Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе "Зимушка-зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • Уточнить и расширить знания детей о времени года зима. Закрепить представления о зиме, признаки зимы, народные приметы.
  • Закрепить знания о предложении, умение делить слова на слоги. Дифференцирование звука "с", определять наличие звука "с" в словах.
  • Обогащать и активизировать словарь, развивать зрительное внимание и восприятие. Упражнять в подборе глаголов, имен прилагательных, существительных, в умении громко и четко произносить слова.
  • Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержание знакомых произведений и репродукции картин. Продолжаем учить детей составлять рассказ по картине, по схеме, из личного опыта.
  • Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями в природе, рассматривание картин, иллюстраций о зиме, чтение худ. литературы.

Материал: снежинки, вырезанные из бумаги, картина "В зимнем парке", схема по картине "В зимнем парке", мяч.

Литература:

  1. О.С. Ушакова "Занятие по развитию речи в старшей группе детского сада".
  2. Программа "Детство" В.И. Логинова
  3. С. Шанина "Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка".

Ход деятельности

Дети входят в группу. На ковре лежат снежинки.

Воспитатель: Ребята, что это такое?

- А чтобы это значило, снежинки к нам в группу залетели?

Ответы детей.

Воспитатель: Снежинки прилетели узнать, что вы знаете о зиме.

Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения:

На деревьях, на карнизах
Кружева да бахрома,
Это значит на снежинках
Опустилась к нам зима.

- О каком времени года говорится в стихотворение?

Ответы детей.

Воспитатель: Вот сейчас мы побеседуем с вами о зиме, как о прекрасном времени года.

- Но вначале поиграем с язычком. Послушайте скороговорку:

"Заморозила зима и заборы, и дома".

Скажите с начало тихо - громко, медленно - быстро.

- Ребята, когда вы шли в детский сад, вы видели изменения в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: Да ребята, пришла зима и окутала деревья пушистым инеем. Они стоят, как будто выточены из чистейшего хрусталя. Зима - красивое время года.

- А вы любите зиму? В чём красота зимы?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно ребята погода зимой морозная, снежная, вьюжная, холодная. Что можно сказать о снеге, какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: Как называются 1,2,3 месяцы зимы?

Ответы детей.

В народе говорят "декабрь год кончает зиму начинает."

- А вы какие приметы зимы можете вспомнить?

Ответы детей.

1."Галки вьются в воздухе - к снегопаду"

2."Если январь холодный - июль будет жаркий и сухой"

3."У февраля 2 друга - метель да вьюга"

4."Если в декабре большой иней, много снега, это к урожаю"

5."Февраль зиму выдувает, а март ломает"

- Ребята, как вы думаете, кто больше всех рад зиме?

- Какие зимние забавы вы знаете?

- На чём дольше любят кататься дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько слогов в слове сани, снеговик, снег?

Ответы детей.

На какой звук начинаются эти слова?

Придумайте предложения с этими словами.

Ответы детей.

- А сейчас повторите чистоговорку так, чтобы слышать звук "с".

ес-ес-ес- сыпет, сыпет снег с небес
ес-ес-ес- спит под снегом зимний лес.

Воспитатель: Да ребята зиму любят все - поэты и художники. Поэты в своих стихах описывают красоту зимы. Давайте вспомним некоторые из них и расскажем.

Дети по очереди рассказывают стихотворения.

  • "Зима" (И.Суриков)
  • "Первый снег" (Е.Прутнева)

Воспитатель: А сейчас я загадаю вам загадку:

Есть один такой цветок
Не вплетём его в венок
Дунем на него слегка
Был цветок и нет цветка!
Ответы детей. (снежинка!)

- Молодцы ребята, очень много знаете о зиме, и теперь немножко встанем и отдохнём.

Физкультминутка: " Мы во двор гулять ходили".

Мы во двор гулять ходили,
Бабу снежную лепили.
Птичек крошками кормили,
А потом с горы скатились,
А потом в снегу валялись.
Все домой в снегу пришли.
Съели суп и спать легли.

Движения выполняются по тексту.

Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим, как художники отразили в своих картинах это чудесное время года.

Рассматривание картины "В зимнем парке".

- Какое время года изображено на картине?

- Деревья какие? Что ещё есть на картине?

- Что делают дети? Как они одеты? Почему?

- Как вы думаете, детям нравится в зимнем парке, а какое настроение было у художника ,когда он рисовал эту картину.

Ответы детей.

- А сейчас придумайте свой рассказ о зиме по картине.

Рассказы 2-3 детей.

- А кто ещё хочет рассказ из своего личного опыта, как он гуляет в зимнем парке?

Рассказы детей.

- А сейчас попробуйте рассказать рассказ по схеме.

Воспитатель выставляет схему.

Рассказ по схеме. (1 ребёнок)

Игра "Один - много".

сосулька, снежок, льдинка, снежинка, снеговик, сугроб, мороз, метель.

Вы помните ребята, что за чудеса произошли у нас в группе?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята среди этих снежинок была одна волшебная, в которой есть весточка, снежинка приглашает вас на новогодний праздник.