Обобщающий урок в 7-м классе "Класс млекопитающие"

Разделы: Биология


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: "Класс Млекопитающие".

Задачи:

  • Систематизировать знания учащихся по строению, поведению и многообразию млекопитающих.
  • Научить обобщать и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся.
  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: карточки задания; таблицы: "Отряд приматы", "Отряд парнокопытные", "Отряд рукокрылые", "Отряд непарнокопытные", "Отряд насекомоядные", "Отряд ластоногие", "Отряд китообразные", "Отряд хищные"; фотографии животных.

Технология урока: урок проводится в форме игры "Счастливый случай", класс делится на 4 команды, выбирается жюри из учащихся класса. Жюри заполняют протокол игры, подводят в конце итоги, определяют знатоков.

Ход урока

1. Гейм. Разминка (проводится в 2 этапа: а) учитель предлагает представителям команд выбрать конверт с набором фотографий, ученики должны назвать изображенное животное и отряд к которому оно относится, за правильный ответ присуждается 3 балла; б) на втором этапе необходимо разгадать загадку и назвать отряд, за правильный ответ присуждается 2 балла)

1. Горилла - Отряд Приматы, Лошадь - Отряд Непарнокопытные, Ехидна - Отряд Однопроходные.

2. Суслик - Отряд Грызуны, Бегемот - Отряд Парнокопытные Подотряд Нежвачные, Нетопырь лесной - Отряд Рукокрылые.

3. Кенгуру - Отряд Сумчатые, Еж - Отряд Насекомоядные, Лось - Отряд Парнокопытные Подотряд Жвачные.

4. Морж - Отряд Ластоногие, Лев - Отряд Хищники, Слон - Отряд Хоботные.

Загадки (учащиеся должны угадать животное и назвать отряд)

1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж -Отряд Насекомоядные).

2. То рыжая, то серая, а названьем белая (Белка - Отряд Грызуны).

3. Зимой спит, летом ульи ворошит (Медведь - Отряд Хищники).

4. Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк - Отряд Хищники).

5. Сделал дыру, вырыл нору, солнце сияет, а он и не знает. (Крот - Отряд Насекомоядные).

6. По горам , по долам ходит шуба и кафтан (Баран - Отряд Парнокопытные).

7. Пятак есть, а ничего не купит (Свинья - Отряд Парнокопытные).

8. Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник (Лошадь - Отряд Непарнокопытные).

2. Гейм. Круг знаний (учащиеся вытаскивают карточки задания, и после 20 секунд обсуждения отвечают на вопрос, за правильный ответ присуждается 5 баллов).

Строение

  1. Почему собаки часто бегают с высунутым языком? (Происходит охлаждение организма.)
  2. Какую роль для зверей играет волосяной покров? (Защита от ушибов и охлаждения.)
  3. Почему нет шерсти у китов и моржей? (Слой жира заменяет им шерсть.)
  4. Почему киты, чтобы закрыть рот переворачиваются на бок? (У них плохо развиты жевательные мышцы.)
  5. Что общего между волосами, рогами и копытами? ( Это производные рогового вещества.)

2. Образ жизни

  1. Почему кошка ходит бесшумно? (У нее втяжные когти.)
  2. Как корова ест траву: кусает или обрывает? (Обрывает, так как на верхней челюсти у нее вместо зубов мозолистое утолщение.)
  3. Как ведет себя табун лошадей при нападении волчьей стаи? (Лошади встают в круг, в центр помещаются жеребята и самки.)
  4. Почему свиней рекомендуют выгонять на вспаханное поле? (Чтобы рыхлили землю и очищали от личинок, жуков и сорняков.)
  5. Какие млекопитающие питаются кровью человека и животных? (Летучие мыши -вампиры.)

Экологические группы

  1. Какие млекопитающие постоянно обитают в воде или не могут без нее обходиться? (Китообразные, Ластоногие, Грызуны (норка, выдра, ондатра), Насекомоядные (выхухоль))
  2. Назовите животных ведущих подземный образ жизни? (Крот, слепыш, землеройка.)
  3. Какие млекопитающие хорошо летают и совершают планирующие прыжки? (Летучие мыши, летучие собаки, белки летяги, лемуры.)
  4. К какой экологической группе вы бы отнесли приматов? (Древолазы.)
  5. К какой экологической группе вы бы отнесли лисицу, волка, куницу? (Звери леса.)

Систематика

  1. Почему белку и кролика не объединили в один отряд? (У кролика на верхней челюсти расположены 2 ряда зубов.)
  2. В названии каких 2 отрядов есть слово "первые"? (Первозвери - первые, примитивные млекопитающие; Приматы - первые высокоорганизованные.)
  3. Чем питание кабана отличается от питания лося? (Кабан нежвачное парнокопытное животное, у него однокамерный желудок; Лось жвачное парнокопытное животное, имеет многокамерный желудок и питается грубой растительной пищей.)
  4. Из перечисленных животных выберите представителей одного отряда: белка, кролик, морская свинка, медведь, бобр, крыса, дикобраз? (Отряд Грызуны: белка, морская свинка, бобр, крыса, дикобраз?

Значение млекопитающих

  1. Что получают из шкур и шерсти ангорских коз? (Мех, ковры; из кожи - сафьян и замшу.)
  2. Чем полезно козье молоко? (Большой процент жира, богато кальцием и сахаром, рекомендуют больным туберкулезом.)
  3. Каково значение млекопитающих для природы? (Опыление и распространение растений, рыхление почвы, удобрение, санитары планеты.)
  4. Каково значение млекопитающих для человека? (Лабораторные объекты, помощники в труде и спорте, декоративное, пища, мех, одежда, лекарственное).

3. Гейм Темная лошадка (учащиеся готовят команде соперников описание животного, представители соперников должны угадать о каком животном идет речь).

"В природных условиях это животное обитает в степной и полупустынной зонах Западной Сибири и Средней Азии. Но в последнее время их любят разводить в живых уголках. Это животное подкупает удивительно милым обликом пушистого, добродушного зверька, почти бесхвостого увальня. Летом они сероватую с темной полоской вдоль хребта окраску. Зимой они становятся почти белыми с серебристо - серым хребтом. Они обладают манерой набивать защечные мешки кормом" (Джунгарский Хомячок)

"Этих животных ранее держали для охоты на кроликов, которых они должны были выгонять из нор под выстрелы или в сети. Сейчас их разводят дома и как лабораторных животных. Основное неудобство комнатного содержания этих интересных животных- их склонность пускать в ход "ароматы" своих пахучих желез при испуге, злобе или в возбужденном состоянии" (Хорек).

4. Гейм. Гонка за лидером (в течение 2 минут необходимо ответить на большее число вопросов, каждый ответ оценивается 1 баллом).

  1. Молодые оленьи рога? (Панды).
  2. Главный признак млекопитающих? (Млечные железы).
  3. Какие зубы у насекомоядных? (Одинаковые).
  4. Процесс внутриутробного развития млекопитающих? (Беременность).
  5. Выбросы земли из подземных нор крота? (Кротовины).
  6. Охраняемая в Ленинградской области летучая мышь? (Нетопырь лесной).
  7. Целебный напиток из кобыльего молока? (Кумыс).
  8. Детеныш тюленей? (Белек).
  9. Ископаемые предки млекопитающих? (Зверозубые ящеры).
  10. Калмыцкая горбатая антилопа? (Сайгак).
  11. Другое название беззубых китов? (Усатые).
  12. Человекообразные обезьяны? (Шимпанзе, горилла, орангутан).
  13. Мускусный бык? (Овцебык).
  14. Почему резцы грызунов постоянно растут? (У них нет корней).
  15. Черный барс? (Пума).
  16. Чем лев отличается от львицы? (Гривой).
  17. Самый многочисленный отряд млекопитающих? (Грызуны).
  18. Группа волков? (Стая).
  19. Домашнее зайцеобразное? (Кролик).
  20. Мускусная крыса? (Ондатра).
  21. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит).
  22. Лошадь, названная фамилией ученого? (Пржевальского).
  23. Как иначе назвать бегемота? (Гиппопотам).
  24. Сколько шейных позвонков у жирафа? (7).
  25. Самый высокоорганизованный отряд млекопитающих? (Приматы).
  26. Звуки, не воспринимаемые человеческим ухом? (Ультразвук).
  27. Мыши, питающиеся кровью животных? (Вампиры).
  28. Мышевидный грызун, на кончике хвоста имеющий чешуйки? (Крыса).
  29. Как ориентируются в пространстве летучие мыши? (Эхолокация).
  30. У кого длиннее кишечник у овцы или собаки? (У овцы).
  31. На каком пальце ходят лошади? (На 3).
  32. У хищных- когти, а у приматов? (Ногти).
  33. Нежвачное дикое парнокопытное, имеющее клыки? (Кабан).
  34. Единственный дикий вид непарнокопытных в России? (Кулан).
  35. Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости? (Диафрагма).
  36. Переведите слово приматы? (Первые).
  37. Самый высокоорганизованный в отряде примат? (Человек).
  38. Самый маленький кенгуру? (Тушканчик).
  39. Самый крупный хищник ? (Белый медведь).
  40. Самый маленький хищник? (Ласка).
  41. Игольчатый грызун? (Дикобраз).
  42. Каких зубов нет у грызунов? (Клыков).
  43. Строит ли убежище летучая мышь? (Нет).
  44. Дикая полосатая лошадь? (Зебра).
  45. Сыр из овечьего молока? (Брынза).
  46. Родоначальник пород домашних овец? (Муфлон).
  47. Родоначальник пород лошадей? (Тарпан).
  48. Сумчатый медведь? (Коала).
  49. Самое скоростное млекопитающее? (Гепард).
  50. Ластоногое животное с длинными клыками? (Морж).
  51. Чем самец оленей отличается от самки? (Рогами).
  52. Вымершее млекопитающее из отряда хоботных? (Мамонт).
  53. Самый крупный грызун? (Водосвинка).
  54. Лесной плотник? (Бобр).
  55. Чем покрыто тело зверей? (Шерстью).
  56. Кто на голове лес носит? (Олень).
  57. Какие железы есть только у млекопитающих? (Млечные).
  58. Что помогает лосю перемещаться по болотам? (Широкие копыта).

Подведение итогов. (Награждение победителей, выставление оценок.)

Литература:

  1. Гусев В.Г. Животные у нас дома. Москва "Экология", 1992 г.- 366 с.
  2. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Ярославль: Академия развития, 1996 г.- 224 с.
  3. Нестеров В.В. Зоовикторина. С. Петербург "Лань", 1997 г.-160 с.