Географическое положение Африки. История исследования и изучения материка

Разделы: География


Цели урока:

  • сформировать у учащихся умение давать характеристику географического положения материка по плану;
  • работать над формированием образного мышления и развитием способности сравнивать, делать выводы;
  • прививать культуру умственного труда.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок теоретических и практических работ.

Оборудование: карта "Физическая карта Африки", атласы для 7 класса с набором контурных карт, инструкционные карты для групп, карточки с цифрами, индивидуальные диагностические таблицы, таблицы для заполнения домашнего задания, слайды, фонограмма африканской музыки, голоса животных Африки, экран, ТСО, презентация.

Ход урока

Сегодня, ребята, мы отправляемся в замечательное путешествие по материкам Земли

(Демонстрация слайдов, африканская музыка.)

- Я думаю, ребята, вы догадались о каком именно материке пойдет речь на сегодняшнем уроке. Конечно, это- Африка.

Сегодня, люди достаточно много ездят по миру и представьте, что и вы отправляетесь в путешествие, в Африку! Возникает вопрос: какую одежду положить в свой походный чемодан? (Предложения детей, обоснование их ответов: легкую, потому, что жарко. С чем связан жаркий климат? С географическим положением.)

Вот этому и посвящен наш сегодняшний урок: изучению географического положения материка Африка и её исследованию.

На уроке, работая с атласами и картами, делая выводы об особенностях географического положения Африки, мы научимся описывать географическое положение любого материка по плану.

Ребята, какими словами можно заменить термин " географическое положение"? (адрес, местоположение). Откройте в атласах " Физическую карту мира" Мысленно сравните все материки по размерам, что можно сказать об Африки? (S вместе с островами = 30,3 млн. кв.км.)

Отправляемся к берегам этого любопытнейшего материка. Начиная изучение Африки, мы должны четко представить, где он находиться. Для определения географического положения (Г.П.) материка необходим план и вы найдете его в приложении на стр.311 учебника. (Зачитывается учащимися вслух)

Класс делится на 4 группы. Каждой группе выдается инструкционная карта. На подготовку заданий отводится 7 мин. По истечению отведенного времени каждая группа знакомит весь класс с результатами своей работы.

Отчет первой группы. Заполнить клише. Проверка у доски, показ на карте экватора, тропиков, нулевого меридиана.

Вывод: Экватор делит Африку на северную и южную части, на севере и на юге Африку пересекают тропики, таким образом, большая часть материка находится в жарком поясе. Полярные круги не пересекают. Нулевой меридиан делит Африку на западную и восточную части. (Учащиеся в контурных картах отмечают экватор, тропики, нулевой меридиан). (Дети в диагностической карте оценивают на сколько, они поняли материал)

Отче второй группы. Нахождение крайних точек материка, определение их координат (Наиболее удаленные от центра материка точки их 4 по количеству сторон горизонта). Координаты крайних точек записывают в тетрадь.

  • К. с. т. мыс Бен-Секка (мыс Рас - Энгела) - 37° с. ш. 10° в. д.
  • К. ю. т. мыс Игольный - 35° ю. ш. 20° в. д.
  • К. в. т. мыс Рас - Хафун - 12° с. ш. 52° в. д.
  • К. з. т. мыс Альмади - 15° с.ш. 17° з.д.

(В контурных картах отмечаем крайние точки Африки, не забываем поставить оценку в диагностическую карту).

Практическая работа: Определение протяжённости материка с севера на юг и с запад на восток.

Определяем протяжённость материка Африка с севера на юг по меридиану 20° в. д.

35° ю. ш. + 32° с. ш. = 67° х 111 км. = 7437 км.

С запада на восток по параллели 10° с. ш.

52° в. д. + 14° з. д. = 66° х 110 км. = 7260 км.

Сейчас осень и мы в ожидании холодов, снега и новогодних праздников. Зимой хоть и холодно, но как-то сказочно. Можно покататься на санках, поиграть в снежки, вернуться домой замёршим, но счастливым. А почему африканские дети не испытываю подобного счастья? (Ответы детей)

Отчет третий группы. Перечислите, в каких климатических поясах находится Африка. Неужели нам сибирякам негде будет покататься на лыжах? (Работа с климатической картой. Работа с диагностической картой.)

На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней. Мы же сделаем это быстрее.

Отчет четвертой группы. Работа в контурных картах. (Заполняем диагностические карты.)

Последний пункт нашего плана требует включения вашего воображения. (Работа в группах) Перед вами карточка с цифрами, выберите цифры - расстояния от побережья Африки до берегов других материков, установив тем самым ближних и дальних соседей.

  • Евразия 14 км. (120-318 м. Суэцкий канал)
  • Северная Америка 4125 км.
  • Южная Америка 2625 км.
  • Австралия 6375 км.
  • Антарктида 4350 км.

(Проверка. Заполнение диагностической карты.)

Какой же материк является наиболее удалённым, а какой ближайшим соседом Африки?

Как влияет близость Евразии на природу Африки? Если бы на месте Евразии располагался океан, что бы изменилось? (Материк не был бы таким сухим, выпадало бы больше осадков, и не образовалась бы пустыня Сахара).

Мы выполнили все пункты нашего плана чему же мы напучились, что мы умеем? (Ответы детей.)

Проанализируйте свои диагностические карты, поставьте оценку себе, мне и уроку.

Теперь вы сможете самостоятельно по плану описать географическое положение любого материка?

На пороге 21 века эта задача не расценивается как сложная, но ещё в 19 веке, когда началась настоящая волна исследований Африканского континента, это дело было весьма рискованное и даже опасное. Поэтому имена людей, изучавших Африку, их вклад в развитие географии мы должны знать. Для этого дома вы заполните таблицу по параграфу, в таблице показан образец по выполнению работы. В учебнике представлен минимум информации, я обращаюсь к любознательным с предложением найти дополнительный материал, и пополнить им таблицу. Это ваше домашнее задание.