Конспект занятия по развитию речи "Путешествие на воздушном шаре"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • формировать у детей умение составлять с помощью воспитателя небольшой рассказ по игрушке, умение отгадывать загадки;
  • систематизировать знание детей в названии животных севера и жарких стран, места их обитания в природе;
  • развивать диалогическую речь, употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие название животных с названиями их детенышей;
  • воспитывать любовь к животным.

Материал:

  • игрушки - слон, обезьяна, крокодил, тигр, лев, белый медведь, воздушный шар;
  • ватман, салфетки, печатки для печатания "Следов животных";
  • тренажеры для выработки правильного дыхания;
  • иллюстрации: морж, тюлень, северный олень, белый песец.

Предварительная работа:

  • рассматривание альбомов, открыток, книжных иллюстраций о животных севера и жарких стран, заучивание стихов.

Методы и приемы:

  • игровая мотивация, рассматривание игрушек и иллюстраций, наводящие вопросы, загадки, словесные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж.

Словарная работа:

  • животные жарких стран, животные Севера.

Ход занятия

Занятие начинается в группе.

Игровая мотивация.

Ребята, куда можно улететь на воздушном шаре? А мы сегодня совершим путешествие в жаркие страны и на Север в гости к животным. Возьмемся за волшебную веревочку шарика, скажем тихо волшебные слова: " ты лети наш шарик быстро, отыщи нам чудеса, принеси нас в край чудесный, покажи, как там дела".

Вот мы и прилетели. Посмотрите вокруг, куда мы попали (к животным жарких стран). Какие животные здесь живут? (обезьяна, бегемот, слон, жираф, зебра, кенгуру и т.д.)

А умеете ли вы отгадывать загадки?

У него большие уши
Как гора огромен он
Равных нет ему на суше
Он по весу чемпион (слон)

Правильно. А кто расскажет нам о слоне.

План описания животного (слона)

- название

- где живет?

- внешний вид (размер, окраска, шерсть длинная или короткая)

- жилище

- как защищается?

- чем питается?

- как называются его детеныши?

Дети составляют рассказ о слоне по плану.

Дыхательная гимнастика с дыхательными тренажерами (дети представляют, что они "слоники" и дуют через соломинку в бутылку, в которой насыпано конфетти)

Загадка про обезьянку:

Ей на месте не сидится
Все кривляется, резвится.
Рассмешит нас без обмана
В зоопарке :(обезьяна)

Составьте рассказ о обезьянке по плану.

Мимическое упражнение "Обезьянки"

Загадка про жирафа:

Он ходит голову задрав
Не потому, что гордый нрав
Не потому, что важный граф
А потому, что он :(жираф)

Описательный рассказ воспитателя о жирафе.

Загадка про крокодила

По реке плывет бревно,
Ох, и злющее оно.
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит :(крокодил)

Дети составляют рассказ о крокодиле.

Пальчиковая гимнастика "Крокодил"

Словесная игра "Доскажи словечко"

  • За мамой слонихой топал :(слоненок)
  • За мамой тигрицей бежал :(тигренок)
  • За мамой обезьяной скакала :(обезьянка)
  • За мамой бегемотихой шагал ..(бегемотик)
  • За мамой кенгурихой прыгал :(кенгуренок)

Самомассаж "У жирафа"

У жирафа пятна, пятна, пятнышки везде

На лбу, на щеках, на животе, на ногах (дети постукивают себя по телу)

Воспитатель: Посмотрите, на пальме висит какое-то письмо (снимают, читают).

"Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас к себе в гости на Северный полюс. Я очень вас жду. Белый медведь"

Воспитатель: Ребята, на Севере холодно или жарко?

Нам надо одеться потеплее, чтобы не замерзнуть. Наденем кофту, теплые штаны, шапку, шубу, валенки, рукавички. Все оделись?

Дети берутся за волшебную веревочку, говорят волшебные слова и оказываются на Северном полюсе.

Медведь: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас у меня в гостях. А вы знаете, куда вы прилетели?

  • А какие животные еще живут на Севере?
  • Какие стихи вы знаете о Северных животных?

Белый мишка на рыбалку
Не спеша, идет, в развалку.
Чует старый рыболов,
Что богатый ждет улов.

Дети составляют описательный рассказ о белом медведе.

Подвижная игра "Медведь и льдинки"

Словно царскую корону
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Северный олень)

Дети составляют описательный рассказ о северном олене.

Гордится морж усами
И острыми клыками.
Он в Арктике живет,
Где снег вокруг и лед.

Дети составляют описательный рассказ о морже.

Словесная игра " Скажи, какой?"

  • Морж (какой?): большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий
  • Северный олень (какой?) : красивый, быстрый, грациозный
  • Тюлень (какой?) : черный, блестящий, большой, мокрый

Рефлексия: "Следы животных" (работа в подгруппах; печатание следов)

Дети на воздушном шаре "возвращаются" в группу.