Урок по теме "Профессия столяр"

Разделы: Социальная педагогика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (412 кБ)


Цель: расширить информационное пространство вокруг профессии столяра.

Задачи: коррекция мышления на основе игровой методики в упражнениях на развитие группировки и классификацию, развитие зрительного внимания, воспитывать уважительное отношение к труду, как высшие ценности жизни, формировать потребность в труде, работать над коррекцией зрительного восприятия, расширение представлений об окружающем и обогащении словаря.

Вводная часть.

Социальный педагог:

Ребята! Сегодня на занятии мы с вами продолжим знакомство с миром профессий. Посмотрите на эти строки: “У меня растут года – будет мне семнадцать. Где работать мне тогда, чем мне заниматься?”. Это написал Владимир Владимирович Маяковский в книге “Кем быть?”. В вашей жизни наступит важный этап, когда вам будет необходимо определится в выборе своего профессионального будущего, и первый шаг на этом пути – выбор профессии.

Творческое задание “Предметы из дерева”.

Перед тем как предложить детям эту игру, социальный педагог приносит на занятие книгу по столярному мастерству и рассказывает детям, какие породы деревьев используются для изготовления тех или иных предметов. Педагог предупреждает детей, что рисунки могут быть схематичными.

Затем социальный педагог делит детей на группы и раздает каждой группе карточку с рисунком какого-либо дерева. Дети должны вспомнить, что обыкновенно изготавливают из древесины этого дерева, и нарисовать эти предметы. Если дети ошиблись и нарисовали предмет, который не делают из того или иного дерева, группа получает штрафное очко. Побеждает группа, которая за определенное время вспомнит и нарисует больше предметов из своего дерева и получит меньше штрафных очков.

А теперь послушаем стихотворение Ирины Пивоваровой:

Бежит рубанок по доске,
как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке, –
доска подогнана к доске.
Столяр доволен.
Он поет и в руки молоток
берет…
Доска сколочена с доской
и пахнет солнцем и сосной.
И новый стол почти готов,
и новый стих почти готов.
Вот допишу я строчку,
столяр вобьет последний гвоздь,
и я поставлю точку.

– Ребята, о какой профессии идет речь?
– Правильно о профессии столяр.

Вопросы и задания для беседы;

  • Есть ли у вас или у ваших родителей знакомый столяр? Расскажите о нем.
  • Какие законы и правила должен соблюдать столяр, чтобы его работа была успешной?
  • Перечислите рабочие инструменты столяра.

Основная часть.

А расскажет о профессии столяра нам учитель трудового обучения Александр Васильевич.

Столяр.

Александр Васильевич: Столяр – профессия многогранная, включающая самые разнообразные профессиональные умения. Наиболее массовыми являются профессии столяров в жилищном строительстве и мебельном производстве. В особую немногочисленную группу выделяются столяры-краснодеревщики, в работе которых преобладают художественные тенденции. Результатом работы столяра являются различные столярные изделия, которые делятся по конструктивному признаку. К столярным изделиям брусковой конструкции относятся беговые лыжи, сапожная колодка, воздушный винт самолета, корпус деревянного ватерпаса; к столярным изделиям каркасной конструкции – оконные переплеты, ширмы, кровати, лестничные ограждения и пр.; к столярным изделиям каркасно-обшивной конструкции – стулья, кресла, диваны, филенчатые дверные полотна, корпуса легких судов и др.; к столярным изделиям бескаркасной конструкции – щитовые двери, столярные ящики, шкафы и письменные столы щитовой конструкции. Столяр должен свободно владеть столярными инструментами (рубанком, фуганком, электрической и механической дрелью и т.д.), уметь работать на станках: строгальном, шлифовальном, токарном. Он должен уметь строгать вручную необлицованные брусковые детали, подготавливать поверхности деталей разных изделий к облицовыванию, наклеивать на изделия облицовочные материалы, зачищать и шлифовать облицованные детали и узлы, подгонять и крепить на клею и шурупах детали к узлам и изделиям, выполнять все виды работ на основных деревообрабатывающих станках, весь комплекс работ по изготовлению художественной мебели и мебели сложной конструкции по чертежам, собирать корпусную и решетчатую мебель сложной конструкции из полированных узлов и деталей, подбирать, подгонять и крепить лицевую фурнитуру – зеркала, стеклянные дверки и полки "в отделанной мебели, защищать детали и узлы, облицованные строганным шпоном древесины, ремонтировать и реставрировать собранную и отделанную корпусную мебель с заменой отдельных узлов и деталей. Трудно перечислить все сферы применения столярных изделий, но особенно велико их значение в строительстве, где невозможно обойтись без деревянных окон и дверей, наличников, полов, плинтусов, галтелей, а также временных сооружений: лесов, подмостей, опалубки.

Социальный педагог: Спасибо, Александр Васильевич. А где, в каких учебных заведениях нашего города готовят специалистов данной профессии, нам расскажет представитель профцентра Людмила Георгиевна

Людмила Георгиевна: Данную профессию можно получить в следующих учебных заведениях:

  • Омский строительный техникум.
  • Омское профессиональное училище № 49.
  • ПУ № 18, р.п. Одесское, д. Буняковка.
  • ПУ № 51 р.п. Нововаршавка.

1. Общие сведения о профессии.

1. Отрасль народного хозяйства. Во всех отраслях, преимущественно в строительстве и мебельном производстве.
2. Тип предприятия или организации. Различные предприятия (государственные, частные, коммерческие)
3. Перечень специальностей по данной профессии. Столяр строительный, столяр мебельный, столяр-краснодеревщик и др.
2. Производственная характеристика профессии.
1. Место работы. В помещении или на открытом воздухе.
2. Орудия труда, предмет труда. Различные деревообрабатывающие станки, дрель, фуганок, рубанок, древесина.
3. Цель труда. Изготовление изделий из древесины
4. Основные производственные операции.
  1. Обработка древесины на деревообрабатывающих станках.
  2. Сборка заготовок отдельных изделий и конструкций.
  3. Сборка и ремонт мебели.
  4. Установка и монтаж блочных изделий для эксплуатации.
5. Профессиональные знания, умения, навыки. Должен иметь навыки работы на деревообрабатывающих станках, знать требования к поверхностям деталей, конструкцию изделий , уметь производить сборочные и облицовочные работы.

3. Санитарно-гигиеническая характеристика профессии.

1. Микроклиматические условия труда. Работа как в помещении, так и вне его, вдыхание паров клеев и лаков, древесной пыли.
2. Режим труда. Нормированный рабочий день.
3. Ограничения по полу и возрасту. Мужчины.
4. Загруженность анализаторов. Зрительный, сенсорный, кинестетический.
5. Медицинские противопоказания. Хронические заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4. Психофизиологические требования к личности специалиста.

1. Требования к особенностям мышления, внимания, памяти и восприятия. Практическое и пространственное мышление, воображение, моторная память.
2. Требования к эмоционально-волевым качествам. Монотоноустойчивость.
3. Требования к деловым качествам Аккуратность, терпение, ответственность, склонность к длительной кропотливой работе.

5. Требования к профессиональной подготовке.

1. Необходимые знания по общеобразовательным предметам. Трудовое обучение.

Социальный педагог: Спасибо, Людмила Георгиевна.

Социальный педагог: А сейчас, мы проверим, какие столярные инструменты дети знают. Я буду загадывать загадки, а вы отгадывать о каком инструменте идет речь.

Все пробует на зуб:
И сосну, и клен, и дуб (пила)

На зеркальном на катке,
На единственном коньке,
Он проехался разок –
И распался весь каток (стеклорез)

Бьют Ермилку по затылку,

Ну а он не плачет,
Только носик прячет (молоток)

Деревянная шея,
Железный клюв,
Стучит: "Тук,тук,тук!" (молоток)

Сам худ, голова с пуд. (молоток и гвозди)

Тихо, тихо снег идет,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лед
Во дворе...(лопата)

Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем (ножницы)

Два кольца, два конца,
А посередине – гвоздик (ножницы)

Два брата-акробата –
Ручки – кольцом, ножки – острые (ножницы)

Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.
Когда они встречаются,
Части разделяются.

Социальный педагог:

Молодцы, вы правильно отгадали все загадки. А теперь усложним задание. Я буду задавать вопросы, а вы, подумав очень хорошо, должны дать верный ответ.

– Почему шурупы крепче соединяют детали, чем гвозди. (У шурупов винтовая резьба.)

Ввернуть шуруп в отверстие очень трудно. Как облегчить эту работу? (Наколоть, засверлить отверстие, смазать шуруп мылом или тальком.)

– Кто точнее определит длину бруска.

К каким профессиям готовят Вас на уроках трудового обучения?

– Приведите пример о разных случаях из жизни, когда необходима помощь столяра.

– Как Вы думаете, что произошло бы в жизни, если бы не было профессии столяра?

Социальный педагог: А теперь мы поиграем в игру “Узнай пословицу по ее концу”. Я начинаю читать пословицу, а вы ее продолжаете до конца.

  1. Кто не работает … (тот не ест).
  2. Хочешь есть калачи … (не сиди на печи).
  3. Труд человека кормит … (а лень портит).
  4. Кто любит труд … (того люди чтут).
  5. Без труда не вынешь и … (рыбку из пруда). И др.

Социальный педагог: Молодцы, вы хорошо знаете пословицы. А теперь проверим Ваше внимание. Вы должны из предложенных наборов картинок убрать ту, которая не соответствует данному набору предметов.

Воспитатель: А теперь скажите, как одним словом объединить эти предметы? (Мебель.) А эти? (Посуда.)

Заключительная часть.

Социальный педагог: А подведем итог нашего занятия игрой “Внимательный столяр”. Послушайте правила игры: дети встают в круг (они предметы), ведущий говорит каждому предмету, что у него сломано (нужно приготовить карточки). Столяра обходят, запоминают поломки, а затем отворачиваются. В это время дети меняются и убирают карточки. Побеждает тот столяр, который больше запомнил и назвал поломок. (Игра проходит под тихую музыку.)

Социальный педагог: Ребята, мы дружно и весело поработали, а теперь давайте посмотрим какие изделия из дерева изготовили ребята на уроках трудового обучения.

Выставка детских работ.