Профилактика саморазрушающего поведения среди подростков в образовательной среде Заводского района

Разделы: Школьная психологическая служба


МБОУ “Центр реабилитации и коррекции “Здоровье””, г. Новокузнецка

Состояние психического здоровья, возрастного развития детей и подростков и факторы риска, определяющие их, привлекают в настоящее время внимание специалистов различных социальных практик: педагогов, социологов, психологов, педиатров и детских психиатров.

Особое внимание уделяется саморазрушающему поведению среди несовершеннолетних.

В подростковом возрасте саморазрушаюшее поведение встречается чаще, чем в других возрастных группах, что связано с рядом возрастных особенностей. У старшеклассников возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми, которые проявляются, как негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов.

В этом возрасте саморазрушающее поведение рассматривается как трагедия, задевающая не только ребенка, но и его семью, сверстников, всё окружение в котором он живёт.

В связи с этим, педагогами-психологами Муниципального бюджетного образовательного учреждения “Центр “Здоровье” разработана и успешно реализуется в Образовательных учреждениях Заводского района “Комплексная программа по профилактике саморазрушающего поведения среди несовершеннолетних”, включающая работу с подростками, родителями, педагогами по следующим направлениям:

  1. Работа с подростками. Сюда включены такие виды работ: психодиагностическое обследование детей по выявлению “группы риска”, коррекционно-развивающие занятия по программе “Внимание – это твоя жизнь!”, тематические семинары, тренинги, беседы, классные часы, организация досуговой здоровьесберегающей деятельности, а так же своевременное направление детей на консультацию и посещение узких специалистов (невролога, психиатра и т.д.).
  2. Работа с педагогическим коллективом включает организацию тематических лекториев, обучающих семинаров, научно-практических семинаров и конференций, с целью ознакомления педагогов с особенностями подросткового возраста, поведения детей-подростков и работы с детьми “группы риска”.
  3. Работа с родителями осуществляется в проведении родительских собраний, тематических дискуссий, индивидуальных и семейных консультаций.

Педагоги-психологи МОУ “Центр “Здоровье” на протяжении более 10 лет оказывает помощь в данном направлении всем участникам воспитательно-образовательного процесса.

С целью выявления детей “группы риска”, склонных к саморазрушающему поведению психологами Центра ежегодно проводится диагностическое обследование учащихся 8 – 11-х классов в образовательных учреждениях Заводского района города Новокузнецка.

Коррекционная деятельность с детьми “группы риска” основывается на реализации тренинговой программы “Внимание – это твоя жизнь!”. Курс занятий направлен на повышение адаптации подростков к меняющимся условиям социума и является мерой профилактики саморазрушающего поведения среди старшеклассников.

Работа включает в себя информационные и практические блоки.

За последние три года в групповой работе по данной программе приняли участие 69 обучающихся 8 – 9-х классов образовательных учреждений Заводского района.

На занятиях в результате использования специально подобранных игр, упражнений, тестов участники расширяют представление о себе, своих способностях, достоинствах.

Результатом работы по программе “Внимание – это твоя жизнь!” явились следующие показатели:

  • расширение способов преодоления трудностей – в 95% случаев,
  • повышение доверия к себе в 75% случаев,
  • повышение доверия к окружающим в 67% случаев,
  • развитие поведенческой гибкости у половины участников.

Ежегодно для старшеклассников нашего района педагоги-психологи проводят тематические встречи, дискуссии, классные часы по темам: “Свобода и ответственность”, “Модно быть здоровым”, “Я – образ”, “Прежде чем закурить, подумай!”, Моя семья – моё здоровье”, “Час здоровья”.

По вопросам саморазрушающего поведения среди обучающихся для педагогов Заводского района за три года организованы и проведены: научно-практические семинары “Организация профилактики суицидального поведения в детско-подростковой среде” и “Особенности работы с девиантными подростками”; обучающие семинары: “Профилактика суицида”, “Как помочь детям стать оптимистами”, “Воспитание ненасилием в семье”, “Самооценка учащегося. Влияние родительской самооценки на ребёнка”, “Особенности подросткового периода” и другие.

С точки зрения профилактики саморазрушающего поведения огромная роль отводится ближайшему окружению, то есть семье. В рамках “Комплексной программы по профилактике саморазрушающего поведения среди несовершеннолетних” педагоги-психологи Центра регулярно проводят в образовательных учреждениях Заводского района родительские собрания по темам: “Особенности подросткового возраста”, “Кризисы взросления”, “Взаимоотношения в семье” и другие. Большое внимание уделяется проведению индивидуальных и семейных консультаций. За три года психологическую помощь получили 46 родителей и 28 семейных пар.

Таким образом, работа по профилактике саморазрушающего поведения, проводимая в образовательной среде Заводского района имеет практическую направленность и помогает подросткам познавать себя, справляться с жизненными трудностями, находить выход из сложившейся ситуации.

Литература:

  1. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. – М: МГППУ, 2006. – 96 с.
  2. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. – Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2000. – 544 с.
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб: Издательство “Питер”, 2000. – 384 с.
  4. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. – СПб: “Питер”, 2000. – 624 с.
  5. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. – Екатеринбург, 2004. – 144 с.