Урок русского языка во II-м классе (Школа–2100) в ТРКМ c презентацией к уроку

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Обучающая: познакомить с правописанием разделительного твердого знака.
  • Развивающие: развитие умения сравнивать, делать выводы, самостоятельно оценивать результат своих действий; развитие критического мышления.
  • Воспитательные: содействие воспитанию трудолюбия, высокой работоспособности через использование информационных технологий.
  • Коммуникативная: создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация "Разделительный твердый знак", таблица "Разделительный ь. Разделительный ъ", круги для самооценки, учебник "Русский язык" 2 класс автор Р.Н. Бунеев, Е.В., дидактический материал Л.Ю. Комисарова.

При разработке урока использованы приемы ТРКМ: корзина идей, кластер.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент.
- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату, проговорите орфограммы. Дети записывают дату в тетрадях, один ученик проговаривает орфограммы, остальные проверяют.
II. Минутка чистописания.
Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, теплица, поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука.

Пишем в тетрадях: показы ъ.

Дети читают слова: печка, отъезд, теплица, поезд.

- Это твёрдый знак.

Дети пишут ъъ ъъ ъъ

съ дъ

III. Стадия вызова.
1. Выведение темы и сообщение целей урока.

Презентация.

- Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока? Слайд № 2.

2. Активизация опорных знаний.

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Что мы знаем о нем?

- Да, сегодня мы будем говорить о разделительном ъ, учиться писать слова с этим знаком.

3. Корзина вопросов.

- Как вы думаете, какие вопросы, интересующие нас, сегодня мы можем задать по этой теме?

(На слайде № 3 наполняется корзина идей.)

 

- Да, разделительный твёрдый знак.

 

- Разделительный мягкий знак, он пишется после согласных в корне перед гласными второго ряда.

 

 

- Какую работу выполняет разделительный ъ?

- В каких словах пишется ъ?

- Где в словах пишется ъ?

- Как отличить разделительные ь и ъ?

IV. Стадия осмысления.
Проблемная задача.

- Ребята, давайте попробуем ответить на первый вопрос нашей корзины идей: Какую работу выполняет разделительный ъ?

- Прочитайте четверостишие. Слайд № 4.

А дорога - далека,
А корзина - нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.

- Из какой сказки эти слова?

- Назовите героев этой сказки.

- Сегодня Маша будет помогать нам на уроке.

- Найдите в стихотворении слова, которые имеют 1 различие в написании и 2 различия в произношении.

- Объясните эти различия, сделав звукобуквенный анализ слов.

- Сделаем вывод, составив кластер, какую же работу выполняет ъ?

(По ходу ответов на слайде № 5 появляется кластер).

- Мы ответили на первый вопрос корзины идей?

- Где же пишется разделительный ъ?

- Прочитайте слова на доске.

- Какие части слова есть в словах?

- Чем отличаются приставки в 1 столбике от приставок во 2 и 3 столбиках?

- Понаблюдайте за первой гласной в корнях слов.

- Сделаем вывод о написании разделительного ъ.

(Вывод появляется после ответов в виде таблицы на доске.

┐ Ъ е, ё, ю, я

- Проверим себя по учебнику с. 122.

- Запишите слова третьего столбика в строку через запятую, орфограммы, части слова выделите. Как поняли задание?

- Какие приставки, оканчивающиеся на согласную букву вы знаете? По ходу ответов приставки появляются на доске.

- Запишите их в тетрадь.

 

 

 

 

Дети читают.

 

 

 

- Русская народная сказка "Маша и медведь".

- Машенька, медведь.

 

- Сесть, съесть.

 

Сесть - [с'эс'т']

Съесть - [сй'эс'т']

- В слове сесть нет ъ, а в слове съесть - есть. В слове сесть первый звук мягкий и в нем нет звука [й'], а в слове съесть - первый звук твердый и есть звук [й'].

- Разделительный ъ предупреждает, что в слове есть звук [й'], разделяет согласный звук и согласный звук [й'].

- Да, ответили.

- Дети читают столбики слов.

Поезд
выезд
заезд
сэкономить
безаварийный
безоблачное
въезд
объезд
подъезд

- Приставка, корень.

- Приставки в 1 столбике заканчиваются на гласную, во 2 и 3 столбике - на согласную.

- Корни начинаются на гласную первого или второго ряда.

- Разделительный ъ пишется после приставок на согласный перед гласными второго ряда е, ё, ю, я.

Дети читают правило написания разделительного твердого знака в учебнике.

Дети записывают слова.

- Под, в, с, об, без, от.

V. Физминутка.
Первичное закрепление.

- Упражнение на слайде № 6.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Молодцы, ребята, ответили и на 2 вопрос.

3. Проблемная задача.

- Как отличить разделительные ь и ъ знаки?

- Найдите сходства и различия.

- По ходу ответов вывод-кластер появляется на слайде № 7.

- Приведите примеры слов.

 

- В 1 группу пойдут слова с приставками, во 2 - без приставок.

- Но в словах везде приставки.

- Значит, с ъ и без ъ.

Письмо в тетрадях.

- Сходства: разделительные ь и ъ пишутся после согласных перед гласными второго ряда (кроме буквы и при письме ъ)

- Отличия: разделительный ь пишется в корне слов, а разделительный ъ - после приставки на согласную.

Дети называют слова с разделительными ь и ъ.

VI. Рефлексия.
1. Вопросы на рефлексию.

- Что нового узнали на уроке? Чему учились?

- Составим кластер о разделительном ъ.

 

 

 

 

 

 

 

Открывается по ходу ответов кластер на слайде № 8 или на доске в виде табличек с напечатанными словами.

- На следующем уроке мы с вами будем продолжать учиться писать слова с разделительным ъ, учиться отличать его от разделительного ь.

2. Самооценка.

- Если вы очень хорошо поработали - поднимите зеленый круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше - поднимите синий круг.

- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете - поднимите желтый круг.

- Узнали о разделительном ъ, учились писать слова с ъ, учились отличать разделительные ь и ъ.

 

 

 

 

Дети оценивают свою работу.

VII. Домашнее задание.
С. 86 упр. 198 (д.м.), записать 5 слов с разделительным ъ. Запись детьми домашнего задания.