Образовательный проект "Большое космическое путешествие"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)

Загрузить презентацию (900 кБ)

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (355 кБ)


В последнее время увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии, трудностями в адаптации и обучении.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. Среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь 10%. Самую многочисленную группу - до 60% от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Наиболее сложным и стойким вариантом речевого нарушения является ОНР, обусловленное ранним поражением мозга (во время беременности, родов и в первые годы жизни ребенка).

У таких детей при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексики, грамматического строя речи, мелкой и общей моторики.

Значительно хуже, чем у их сверстников с нормальной речью, у них сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание, память и мышление.

Дети с ОНР - это социально неуверенные дети.

Они малоактивны, инициативы в общении обычно не проявляют. Речевые трудности влекут за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни детей, предопределяя их низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в окружающей действительности, обедненность и примитивизм содержания коммуникативной и игровой деятельности. Речевая активность с возрастом у таких детей без специального обучения резко падает. Если недостатки речи не были своевременно выявлены и устранены, то они с большим трудом включаются в процесс обучения и составляют значительную часть неуспевающих учеников в начальной школе, поэтому нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше.

Прежде, чем начинать работу по социальному развитию детей с ОНР необходимо решить проблему развития речи этих детей.

Для создания ребенку комфортного состояния на занятии необходимо соблюдать следующие условия:

  • все обучение проводить в игровой форме;
  • создавать на занятиях атмосферу эмоционального комфорта;
  • соблюдать позицию не над ребенком, а "рядом";
  • использовать на логопедических и других занятиях метод игрового моделирования;
  • все занятия должны носить коммуникативную и социально-нравственную направленность;
  • занятия проводить по принципу "Делаем вместе".

Таким образом, через игру надо последовательно вводить ребенка в социальный мир.

Все обучение и воспитание в логопедической группе строится на основе комплексно-тематического планирования и интегрирования его в различные виды деятельности ребенка. В течение года изучается ряд лексических тем, таких как "Овощи", "Фрукты", "Перелетные птицы", "Космос" и др.

Цель такого планирования - это не только преодоление лексической недостаточности детей с ОНР, наиболее эффективный способ формирования, развития словаря и других компонентов речи, но и включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во всевозможные и необходимые сферы жизни социума (Н.Е.Верексан, Т.С.Комарова, М.А. Васильева [4]).

Это можно проследить на примере познавательно-исследовательского проекта для детей дошкольного возраста "Большое космическое путешествие". (Презентация 1)

Участники проекта:

  • Дети, родители, учитель-логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Актуальность темы:

Одной из ступеней нравственно-патриотического воспитания детей является знакомство с Родиной - Россией, с замечательными людьми, населяющими ее.

Любовь к Родине - самое великое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, надо знать не только тех, кто живет рядом с нами, но знаменитых соотечественников своей страны

Дети должны знать, что мы живем в России на планете Земля, и что кроме Земли в космосе есть и другие планеты солнечной системы. Они должны знать, что первым человеком, поднявшимся в космос на ракете Восток, был россиянин и гордиться тем, что они тоже россияне.

Предполагаемый результат

Дети должны знать:

- название планеты, на которой мы живем;

- названия планет солнечной системы;

- благодаря чему существует жизнь на Земле (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

- название спутника Земли;

- Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца;

- почему бывает день и ночь, зима и лето;

- имена первых космонавтов (гордиться тем, что они россияне);

Итоги работы по проекту:

- составить рассказы по картинному плану и сделать иллюстрации к рукописной книге "Этот загадочный мир";

- изготовить модуль "Планеты солнечной системы";

- праздник "Большое космическое путешествие".

Цель: В игровой форме дать детям знания о космосе.

Задачи:

Образовательные:  

  • уточнить и расширить знания детей о космосе;
  • познакомить детей с планетами Солнечной системы, с первыми космонавтами;
  • вызвать интерес у детей к науке астрономии.

Коррекционные:

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • активизировать словарный запас по теме "Космос";
  • развивать связную речь;
  • развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков, любви к родной стране, чувства гордости успехами нашей Родины в области освоения космоса;
  • создавать условия для формирования коллективизма, взаимопомощи.

Система взаимодействия специалистов ДОУ в процессе работы над проектом

Таблица. Схема реализации проекта через разные образовательные области

Образовательные области Виды деятельности
Физическая культура 1.Развитие дыхания (комплекс упражнений дыхательной гимнастики) [6].

2. Развитие общей, мелкой моторики, зрительной координации[6].

3. Тематическое физкультурное занятие (Приложение 1)

Социализация 1. Сюжетно-ролевые игры: [6]

- "Поликлиника для будущих космонавтов";

- "Космодром".

2. Дидактические игры: [1]

- "Земля - планета, на которой мы живем";

- "Наблюдатели";

- "Звезды";

- "Почему звезды разные?";

- "Ракета";

- "Как устроен дом космонавтов?".

3. Подвижные игры: [6]

- "Тренировка на внимательность";

- "Быстро найди свою команду";

- "Быстро найди свое место в космическом корабле";

-"Партнеры".

4. Видеотека:

- "Астрономия для самых маленьких" (мультфильм);

- "Планеты Солнечной системы" (Презентация 2);

- "Как Колобок небесную сестрицу догонял" (Презентация 3).

5. Создание групповой библиотеки: книги о Космосе, о космонавтах; иллюстрации; наборы открыток.

Труд Изготовление модуля Планеты Солнечной системы (совместное творчество)
Познание Сенсорное развитие: [5]

- узнай космический корабль по силуэту.

- найди отличия

- найди две одинаковые ракеты

- конструирование ракеты из спичек

- конструирование ракеты из геометрических фигур

Формирование математических представлений

- Игра-путешествие в рамках образовательного проекта "Космос"

по развитию элементарных математических представлений у детей старшей логопедической группы

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

- Практическое исследование: "Почему бывает день и ночь?"

Коммуникация Занятия:

-"Путешествие на планеты Солнечной системы"; (Приложение 2)

- Пересказ рассказа Солнце" М. Булла ; (Приложение 3)

- Пересказ сказки "Как колобок небесную сестрицу догонял"; (Приложение 4)

- Логоритмическое занятие "Космическое путешествие"; (Приложение 5)

- "Путешествие на планету Улыбок";

- Космическая игра-путешествие "Помоги космонавту добраться до корабля". (Презентация 4)

Чтение художественной литературы 1. Чтение рассказов:

- "Почему солнце всходит и заходит" М. Булл

- "Про Белку и Стрелку и их путешествие" М.А. Познанская

2. Заучивание стихов, считалок:

- "По порядку все планеты:" А. Хайт

- "Сатурн " Р. Алдонина

- " На луне жил звездочет:"

- "Комета" Г. Сапгир

3. Загадки на тему "Космос"

Художественное творчество Рисование на тему "Этот загадочный мир"

2. Лепка "Путешествие на луну"

Музыка 1. Праздник "Большое космическое путешествие"
Взаимодействие с родителями Сотворчество детей, родителей и педагогов:

- Рисунки для выставки

- Составление рассказов о планетах Солнечной системы для рукописной книги "Этот загадочный мир".

- Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

- Поиск материала по теме Космос (с помощью родителей).

Работа над проектом проводилась при непосредственной помощи родителей и педагогов, работающих на группе. За этот период дети много узнали о космосе, с огромным удовольствием вместе с родителями искали материал в библиотеке и в интернете, делали рисунки и поделки из бросового материала, готовясь к выставке. Вместе с воспитателями при помощи родителей изготовили модель Солнечной системы, которую использовали в исследовательской работе и в игре "Планеты, стройся!" на празднике "Большое космическое путешествие". Итогом работы над проектом была рукописная книга "Этот загадочный мир" и праздник "Большое космическое путешествие".

Литература.

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. Грамматика в картинках.- СПб., 2005.
  2. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М., 2005.
  3. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании. Скоролупова О., Федина Н.. //Дошкольное воспитание, 2010. №5. - С40-45.
  4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. /под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. - М., 2010.
  5. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Покорение космоса". М., 2003.
  6. Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие: Игровая неделя в ДОУ. - М., 2003.