Итоговое психологическое занятие на тему "Эмоции"

Разделы: Школьная психологическая служба


Участники: дети 6-8 лет (предпочтительно первоклассники) и их родители.

Количество участников: 18-20 человек.

Продолжительность занятия: 47-60 минут.

Место проведения: просторное помещение (возможно, актовый или спортивный зал, рекреация при условии тишины и отсутствия посторонних), имеющее игровую зону и зону с посадочными местами по количеству участников.

Материалы и оборудование: изготовленные коллажи эмоций (радость, грусть, злость, страх, удивление), пиктограммы (схематические изображения) эмоций, карточки с указанием эмоций и плотная ткань (игра “Вырази эмоцию”), карточки с указанием роли (упражнение “Торт”), карточки и муляж чемодана или портфеля для упражнения “Чемодан в дорогу”, свеча, аудио магнитофон, магнитная доска и набор магнитов, стулья по количеству участников.

Цели:

  • закрепление пройденного ранее материала;
  • развитие взаимопонимания между детьми и родителями;
  • поддержание интереса детей и родителей к занятиям психологией.

Задачи.

Обучающие:

  • закреплять у обучаемых полученные знания об эмоциях (радость, злость, страх, удивление, грусть) и способах их выражения;
  • формировать у родителей начальные представления о психологических занятиях, их основной сути.

Развивающие:

  • развивать у детей познавательные процессы (память, внимание);
  • закреплять у обучаемых навыки работы в группе, умение высказывать свою точку зрения;
  • формировать у родителей и детей навыки положительного общения, совместных игровых и учебных действий;

Воспитательные:

  • создавать положительную, способствующую сотрудничеству родителей, детей и педагога атмосферу.

Ход занятия

1. Вводная часть. Разминка. Продолжительность — 12,5-16 минут.

1.1. Приветствие. Участники здороваются друг с другом. Психолог приветствует собравшихся, рассказывает о целях предстоящего занятия и основных формах работы. Продолжительность - 2-3 минуты.

1.2. Упражнение “Я люблю”. Цель: знакомство родителей друг с другом, снятие эмоционального напряжения. Участники встают в круг и по очереди (по часовой стрелке) называют свое имя и любимое время года, объясняя свой выбор. Затем упражнение продолжается в обратном направлении: каждый участник должен назвать имя и любимое время года своего соседа справа (против часовой стрелки). Продолжительность — 4-5 минут.

1.3. Упражнение “Похвала”. Цель: акцентировать внимание на положительных качествах участников группы, создание положительного эмоционального фона. Инструкция: “Мы все пришли на занятие со своим характером, со своими качествами. Сейчас мамы, папы, бабушки и дедушки расскажут о своих детях и внуках — назовут три основных положительных, хороших качества ребят, а дети тоже расскажут о взрослых”. В процессе выполнения упражнения психолог хвалит участников, подбадривает и помогает детям, у которых возникли затруднения. Важно, чтобы у каждого участника получилось выполнить упражнение. Когда все высказались, можно обсудить упражнение, выяснить, какие чувства испытывали дети взрослые, когда хвалили их и хвалили они сами. Как часто в жизни они слышат добрые слова и говорят их сами. Продолжительность — 4-5 минут.

1.4. Упражнение “Сердце животного”. Цель: развитие групповой сплоченности, умения действовать слаженно и точно. Данное упражнение является традиционным для занятий объединения, поэтому правила нужно объяснять только родителям. Это может сделать психолог или кто-то из детей. Инструкция: “Сейчас мы с вами встанем в круг и возьмемся за руки. Мы сейчас — сердце красивого, доброго животного. Давайте придумаем, какому животному принадлежит это сердце. (Участники предлагают варианты). Сердце животного будет биться — сжиматься и разжиматься. На счет “один” мы все вместе будем делать шаг вперед, на счет “два” — назад”. Затем психолог говорит, что животное стало двигаться быстрее, и сердце тоже стало стучать быстрее. Ритм “биения сердца” ускоряется. Через несколько “ударов” животное “устает”, “засыпает”, темп выполнения упражнения замедляется, становится более спокойным, плавным. Психолог следит за синхронностью выполнения упражнения. Продолжительность — 2,5-3 минуты.

2. Основная часть. Продолжительность — 27,5 - 35 минут.

2.1. Этюд “Семейный”. Цель: телесно-эмоциональное сближение участников, выражение положительных эмоций. Психолог обращается к детям: “Ребята, каждый из вас знает, как приятно чувствовать любовь и заботу родителей. Сейчас мы поиграем в такую игру: мы представим, что вы и ваши мамы (папы) поменялись местами. Пожалуйста, пожалейте взрослых, приласкайте их. Вспомните, как мамы вас успокаивают, когда вы расстроены. Может быть их обидел кто-то на работе или в магазине. Давайте покажем, как мы их любим и ценим”. Дети и родители работают в парах. Психолог подходит к тем парам, у которых возникли затруднения, помогает найти нужные слова, действия. В конце упражнения стоит спросить детей, трудно ли было “жалеть” взрослых. Родители рассказывают, приятна ли им была детская ласка. Важно, чтобы дети услышали положительную реакцию взрослых. Продолжительность — 4-5 минут.

2.2. Игра “Правила для взрослых”. Игра проходит в парах “ребенок-родитель”. Цель: дать возможность ребенку почувствовать себя в роли взрослого, знающего и опытного человека. Это помогает формировать принятие тех просьб и советов, которые исходят от мамы или папы, потому что они продиктованы заботой о ребенке, а не желанием лишить свободы, обидеть. Родители же смогут лучше понять маленького человека, от которого требуют подчинения, часто не обращая внимания на его желания. Инструкция: “Сейчас мы продолжим играть. Ребята, скажите, какие правила вы знаете? (Дети отвечают: правила дорожного движения, правила поведения, правила этикета, правила гигиены). Родители часто объясняют вам, как надо вести себя дома, на улице, в школе? А зачем они это делают? (Чтобы предостеречь, избежать неприятных ситуаций и т.д.) Давайте представим, что мамы и папы стали совсем маленькими, и они не знают как правильно себя вести. Подойдите к своим родителям и расскажите им о правилах, которые помогают людям в жизни, предупредите их (не разговаривай с незнакомыми, не садись к ним в машину, мой руки перед едой)”. Психолог по мере необходимости помогает участникам. После того, как все закончат игру, стоит спросить у участников, что они чувствовали в процессе игры, волновались ли дети о своих “маленьких, несмышленых” родителях. Получилось ли у взрослых почувствовать себя детьми, легко ли было запомнить все правила. Продолжительность — 4-5 минут.

2.3. Игра “Вспомним эмоции”. Работа с коллажами эмоций. На предыдущих занятиях дети совместно с психологом выполняли коллажи из газетных вырезок, фотографий, иллюстраций (размер коллажа А3). Темы коллажей соответствуют пройденным эмоциям (радость, грусть, печаль, страх, удивление). Психолог последовательно размещает на доске коллажи. Организуется беседа об эмоциях: в каких случаях люди их испытывают; когда радость (страх, удивление, грусть) испытывают родители; есть ли эмоции у животных; есть ли “плохие” эмоции. Цель: повторение пройденного материала. Продолжительность — 4-5 минут.

2.4. Беседа “Когда мы....”. Работа с пиктограммами (схематическими изображениями) эмоций (Приложение 1). Психолог предъявляет детям пиктограммы и обсуждает с ними, как люди выражают те или иные эмоции. Цель: повторение пройденного материала. Продолжительность — 2-3 минуты.

2.5. Игра “Вырази эмоцию”. Цель: повторение пройденного материала. Психолог вызывает одного родителя, которому предлагается вытянуть карточку. На карточках указаны названия эмоций и частей лица и тела, с помощью которых надо эту эмоцию изобразить (Приложение 2). Психолог закрывает плотной тканью “лишнюю” часть лица, оставляя, например, только глаза. Остальные участники занятия — зрители, должны эмоцию угадать. Затем для игры приглашается следующий взрослый и т.д. Продолжительность — 4-5 минут.

2.6. Упражнение “Я и мама (папа)”. Цель: эмоциональное сближение членов семьи, развитие внимания. Инструкция: “Родители и дети — самые близкие люди на свете, иногда кажется, что они знают друг о друге все. Сейчас мы проверим, так ли это на самом деле. Сядьте, пожалуйста, по парам “родитель-ребенок” на стулья спиной друг другу. (Стулья располагаются по кругу, так чтобы разные пары могли видеть друг друга, и играть было интересно). Я буду задавать вопросы, а вы постарайтесь ответить правильно”. Психолог по очереди задает вопросы взрослым (какого цвета у ребенка глаза, во что он одет, какие уроки у него были в школе, какое у него сегодня настроение) и детям (какого цвета у мамы (папы) глаза, во что одет взрослый, какие у него украшения или аксессуары (часы, ремень и т.д.) Вопросы можно формулировать следующим образом: “Маша, твоя мама сегодня пришла в длинной красной юбке, правда?”, “Петя, а у твоего папы на свитере есть синие и зеленые ромбы, так?” Психолог старается запутать участников, но у детей должно остаться ощущение, что они хорошо справились с заданием. Каждую пару можно поддержать аплодисментами. Затем организуется обсуждение упражнения, участники вместе приходят к выводу, что нужно быть более внимательными друг другу. Продолжительность — 4-5 минут.

2.7. Упражнение “Торт”. Цель: эмоционально-телесное сближение. Инструкция: “Давайте испечем торт. Каждый из нас будет каким-то продуктом. (Психолог раздает участникам карточки с ролями – названиями продуктов. Приложение 3). Сейчас я зачитаю рецепт, а “продукты” будут активно “перемешиваться” - перемещаться по залу. Итак, внимательно слушаем рецепт, чтобы ничего не забыть и чтобы наш “торт” получился красивым и вкусным. Взять 1 кг муки, добавить соль, сахар, орешки, изюм, какао, все перемешать. (Участники под музыку перемещаются по залу). Добавить молоко, масло, перемешать, добавить сметану, перемешать, добавить лимон, перемешать. Тесто выложить на противень, поставить в духовку (участники подходят ближе друг к другу, стоят, немного покачиваясь — это выпекается корж). В отдельной посуде перемешать кусочки клубники, киви, перемешать. Добавить малину, банан, яблоко, шоколад, перемешать. Корж готов, на него надо выложить фруктово-шоколадную смесь. (Участники придумывают, как они могут “украсить собою торт, например, встать вокруг “коржа”, взявшись за руки). Украшаем торт сливками и свечами. Продолжительность — 3-4 минуты.

2.8. Дыхательное упражнение “Горячая монета”. Цель: переключение внимания участников на выполнение упражнений заключительного блока, совершенствование координации движений. Данное упражнение является традиционным для занятий объединения, поэтому правила нужно объяснять только родителям. Это может сделать психолог или кто-то из детей. Инструкция: “Встаньте прямо. Руки опущены вдоль тела. Делаем глубокий вдох. Во время вдоха прямые руки медленно поднимаем до уровня груди ладонями вперед. Задерживаем дыхание. Направьте внимание в центр ладоней, представьте, что там “горячая монетка”. Представили? Теперь медленно выдыхаем. Выдыхая, чертим обеими руками одновременно в воздухе перед собой два круга. Опустили руки. Попытайтесь задержать дыхание на выдохе, насколько это возможно. Повторите упражнение сначала, но на выдохе перед собой рисуйте треугольники. Снова выполните это упражнение, но рисуйте перед собой на выдохе два квадрата”. Продолжительность - 2,5-3 минуты.

3. Заключительная часть. Подведение итогов. Организация обратной связи. Прощание. Продолжительность — 7-9 минут.

3.1. Упражнение “Чемодан в дорогу”. Цель: создание благоприятного образа будущего, повышение самооценки. Родители наблюдают за упражнением в качестве зрителей. Инструкция: “Ребята, наше занятие подходит к концу. Мы сегодня не только вспомнили эмоции, но и побыли в роли родителей, почувствовали себя взрослыми. Ваши папы и мамы впервые присутствовали на нашем занятии, и мы, конечно, пригласим их снова. А впереди - долгое путешествие, в котором будет много интересных и веселых приключений, новых знаний, игр и упражнений. Давайте соберем в дорогу чемодан, в который сложим только нужные и полезные вещи, а вредные и бесполезные прямо сейчас выбросим”. Психолог предлагает детям карточки со словами (радость, обида, смех, слезы, и пр. Приложение 4). Каждый из детей подходит, вытаскивает карточку и решает, что нужно сделать с “вещью”: взять “в дорогу” или выбросить. После того, как все ребята поучаствуют в упражнении, психолог спрашивает родителей, хорош ли чемодан, который собрали дети? Может быть в него стоит положить что-то еще? При необходимости на чистой карточке можно написать качество, эмоцию или состояние, которым хочется дополнить “чемодан”. (Психолог помогает детям, которые затрудняются прочитать слова на карточках). Продолжительность — 3-4 минуты.

3.2. Прощание “Свеча”. Цель: закрепление положительной эмоциональной атмосферы, сплочение группы. Участники занятия встают в круг. Психолог зажигает свечу и предлагает присутствующим высказать пожелания всем участникам занятия. Можно приглушить свет и использовать музыкальное сопровождение. Продолжительность — 3-4 минуты.

3.3. Традиционное прощание “Башенка”. Дети и родители становятся в круг и строят “башню” из больших пальцев. Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего, при этом поднимая свой палец вверх для следующего участника. Все хором говорят “До свидания!” и “башня” рушится. Продолжительность — 1 минута.

Список литературы

  1. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов — М.: Гном и Д. 2000.
  2. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2010. - изд. - 208 с., илл.
  3. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать? - 2-е изд. - М.: Генезис, 2010. - 541 с.: илл.
  4. Хухулаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4). 3-е изд. - М.: Генезис, 2009. – 344 с.
  5. Школьный психолог. Методическая газета для педагогов-психологов. №11(489) 1-15 июня 2011.