Урок обществознания "Демография современной России". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цели урока:

Образовательная: Дать учащимся представление о новой общественной науке, охарактеризовать круг проблем, которые она изучает. Описать современную демографическую ситуацию.

Развивающая: Развить у учащихся познавательные навыки анализа информации, представленной в текстовой и графической форме. Дать первичный опыт анализа демографической ситуации. Сформировать у учащихся навыки ответа на вопросы итоговой аттестации в форме ЕГЭ (Задание С 7).

Воспитательная: Подтолкнуть учеников к осмыслению демографической ситуации как острой социально-экономической проблемы на уровне региона, страны и целой группы экономически развитых стран. Раскрыть важность выбора поведенческих моделей каждым жителем России.

Ход урока

I Фаза вызова (Приложение 1. Презентация по всему содержанию урока).

Задача первого этапа урока:

Формирование интереса к новой общественной науке и кругу проблем, которые она изучает, актуализация имеющихся знаний.

Деятельность учителя:

Используя лекционную форму:

Знакомит учеников с планом урока.

Формулирует предпосылки появления в XIX веке новой научной дисциплины. Подчеркивает актуальность демографических исследований на современном этапе развития общества.

Знакомит с новым понятийным аппаратом.

Преподаватель предлагает раздаточный материал (Приложение 2). Чтобы избавить учащихся от записи материала в тетради, автор предлагает использовать специально отобранные фрагменты презентации, распечатанные в режиме "Выдачи" по два слайда на странице.

Рядом с определениями суммарного и общего коэффициент рождаемости учитель просит указать их значение в Московской области (место проведения урока). Автор разработки рекомендует заменить эти данные цифрами своего региона. Это позволит максимально актуализировать материал урока, заинтересовать учеников в ходе дальнейшего сравнительного анализа. Рядом с определением депопуляции следует указать значение суммарного коэффициента рождаемости, ниже которого начинаются негативные процессы - 2,4. Эта цифра является ключевой и на последующих диаграммах она выделяется яркой анимированной стрелкой

Учитель формулирует вопросы к таблице с демографическими данными (Рисунок 1) и помогает ответить на них. Ответ на вопрос преподаватель организует в форме эвристической беседы, которая проходит на фоне музыкального фрагмента. Музыкальная вставка выступает как элемент релаксации, и служит подсказкой при ответе на вопрос.

Рисунок 1.

Деятельность учащихся:

Осмысливают проблему урока. Изучают текст раздаточного материала.

С помощью учителя анализируют таблицу "Основные демографические показатели". Отвечают на вопросы.

Вопросы:

Какой вывод можно сделать на основании данных о численности населения?

Выскажите три предположения о причинах изменения численности населения.

Ответы:

Численность россиян убывает.

Причины:

Кризис современной семьи и связанная с ним низкая рождаемость.

Снижение уровня жизни, связанное с социально-экономическими реформами.

Высокий уровень смертности, обусловленный вредными привычками.

Предполагаемый результат первого этапа урока:

  • Устойчивый интерес к теме урока.
  • Заинтересованность демографическими проблемами.
  • Потребность ответить на вопросы преподавателя.
  • Первичный опыт анализа демографической ситуации.

Вопросы, на которые отвечают школьники (это касается всех частей урока), составлены по аналогии с обществоведческими задачами экзаменационной работы в формате ЕГЭ (вопрос С 7). Это позволяет, в конечном счете, выработать уверенность в своих силах перед предстоящими экзаменами.

II Фаза осмысления.

Задача второго этапа урока:

Анализ современной демографической ситуации и путей решения существующих проблем. Приобретение и осмысление новых знаний о демографических показателях и содержании демографической политики. Соотнесение их с уже имеющимися знаниями (обществознание, история). Формирование ценностных отношений.

Деятельность учителя:

Применяя мультимедийную презентацию, учитель организует эвристическую беседу.

Освещает ряд демографических проблем.

Использует для их актуализации целый спектр информационных источников: научные статьи, содержание учебника, материалы сети Интернет (См. Приложение 1).

Преподаватель задает вопросы и организует групповой анализ представленной информации, используя круговую диаграмму "Возрастной состав населения" (Рисунок 2).

Рисунок 2.

С научной точки зрения, следующая диаграмма "Прогноз" (См. Приложение 1) является некорректной. Однако, ограниченное время урока вынуждает применять яркие эмоциональные образы для объяснения материала повышенной сложности. Аналогичную роль играет второй музыкальный отрывок, который служит фоном для ответа на вопрос "Какой вывод можно сделать на основании данных о возрастном составе населения".

Деятельность учащихся:

Работают с информацией на экране, раздаточным материалом.

Самостоятельно анализируют информацию круговой диаграммы, в ходе эвристической беседы отвечают на вопросы, предложенные учителем.

Спорят, отстаивая свою точку зрения.

Вопросы:

Какой вывод можно сделать на основании данных о возрастном составе населения?

Выскажите три предположения о последствиях сложившейся ситуации.

Ответы:

В стране растет численность людей пенсионного возраста.

Последствия:

Сокращается трудовой потенциал. Повышается актуальность новых технологий в производстве.

Возникает необходимость пенсионной реформы.

Возникают дополнительные требования к развитию социального обеспечения, медицинскому обслуживанию пожилых людей.

Предполагаемый результат второго этапа урока:

Приобретение новых знаний.

Развитие познавательных навыков анализа информации, представленной в текстовой и графической форме.

Осмысление демографической ситуации как глобальной проблемы на уровне региона, страны и целой группы экономически развитых стран.

Рисунок 3.

Используя, имеющиеся у учеников знания этапов развития общества, учитель должен связать их с изменением моделей репродуктивного поведения. (Рисунок 3). Старшеклассник должен осознать, что решение демографической проблемы не сводится к увеличению пособий и иных выплат. Демографическая политика должна включать меры по формированию общественного мнения. В результате обсуждения старшеклассник должен задуматься о важности выбора поведенческих моделей (имеется в виду репродуктивное поведение) каждым жителем России.

III Фаза обобщения, рефлексии.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Получение опыта при ответе на вопросы экзамена в форме ЕГЭ (С 7).

Деятельность учителя:

Начинает заполнять в классе таблицу "Демографическая политика в России".

Обсуждает с учениками возможные варианты ответа.

Дает задание на дом. (Рисунок 4).

Домашнее задание:

Внимательно прочитать  10 учебника.

Выучить наизусть те определения, которые содержаться в раздаточном материале.

Заполнить все графы таблицы.

img4.gif (6956 bytes)

Рисунок 4.

Деятельность учащихся:

Обобщают и систематизируют знания демографических проблем, предлагают свои решения.

Заполняют таблицу, находят конкретные примеры.

Участвуют в коллективном обсуждении результатов. Фоном для него служит музыкальный отрывок, который позволяет завершить урок на оптимистической ноте.

Вопросы:

Назовите три возможных направления демографической политики в нашей стране.

Приведите пример к одному из них.

Ответы (без примеров):

Укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни.

Повышение рождаемости, в том числе меры по формированию общественного мнения.

Грамотная миграционная политика.

Меры по стимулированию возвращения эмигрантов.

Активная региональная политика.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

  • Обобщенные и систематизированные знания о новой научной дисциплине.
  • Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
  • Уверенность в своих силах перед предстоящими экзаменами.

Литература:

  1. Обществознание XI класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2010.
  2. Материнство и детство в России. XVIII - XXI вв. Сборник статей. М. 2009.
  3. Белобородов И.И. Деградация института семьи в контексте демографических перемен. Глобальная депопуляция как последствие ценностного кризиса.

Приложение 3.