Открытый урок "Дроби"

Разделы: Математика


Основные цели:

  • уточнить понятие дроби, понятия правильной и неправильной дроби, тренировать умение выражать с помощью дроби части величины (правильной и неправильной);
  • повторить и закрепить действия с натуральными числами, соотношения между единицами измерения величин, решение задач на дроби, тренировать способность к рефлексии собственной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, экран.

Раздаточный материал: карточки самостоятельной работы, сигнальные карточки, карточки с заданиями для выбора.

Ход урока

1. Мотивация к коррекционной деятельности.

Цель:

1) сформулировать основную образовательную цель урока: повторить понятие дроби, запись дроби в виде частного, выражение меньших единиц измерения через большие, решение уравнений, правая часть которой - дробь;

2) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в коррекционную деятельность.

1) Ну-ка, проверь дружок, (слайд1)
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.

2) (слайд 2)

Дикобраз в подарок сыну
Сделал счетную машину.
К сожалению, она
Недостаточно точна.
Результаты перед вами -
Быстро все исправим сами.

539 + 103 = 642

83 - 17 = 56 (66)

125 2 = 250

600 : 5 = 125 (120)

- Как называются числа при выполнении каждого действия? - Какие числа получаются в результате действий с натуральными числами? (натуральные)

- Какие числа называются натуральными?

3) Закончите фразы и вы узнаете тему урока:

Раз сложили, два сложили
В результате получили:натуральное число
Скажем просто - "Повезло"
Вычитали, вычитали - снова числа получали
Числа специальные - снова : натуральные
Умноженье повторяли
Умножали, умножали - снова числа получали
Снова специальные - числа :натуральные
Вот делимое, делитель, я - любимый ваш учитель
А теперь проверим вновь..., получаем что же? :(дробь)

- Давайте сделаем вывод:

- Какие числа получаются в результате действий с натуральными числами? (При сложении, вычитании, умножении натуральных чисел всегда в результате получится натуральное число, а при делении может получиться дробь, если первое число не делится на второе.)

4) - Кто догадался и назовет тему урока? (Дроби) (слайд 3)

- Сегодня вы начнёте повторять всё, чему научились в начальной школе при работе с дробями.

- А будут помогать вам сегодня - СМЕШАРИКИ. (слайд 4)

- Чтобы работа была успешной, с чего надо начать? (с повторения)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:

  • организовать повторение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися (определений, алгоритмов, свойств и т.д.): "понятия дроби", понятия правильной и неправильной дроби, выражения с помощью дроби части величины, решение уравнений, содержащих действия деления;
  • актуализировать соответствующие мыслительные операции, внимание, память и т.д.: сравнение, анализ, аналогия, обобщение;
  • организовать фиксацию актуализированных способов действий в речи;
  • организовать мотивацию учащихся к сопоставлению работ по эталону для самопроверки с целью:
  • выявления места и причины затруднения;
  • самопроверки хода решения и правильности фиксации используемого эталона.

1) Историческая справка от Лосяша. (слайд 5)

2) Давайте ребята поможем Кар-карычу наловить рыбки. (слайд 6)

3) Вопрос от Ежика: "Что такое дробь?" (слайд 7) (Запись вида "m на n", где m - числитель дроби, n - знаменатель дроби)

- Что показывают числитель и знаменатель дроби?

- Как представить данные дроби в виде частного? (m : n)

4) Вопрос от Пина: "Какая дробь называется правильной, а какая неправильной?"

(слайд 8)

5) Вопрос от Кроша: "Что показывают числа, записанные под каждым рисунком?" (Часть, которая закрашена на рисунке.) (слайд 9)

- Можно ли эти числа назвать натуральными? Как их называют? (Это дроби.)

- Представьте данные дроби в виде частного. (1 : 4; 3 : 8.)

- Каким эталоном вы воспользовались?

6) Вопрос от Копатыча: "Какую часть составляют: а) 25 см от 1 метра б) 2 коп. от 1 руб (слайд 13)

- Представьте дроби в виде частного.

7) Задание от Нюши: "Найдите корни этих уравнений" (слайд 14)

- Сравните уравнения каждого столбика. Чем они похожи и чем отличаются? - Сравните уравнения во второй строке. Каким эталоном будете пользоваться?

8) (9; 441; ; .)

(2) (слайд 15)

Задания выполняются на доске с комментарием, остальные учащиеся работают в тетрадях.

- Что интересного вы можете сказать о корнях уравнения? (Корнями уравнений первого столбика являются натуральные числа, а корнями уравнений второго столбика - дроби, одна дробь правильная, а вторая - неправильная.)

9) Физкультминутка. (слайд 16)

10) Что теперь вы будете делать? (Самостоятельную работу) (слайд 17)(Приложение2)

После выполнения работы.- Что теперь вы будете делать? (Проверим работу по образцу.)

11) (слайд 18) Взаимопроверка (ответы на обратной стороне).

12) (слайд 19) Оценки

"5" - нет ошибок

"4" - 1-2 ошибки

"3" - 3-4 ошибки

"2" - более 4 ошибок

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Цель:

  • организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):
  • организовать выявление учащимися места затруднения;
  • организовать выявление учащимися причины затруднения.

- Как вы будете проверять? (Каждое задание и сопоставлять с используемыми эталонами.)

- Какие эталоны вы использовали при выполнении первого задания?

- У кого это задание вызвало затруднение?- В каком месте?- Почему возникло затруднение?

- Какие знания вы применили при решении уравнений?

- У кого вызвало затруднение решение уравнений?- В каком месте?- Почему возникло затруднение?

- Какие знания вы применили при выполнении третьего задания?

- У кого вызвало затруднение это задание?- В каком месте?- Почему возникло затруднение?

- Поднимите руки, у кого все получилось?

- Что вы можете сказать? (У нас нет затруднений.)

4. Коррекция выявленных затруднений.

Цель:

  • организовать исправление ошибок с помощью предложенного эталона для самопроверки;
  • организовать самопроверку заданий;
  • организовать выполнение учащимися заданий более высокого уровня сложности по данной теме.

- Если у вас нет затруднений, что вы будете делать? (Мы будем выполнять дополнительные задания.)

- Для работы я вам предлагаю 19.

(слайд 20)

а) Чтобы дробь была правильной числитель должен быть меньше знаменателя. x - 4 < 7

X = i 5; 6; 7; 8; 9; 10y

б) Дробь неправильная, если числитель больше или равен знаменателю. 6x + 2

X = i 1; 2; 3; 4y

5. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель:

  • организовать обсуждение типовых затруднений;
  • организовать проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение.

Можно работу организовать в парах или в группах, которые образованы по допущенным ошибкам, можно организовать работу фронтально. Важно последовательно выясняет, на какие алгоритмы и правила были допущены ошибки, и эти алгоритмы и правила проговариваются во внешней речи.

6. Включение в систему знаний и повторение.

Цель: повторить и закрепить решение задач на дроби.

1) (слайд 21)- А сейчас я вам предлагаю вспомнить, как решать задачи на части.

41.

Первую задача решает 1 ряд, вторую - 2 ряд, а третью - 3 ряд. Потом решение записывается на доске.

1) 28 : 7*4 = 17 (д.)

2) 48 : 6 * 100 = 600 (ч.) - в школе

3) Ответ: часть ухала на гастроли.

- Что вы можете сказать о задачах? (это задачи на части)

2) (слайд 22) С двух станций, расстояние между которыми 950 км, одновременно навстречу друг другу вышли два поезда. Скорость одного 100 км/ч, а скорость второго составляет 75% скорости первого. Какое расстояние будет между поездами через 2 ч после выхода?

1) 100:100*75=75(км/ч) - скорость 2 поезда

2) (100+75=175(км/ч) - скорость сближения

3) 950-175*2=600(км) - будет между поездами через 2 часа

Ответ: 600 км

7. Рефлексия деятельности на уроке.

Цель:

  • организовать фиксацию степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
  • организовать вербальную фиксацию причин (алгоритмов, правил, понятий и т.д.) возникших на уроке затруднений;
  • организовать оценивание учащимися собственной работы на уроке;
  • организовать обсуждение и запись домашнего задания.

(Слайд 24)

- Назовите тему урока.(Дроби)

- Какую цель вы ставили в начале урока? (Повторить понятие дроби понятия правильной и неправильной дроби, тренировать умение выражать с помощью дроби части величины, решение задач на дроби)

- Кто из вас достиг цели?

- Что вам помогло справиться с затруднениями?

- Мне необходимо поработать над:?

(Слайд 25) Соберем букет для Нюши.

Домашнее задание: п. 3.1.1.; карточки с заданиями для выбора; №№ 50; 51. (Слайд 23) (Приложение2)