Логопедическое занятие для 1-го класса. Тема: "Закрепление навыков правильного произношения и различения звуков [в], [в’]"

Разделы: Начальная школа, Логопедия


Цели:

  • закрепление навыков правильного произношения и различения звуков [В], [В’];

  • знаний о букве В; составление предложения по картинке; закрепление умения выполнять звуковой анализ исинтез слова; закрепление навыков чтения; обогащение словаря прилагательными и существительными;

  • развитие зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления; общей моторики;

  • развитие самоконтроля; воспитывать желание помочь другу.

Оборудование: цветные фишки – зелёные и синие; схема предложения с предлогом В; слоги для чтения: ва, во, ви, ве; слова на карточках: ...олк, ...орон, ...ышка, ...илка, ...етер, ...есна; резиновый мяч; предметная картинка вишня; сюжетная картинка «сад»; геометрические фигуры: прямоугольник, два треугольника (разные по величине).

Ход занятия

I. Организационный момент

Игра «Про кого (что) так говорят?».

Логопед произносит слова-признаки, дети добавляют по смыслу подходящие слова-предметы.

воздушный (шар); ветреный (день); выдуманный (герой); верный (пёс); вражеский (самолёт); весёлый (клоун).

II. Знакомство с темой

Логопед: Прослушайте стихотворение и скажите, какой звук встречается чаще других?

Воробья врачи спасли,
В вертолёт его внесли.
Вертолёт вертел винтами,
Волновал траву с цветами.

Дети выделяют звук [В], [В’] из слов. Дают характеристику звуков, выставляют символы на доску.

– К нам на занятие пришел грустный клоун Вовочка. У него случилась неприятность: у любимого цветика-семицветика опали все лепестки. Они вернутся назад, если мы с вами выполним правильно все задания. Поможем?

После каждого выполненного задания к сердцевине цветка прикрепляется лепесток.

III. Упражнения на закрепление темы.

Каждое задание написано на лепестке.

Задание 1

Игра «Запомни – повтори».

Логопед бросает мяч ребенку и называет слоговой ряд, который он должен повторить, как запомнил:

Ва-во-вувы-ву-ва
Вя-ве-вюви-вя-ве
Во-вева-во ва-вя
Ов-ував-овюв-яв

Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.

Задание 2

Игра «Поймай звук».

У детей на столах фишки синяя и зелёная. Логопед произносит слоги и слова, а дети поднимают синюю фишку-если звук в слоге или слове В твёрдый и зелёную, если звук В` мягкий.

ва, вя, ов, ув, ове, ви, ив, овю, вы;
вилка, варежка, волк, вьюга, варенье, ведро, витрина, весло, вагоны, вечер, вата.

Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.

Задание 3

Логопед: Звуки мы слышим и произносим, а на письме их обозначаем буквами. Звуки [В], [В’] обозначаются буквой В на письме. Помогите Вовочке составить букву из геометрических фигур.

Анализ буквы В. Дети составляют букву Виз геометрических фигур: прямоугольник, два треугольника разных по величине.

Вот прямоугольник
И два уголочка.
Получилась буква В на листочке.

Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.

Задание 4

Игра «Доскажи словечко».

Дети читают слоги и добавляют до целого слова:

Ва… (вата, василёк, вареник);
Во… (воск, войско, восемь);
Ви… (виноград, витамин, винегрет);
Ве… (верблюд, велосипед, великан).

Запись слогов в тетрадях. Обозначение твёрдости – мягкости звуков в слоге цветными фишками.

Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.

Задание 5

Логопед: Друзья Вовочки, клоуны Вася и Веня не могут поделить карточки. Давайте поможем им:

Васе будем дарить карточки со словами со звуком [В], а Вене со звуком [В’]. Вместо точки в слове поставьте пропущенную букву В и прочитайте слово. Определите, какой звук в слове: твёрдый или мягкий.

Игра «Подари карточки Васе и Вене».

Ребенок берет карточку, читает слово; определяет наличие звука в слове [В] или [В’] и дарит карточку соответствующему клоуну.

– У меня виноград, в этом слове есть мягкий звук [В’], я подарю карточку Вене.

Слова: ...олк, ...орон, ...ышка, ...илка, ...етер, ...есна.

Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.

Физкультминутка

А теперь все дружно встали
(выполняют соответствующие действия),
Руки медленно подняли,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Вправо, влево поворот,
Наклон назад, наклон вперед.

Задание 6

Логопед: Вовочка очень любит загадывать загадки и вам приготовил их. Отгадайте загадки и по первым звукам отгаданных слов составьте слово. Составите слово правильно – на экране телевизора появится картинка.

Игра «Телевизор».

Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(Варежки)
Всех на свете обшивает,
Что сошьёт – не надевает.
(Иголка)

Смотрите: мы раскрыли пасть,
В неё бумагу можно класть.
Бумага в нашей пасти
Разделится на части.
(Ножницы)

Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода.
(Шарф)

 

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки.
(Яблоко)

Запись слова в тетрадях. Выполнение звукобуквенного анализа слова «вишня».

Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.

Задание 7

Логопед: Вовочка очень любит вишню, но не знает, где она растёт. Посмотрите на картинку и составьте предложение по схеме:

Дети придумывают предложение используя предлог В:

– анализ предложения; записывают предложение в тетрадь.
– распространение предложения словами – признаками.

Логопед: Молодцы, справились с заданием. Лепесток возвращается.

IV. Итог урока

Логопед: Вот мы и собрали все лепестки. Клоун Вовочка очень рад. С какими звуками и буквой мы сегодня знакомились?

Оценивается работа каждого ребенка.

– Мы помогли составить Вовочке его цветок, за это он вас угощает конфетками.