Программа по профилактике психо-активных веществ "Полезные навыки"

Разделы: Школьная психологическая служба


Ситуация с потреблением наркотиков среди молодежи в России продолжает оставаться катастрофической. Результаты многочисленных исследований показывают существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодежи. Согласно информационно-аналитическому отчету Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотик или пробовавших его хотя бы один раз в составе возрастной группы молодежи 12-22лет -44,8%. Молодежь начинает пробовать наркотик в среднем возрасте 15,4 года. Однако это средний показатель по всем возрастным группам. В действительности возраст "пробы" с 1991г. снизился на 6 лет. В 1991г. Молодежь начинала пробовать наркотик в среднем в возрасте 17,6 года, а в 2009г. - в возрасте - 11,3 года. Все больше семей лицом к лицу сталкиваются с трагедией наркомании. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение об употреблении наркотиков подростками - важная задача школы.

Переходный возраст - период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений, повышенной тревожности.

Подростки - возрастная группа, которая отличается от остальных своеобразной психоэмоциональной неустойчивостью. Именно в этом периоде регистрируется большое число антисоциальных поступков, немотивированной жестокости и попытки ухода от действительности - аддиктивное поведение - (это одна из форм отклоняющегося поведения с наличием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, путем злоупотребления различными веществами (табакокурение, алкоголь, наркотики) или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности, направленных на развитие и поддержание интенсивных эмоций).

Наиболее опасно аддиктивное поведение для младших и средних подростков, т.к. они более уязвимы, и психоактивные вещества вызывают в этом возрасте довольно значимые изменения в деятельности головного мозга. Психоактивные вещества имеют релаксирующее и эйфоризирующее свойства, способствующие вызыванию психологического комфорта облегчающие межличностные контакты.

Проблема употребления наркотических и психоактивных веществ является одной из основных социальных опасностей (проблем) нашего общества, она актуальна как никогда в образовательных учреждениях.

Данная программа для подростков направлена на профилактику употребления психоактивных веществ, а также на оказание психологической помощи ребенку.

Цели и задачи курса

Цели курса:

  • Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.
  • Снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками.

Задачи:

  • Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

- умение безопасно и эффективно общаться,

- умение понимать и выражать свои чувства,

- умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.

  • Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

- уверенности в себе,

- честности,

- открытости,

- чувства юмора и навыков:

- умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

- умения принимать решения,

- умения преодолевать кризисные ситуации.

  • Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах организации профилактической работы.

Структура построения программы.

Программа предполагает работу с подростками среднего (12 - 14лет) и старшего (14 - 17 лет) школьного возраста. Рассчитана на 18 занятий. Продолжительность каждого -1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю, при наличии 10 - 12 обучающихся.

Формы и методы работы:

- ролевые игры;

- дискуссии, лекции, круглые столы;

- групповая беседа;

- диагностика, консультации;

- элементы психотренинга, релаксация;

- упражнения на снижение агрессивности, тревожности на снятие мышечного напряжения и телесных зажимов;

- упражнения на самоанализ, самопознание и саморазвитие;

- теоретические справки о правовых нормах;

- психотехники, направленные на помощь в решении проблем;

- психологические сказки;

- обсуждение результатов;

- домашнее задание;

- подведение итогов занятий.

Упражнения необходимо проводить в сопровождении музыкального фона, что делает занятия более приятными, способствует глубокому самораскрытию, помогает формировать у подростков определенное положительное настроение.

Необходимое оснащение:

- музыкальный центр;

- канцелярские принадлежности: карандаши, ручки, фломастеры, альбомные листы, ватманы, тетради для записей;

- мячи для релаксации.

Занятия необходимо проводить по форме факультативного, дополнительного обучения после завершения учебного процесса.

Критерии эффективности:

- уменьшение факторов риска злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами;

- усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;

- наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде, решения жизненных проблем, поиска, восприятия, оказания социальной поддержке в сложных жизненных ситуациях.

Тематический план курса

№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата
1. Знакомство. Правила групповой работы 1ч.  
2. Личность и индивидуальность 1ч.  
3. Самоуважение 1ч.  
4. Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения 1ч.  
5-6. Чувства и эмоции 2ч.  
7. Знакомство с понятием стресса 1ч.  
8. Способы преодоления стресса    
9. Принятие решений 1ч.  
10. Права личности и уважение прав других 1ч.  
11. Общение 1ч.  
12. Построение отношений с близкими людьми 1ч.  
13. Понятие группового давления. Сопротивление давлению социального окружения 1ч.  
14. Как отказаться от предложенных наркотиков 1ч.  
15. Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ 1ч.  
16. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления 1ч.  
17. Последствия употребления наркотиков 1ч.  
18. Законы распространения наркомании 1ч.  
  Всего: 18ч.  

Содержание

1. Знакомство. Правила групповой работы

  • Представление ведущего
  • Игра-активатор "Имена-качества" ("Знакомство")
  • Отношение ведущего к наркотикам
  • Обсуждение правил группы
  • Быстрый круг "Выяснение ожиданий учащихся"
  • Заполнение анкеты
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

2.Личность и индивидуальность

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Я люблю:Я не люблю:"
  • Уникальность и своеобразие каждого человека
  • Упражнение "Я- :"
  • Дискуссия "Что такое личность?"
  • Игра "Похвала по кругу"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

3. Самоуважение

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Я умею:"
  • Дискуссия " Умения и самоуважение"
  • Психологическое упражнение "Пять качеств"
  • Быстрый круг
  • Игра "Все наоборот"
  • Дискуссия "Самоуважение и употребление психоактивных веществ"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

4. Уверенность в себе. Навыки уверенного поведения

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Я вижу"
  • Дискуссия " Признаки уверенного в себе человека и последствия неуверенности в себе"
  • Ролевая игра "Сомнительное приключение" и ее обсуждение
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

5. Чувства и эмоции

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Море волнуется:"
  • Понятия "чувства" и "эмоции"
  • Спектр чувств
  • Дискуссия "Эмоции и психоактивные вещества"
  • Микросценки "Чувства и ситуации"
  • Игра-упражнение "Придумай эмоцию"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

6. Чувства и эмоции

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Ассоциации"
  • Дискуссия "Что значит владеть чувствами?"
  • Быстрый круг "Управление чувствами"
  • Способы выражения чувств
  • Выражение гнева
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

7. Знакомство с понятием стресса.

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Колечко"
  • Рассказ ведущего о понятии стресса и его признаках
  • Знакомство с видами стресса и стадиями его развития
  • Дискуссия "Стресс - это хорошо или плохо?"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

8. Способы преодоления стресса

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Тропинка"
  • Рассказ о различных способах поведения в стрессовых ситуация
  • Мозговой штурм "Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?"
  • Способы преодоления стресса
  • Работа по отработке навыков использования способов преодоления стресса
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

9. Принятие решений

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Камень, ножницы, бумага"
  • Быстрый круг "Примеры принятия различных решений"
  • Разбор ситуации принятия конкретного решения
  • Рассказ ведущего об этапах принятия решения
  • Работа в парах над ситуациями, требующими принятия решения
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

10. Права личности и уважение прав других

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Веселый зоопарк"
  • Дискуссия "Права личности"
  • Игра "У меня есть право"
  • Быстрый круг "Нарушение своих прав теми, кто употребляет наркотики"
  • Дискуссия "Уважение прав других"
  • Упражнение "Попросить и отказать" и обсуждение его
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

11. Общение

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Общение руками"
  • Дискуссия "Способы общения"
  • Рассказ ведущего "Распознавание невербальных сообщений"
  • Игра-упражнение "Разговор через стекло"
  • Работа в подгруппах "Правила эффективного и безопасного общения"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

12. Построение отношений с близкими людьми

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Зеркало"
  • Мозговой штурм "По каким признакам мы относим человека к близким людям?"
  • Дискуссия "В какой степени заинтересованы твои близкие в твоем благополучии?"
  • Рассказ ведущего о принципах выстраивания отношений с близкими людьми
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

13. Понятие группового давления. Сопротивление давлению социального окружения

  • Приветствие ведущего и упражнение-активатор "Разожми кулак"
  • Обсуждение увиденных в игре способов оказания давления
  • Рассказ ведущего о видах группового давления
  • Отработка навыков распознавания способов группового давления
  • Дискуссия "Какие черты личности помогают противостоять групповому давлению"
  • Отработка навыков отказа от нежелательного действия
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

14. Как отказаться от предложенных наркотиков

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Граф Монте-Кристо"
  • Приемы отказа от предлагаемых наркотиков, табака и алкоголя
  • Дискуссия "Как использовать приемы отказа"
  • Ролевые игры
  • Дискуссия "Результаты ролевых игр"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

15. Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Мафия"
  • Дискуссия "Кому выгодно, чтобы подростки принимали наркотики и психоактивные вещества?"
  • Дискуссия "Приемы рекламы"
  • Игра "Придумаем свою рекламу"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

16. Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления

  • Приветствие ведущего и игра-активатор "Построиться по :"
  • Дискуссия "Что такое наркотики и психоактивные вещества"
  • Разъяснение понятий "наркотики" и "психоактивные вещества"
  • Дискуссия "Правила и законы, ограничивающие употребление психоактивных веществ"
  • Вред наркотиков
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

17. Последствия употребления наркотиков

  • Приветствие и игра-активатор "Пирамида"
  • Дискуссия "Что такое наркотики?"
  • Мозговой штурм "Последствия употребления наркотиков, сигарет и алкоголя"
  • Дискуссия "Как подростки страдают от наркотиков, табака и алкоголя"
  • Упражнение "В шкуре зависимого"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное"

18. Законы распространения наркомании

  • Приветствие ведущего и игра0активатор "Рассмеши друга"
  • Дискуссия "Почему распространяется наркомания"
  • Быстрый круг и рассказ ведущего о факторах риска распространения наркомании
  • Рассказ ведущего "Схема распространения наркомании"
  • Упражнение "Что мы можем сделать"
  • Конкурс "Лучший проект профилактики"
  • Дискуссия "Планирование мероприятия"
  • Итоговый круг "Интересное-полезное" и игра "Пожелание"

Литература.

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб., 2004.

2. Байкова В.Г., Брюн А.Н. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. Москва: "ВЛАДОС-ПРЕСС", 2003.

3. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. Москва: "Ось-89", 2002.

4. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании. Под ред. В.В. Аршиновой. Творческий центр "Сфера". М: 2004.

5. МакееваА.Г. Все цвета, кроме черного: пед. профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 7-9. М., 2005.

6. Макеева А.Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе. М: "Сентябрь", 1999.

7. Методический сборник // Межрегиональная научно-практическая конференция "Профилактика наркомании в подростковой и молодежной среде" - Казань, 2000.

8. Рожков М.И., Ковальчук М.А. Профилактика наркомании у подростков. Москва: "ВЛАДОС", 2003.

9. Секач М.Ф. Психология здоровья. Москва: Академический проект, 2003.