, сегодня на уроке продолжаем разговор о весне.

- Вспомните, какое солнце весной?

- А что оно делает?

- Составьте яркие предложения о солнце. Например, Весеннее солнце пробуждает природу.

- Опишите весеннее небо. (Вывешивается небо)

- Что появляется на небе? (Появляются облака)

- На что похожи облака?

- Что происходит весной с рекой? (Вывешивается река)

- А можно ходить по подтаявшему льду?

- Почему снег и лёд тает? (Солнце светит чаще, стало теплее)

(Прикрепляется “почва”)

- Изобразим почву. Что происходит с ней весной?

- Почему? (Стало теплее).

- Назовите главный признак весны. (Потепление)

- Изменилась неживая природа весной?

Обобщение по картине: Вот она красавица весна! Самое чудесное время года, пора пробуждения природы! Весной начинается новая жизнь: всё оживает, просыпается, радуется. Давайте мы радоваться весне, друг другу и с хорошим настроением работать на уроке.

2. Изучение новой темы.

- Повлияли ли изменения в неживой природе на живую природу?

- Что относится к живой природе? (Растения и животные)

- Сегодня мы познакомимся с жизнью растений, но растений необычных, а каких – вы прочитаете сами в телеграмме, которую до урока принёс почтальон. Но он так торопился, что вписал туда лишние буквы: КМЛ.

Зачеркните их и прочитайте название растений: КПЛЕЬЗЛВКОМЦКВЛЕМТКЫ

(Один ученик работает у доски).

- Какое слово получилось?

- Как вы думайте, что это за цветы? Тайна цветов скрывается в названии. Кто разгадал эту тайну? (Цветы, которые появляются первыми)

- А еще их называют раннецветущие, почему? (Они зацветают ранней весной)

(Вывешивается тема урока)

- Прежде чем продолжить знакомство с этими замечательными и удивительными цветами, давайте отдохнем и отправимся на поляну волшебных цветов. Встали и вышли на середину класса.

Физминутка

- А вы хотите больше узнать о первоцветах, о местах их произрастания и о пользе, которую они приносят? Тогда отправляемся в путешествие на полянки к цветам.

На первой полянке такое задание (Мать и мачеха). Узнайте по описанию о каком знакомом цветке идёт речь. Как только растает снег, на полянках и солнечных пригорках появляются эти жёлтые яркие цветы. Они мелкие, но видны уже издали. Их много повсюду. Эти растения – особенные. Они зацветают до появления листьев. А листья вырастают намного позже. С листьями связано и название растения. Одна сторона листа темно-зелёная, гладкая, твёрдая (как злая мачеха из сказки), бархатная, мягкая (как родная матушка), потрёшь о щёчку и станет тепло. Высушенные листья применяют для лечения кашля. (Картина цветка)

- Запомнили, почему это растение “особенное”? (Сначала появляются цветы, а потом – листья)

Какой цветок нас ждет на второй поляне (Ландыш). (Картинка цветка)

- Ландыш – один из самых любимых ранних цветов. Посмотрите, какой у него изящный вид и запах у ландыша тоже изумительный. Недаром его цветки используют для изготовления духов. Но губит ландыш его красота. И хотя растет этот цветок 20 лет, цветёт за это время 2-3 раза.

- Поэтому стоит ли его рвать?

- Его надо беречь!

- Сейчас попробуем описать это растение, сочинить о нем загадку.

- На что похожи белые мелкие цветочки?

- На чём они висят?

- С чем можно сравнивать стебелёк? (Высушиваются варианты детей)

Вывод: Вот мы побывали в роли поэтов.

На следующей полянке мы встретим очень редкое растение (Сон-трава)

(Картинка цветка)

- Знаете его название?

- Как думайте, почему его так назвали?

- Давайте прочитаем, так ли это на самом деле?

В народе говорят, что “Сон-трава” навевает сны. Медицина подтвердила это. В “Сон-траве” есть вещества со снотворным действием.

Иногда это растение называют “дрёмой”. Когда цветок молодой, он стоит с опущенными лепестками. Кажется, будто он дремлет. С возрастом он поднимается. И становится похож на фиолетовую звезду.

- Как еще называют “Сон-траву”? (Дрёмой)

- Почему?

- Говорят “усни – трава” знает сонные слова
Как шепнёт свои слова, сразу никнет голова.

- Как автор назвал “Сон-траву” в своём стихотворении? (Усни-трава)

- Вот сколько названий у одного растения. (Сказку рассказывает ученик) Однажды охотники пошли в лес на медведя. В лесу они увидели такую картинку: сидит мишка, выкапывает из земли траву, лижет её и сосёт. Ел-ел да и уснул.

- Почему уснул медведь?

- Где она растёт (Чаще в сухом сосновом лесу)

Какой же цветок ждёт нас на четвёртой полянке. (Подснежник)

(Картинка цветка)

(Рассказывает ученик).

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой.
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Он из-под снега расцветает!

- Что это за цветочек

- Объясните происхождение названия растения. (Он появляется как бы из-под снега)

- Еще не растаял снег в лесу, а уже расстилается белым ковром, цветут под деревьями подснежники с длинными листьями 30 см в высоту. Растение лекарственное. В его луковицах есть такое вещество, которое используется в медицине для лечения заболеваний.

- А еще этот цветок называют волшебным, за то, что однажды он сотворил чудо.

Легенда. (Психологическая пауза – дети слушают, положив голову на парты, и рисуют эту картину в своём воображении)

Очень давно это было, когда на Земле только-только начиналась жизнь, и всё вокруг было покрыто снегом. Одна снежинка решила превратиться в снежный цветочек, чтобы своим теплом согреть Землю-матушку. Больше некому было это сделать кругом один снег. Так подснежник рос, рос. Их стало много. Они согрели Землю, и на ней появилась жизнь. Поэтому, когда холодно, к нам приходят подснежники, чтобы подарить надежду на жизнь и тепло.

- Какое же чудо сотворил подснежник?

Расскажи по плану.

1. Внешний вид растения.

2. Где растёт.

3. Как используется в медицине.

На последней полянке нас ждёт интересное задание.

- Посмотрите на эти 2 растения. (Ветреница и чистяк весенний)

- Они похожи?

- Но есть и отличия.

- Давайте сравним у них стебли, листья и цветы.

- По каким признакам мы сравниваем? (По форме и цвету)

- Сравните:

цветы – желтые (ветреница 5 лепестков, чистяк 10 лепестков)

стебли - зелёные длинные (ветреница - прямой, чистяк изогнутый)

листья - зелёные (чистяк - сердечком).

- Обратите внимание на названия растений. Они не простые.

Ветреница. На какое слово похоже? (Ветер)

У неё длинный тонкий стебелёк, который качается даже от лёгкого ветерка.

- Вот сколько растений мы знаем!

Чистяк. (Чисто)

Своё название получил из-за того, что используется для выведения бородавок (очищает руки от наростов, делает их чище). Растение ядовитое.

 Физминутка для глаз

- Сейчас подведём итоги и выводы. Предоставляю право сделать это вам.

3. Работа по группам

1 группа

Составь правила друзей природы по иллюстрациям.

1. Нельзя рвать растения, и ломать, вырывать с корнем.

2. Нельзя топтать, надо ходить по тропинкам.

2 группа

Объясни, почему первоцветы называют “Золотые ключики весны”.

Эти драгоценные цветы открывают дверь весне (а значит свету, теплу, красоте).

4. Работа с книжкой-малышкой.

- Чтобы всегда помнить эти правила и не забывать 1 весенние цветы, сделаем на память книжку с изображением растений.

- На уроке трудового обучения мы её приготовили, а сейчас приклеим картинки. А вдохновит нас на работу музыка П.И. Чайковского “Времена года”. Композитор очень любил русскую природу и в теме “Весна”, которую мы услышим, написал пьесу “Подснежник”. Работаем.

- Для чего нам пригодятся эти книжки? (Рассказать, подарить)

- Д/з. Подписать названия растений и придумать название книги. Рассказать о цветках. Сочинить или прочитать о них стихи или загадки.

5. Рефлексия.

Время урока подходит к концу. Давайте оценим свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали в меру своих сил, разгадали тайну весну, которые оживила Царство растений, то возьмите распустившийся цветок и прикрепите на полянку.

Если вы считаете, что работали недостаточно хорошо, что могли бы лучше возьмите нераспустившийся цветок-бутон.