Отчет творческой группы "Школа молодого классного руководителя"

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Слайд 1. Презентация <Приложение 1>

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Слайд 2

Перед вами отчет работы творческой группы «Школа молодого классного руководителя».
Руководитель творческой группы Эпова Ольга Львовна, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №30.

Слайд 3-4

Участники творческой группы – это учителя – классные руководители имеющие стаж менее трёх лет:

  1. Кузьминская Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 7 класса МОУ СОШ №13.
  2. Горшкова Наталья Алексеевна, учитель химии, классный руководитель 6 класса МОУ СОШ №24.
  3. Захарова Татьяна Игоревна, учитель начальных классов, классный руководитель 1 класса МОУ Гимназия №133.
  4. Цыбакова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 5 класса МОУ СОШ №3.
  5. Строганова Лиана Александрвна, учитель начальных классов, классный руководитель 1 класса МОУ СШ №30.

Слайд 5

Классный руководитель – ближайший и непосредственный воспитатель, и наставник учащихся. Он организует и направляет воспитательный процесс в классе, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности, отвечает за организацию воспитательной работы в своем классе.

Деятельность классного руководителя по формированию культуры поведения актуальна, потому что общество всегда нуждается в коррекции поведения, а прежде чем корректировать поведение его нужно сформировать

Актуальность выбранного нами направления «Школа молодого классного руководителя» объясняется тем, что воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализовываться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом.

Слайд 6

Многие, учителя, особенно начинающие, испытывают высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью выполнять функции классного руководителя.

Молодой учитель пришел в школу. Как бы хорошо ни был подготовлен он к работе, но становление его мастерства как воспитателя приходит на практике. Именно, впервые годы работы интенсивно формируются те качества, которые впоследствии определяет степень мастерства учителя-воспитателя. Молодой классный руководитель часто не знает, что делать, когда оказывается перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализирует результаты своей встречи с родителями. Не всегда может правильно организовать внешкольную и внеурочную работу с классом. Все это и повлияло на организацию работы творческой группы учителей города «Школа молодого классного руководителя»

Слайд 7

Цель работы творческой группы – это создание условий для профессионального педагогического становления молодых специалистов.

Задачи, которые были поставлены перед участниками группы:

  • организовать работу по формированию у молодых классных руководителей конструктивно-содержательных и конструктивно-операционных умений;
  • помочь молодому специалисту адаптироваться и максимально использовать свой потенциал в жизни и профессиональной деятельности;
  • повысить уровень профессионального мастерства молодого специалиста – классного руководителя.

Слайд 8

Нами были определены этапы работы творческой группы.

Этапы работы творческой группы:

  • 1 этап. Подготовительный (аналитико-диагностический): октябрь 2010 – ноябрь 2010.
  • 2 этап. Основной этап: ноябрь 2010 – февраль 2011.
  • 3 этап. Заключительный этап (обобщение работы группы): март 2011.

За время работы было проведено с октября 2010 г. по март 2011 г. 7 заседаний. Все они были различны по тематике и форме проведения. Частота заседаний творческой группы – 1-2 раза в месяц.

Слайд 9

Целью подготовительного этапа работы творческой группы была организация аналитико-диагностической деятельности молодых классных руководителей, для определения круга проблем и задач для дальнейшей работы творческой группы.

На первом заседании группы было проведено анкетирование среди 16 собравшихся молодых классных руководителей, в результате которого выяснилось, что на вопрос:

  • Знаете ли вы как планировать воспитательную работу с классом – утвердительно ответили – 3; частично – 5; не знают – 8.

Слайд 10

  • Знаете ли вы формы, содержание и методы работы классного руководителя с родителями – утвердительно ответили – 2; частично – 3; не знают –11.
  • На вопрос умеете ли вы провести мониторинг результата воспитательной работы в классе – умею – 3; частично – 3; не умеют – 10.

На ряд других вопросов, касающихся деятельности классного руководителя были тоже получены не утвердительные ответы.

Слайд 11

После анкетирования был определен круг вопросов для обсуждения и формы работы творческой группы.

  1. Планирование воспитательной работы с классом в современных условиях.
  2. Содержание, формы и методы работы классного руководителя с родителями.
  3. Обучение классных руководителей методике психолого-педагогического анализа процесса и результатов воспитательной работы.
  4. Самообразование, самовоспитание и самоанализ в работе классного руководителя.
  5. Качественное составление плана воспитательной работы классного коллектива.
  6. Владение умением подготовки и проведения воспитательного мероприятия.
  7. Умение делать самоанализ воспитательного мероприятия.
  8. Владение формами работы с родительской общественностью.
  9. Умение разрабатывать мини-проекты по воспитательной тематике.
  10. Участие в школьных конкурсах.
  11. Создание портфолио классного руководителя.
  12. Проведение мониторинга результативности воспитательной работы в классе.
  13. Изучение семьи ребенка.
  14. Неблагополучные семьи. Работа с детьми из неблагополучных семей.
  15. Организация внеклассной и внешкольной работы.
  16. Использование проектной деятельности во внеклассной работе.
  17. Предупреждение конфликтных ситуаций.
  18. Гиперактивный ребенок в школе.
  19. Как быстрее адаптироваться в современной школе.
  20. Адаптационный период (1 класс, 5 класс).

Слайд 12

По результатам анкетирования на следующем заседании творческой группы была составлена Профессиограмма классного руководителя, то есть были определены те качества, которыми должен обладать классный руководитель. Личность с объективным самовосприятием, позитивной Я-концепцией, способная к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию, духовно-нравственная.

Личностные качества можно определить как:

  1. Ярко выраженная гражданская позиция в отношении к людям, к деятельности, к самому себе.
  2. Гуманистическая направленность личности, развитые духовные потребности, эрудиция.
  3. Нетерпимость к эгоизму, потребительству, нечестности, фальши, аморальным поступкам, лени.
  4. Честность, искренность, эмпатия, сочувствие в отношениях детей и взрослых.
  5. Доброжелательность в сочетании с разумной требовательностью к себе и другим.
  6. Интеллигентность, целеустремленность, настойчивость.
  7. Работоспособность, самодисциплина, трудолюбие, добросовестность.
  8. Педагогическая интуиция, чувство нового.
  9. Искусство общения, коммуникативность, культура речи, эмоциональная уравновешенность.
  10. Умение устанавливать контакты: классный руководитель – класс; классный руководитель ученик; классный руководитель – родители учащихся.

Слайд 12.

Профессионализм.

  1. Готовность к инновационным преобразованиям творческой деятельности.
  2. Владение современными методиками работы с детьми.
  3. Умение найти в ребенке наиболее сильные стороны личности, вселить уверенность в своих силах.
  4. Способность увлечь ребенка
  5. Организация коллектива и управление с учетом динамики развития учащихся.
  6. Умение трансформировать, реализовывать, использовать идеи других авторов в собственной практике.
  7. Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Слайд 13

Содержание работы основного этапа определялось вопросами, которые были определены на аналитико-диагностическом этапе. В системе работы «Школы молодого классного руководителя» в качестве важнейших ее элементов выступают: лекции, встречи; индивидуальные и групповые консультации; обучающие семинары, тренинги, практикумы; взаимопосещение воспитательных мероприятий; социально-психологическое консультирование по проблемам воспитания учащихся и работе с семьей; самообразование; анализ и мониторинг воспитательной работы.

Срок Тема заседания, форма проведения
Октябрь-ноябрь Направление творческой группы. Анкетирование классных руководителей.
Форма: круглый стол.
Ноябрь Изучение семьи. Педагогическая поддержка семейных отношений.
Декабрь Неблагополучные семьи. Работа с детьми из неблагополучных семей.
Декабрь Гиперактивный ребенок в школе.
Январь Как быстрее адаптироваться в современной школе.
Адаптационный период 1 класс, 5 класс.
Февраль Предупреждение конфликтных ситуаций. Подростковый суицид.
Форма: теоретический семинар, обучающий практикум
Март Организация внеклассной и внешкольной работы. Использование проектной деятельности во внеклассной работе.
Форма: круглый стол, проектная мастерская.

В ноябре был проведен обучающий семинар по теме: «Изучение семьи. Педагогическая поддержка семейных отношений». Целью этого семинара было:

  1. Познакомить молодых классных руководителей с путями эффективного взаимодействия с родителями.
  2. Выявить формы и методы взаимодействия с семьей: родительские встречи, анкетирования, практикумы, семинары родителей по обмену опытом работы.

В процессе работы семинара были даны рекомендации по изучению семьи. Значительное место занимают диагностические методики: тесты, опросники, анкеты и др. разработаны формы акта посещения семьи, памятки для родителей. Сформулированы советы молодым классным руководителям при предстоящей встрече с семьей.

В декабре было проведено два заседания творческой группы, тема одного из которых вытекала из предыдущей работы учителей группы. В процессе посещения семей были выявлены неблагополучные семьи и сразу встал вопрос как работать с такими семьями?

На данное заседание был приглашен психолог из центра психологической помощи «Доверие» Марина Сергеевна Сурменко, которая рассказала о неблагополучных семьях, дала классификацию данным семья и рекомендации по работе с неблагополучными семьями. Памятка для классного руководителя при взаимодействии с неблагополучными семьями.

Слайд 14

Второе заседание декабря было посвящено теме: «Гиперактивный ребенок в школе».

На каждое заседание творческой группы были приглашены учителя города Уссурийска и Уссурийского городского округа для обмена опытом, а также специалисты центра планирования семьи.

Одно из заседаний было посвящено конфликтным ситуациям среди подростков и подростковому суициду. На данном заседании участники познакомились с работой школьной службы примирения и о возможных путях предотвращения суицида.

Слайд 14-17 (фотографии)

Слайд 18

Результатом нашей деятельности является создание «Методической копилки».

В помощь молодому классному руководителю, в которую входят тесты, анкеты, разработки родительских собраний, презентации по теме «Подростковый суицид», «Человек и компьютер», «Шум и здоровье», материал которых можно использовать как для классных часов, так и для проведения родительских собраний.

Слайд 19

Отвечая на вопрос «Чему научились, посещая занятия творческой группы», учителя показали следующие результаты:

  • 80% учителей научились планировать воспитательную работу с классом;
  • 80% учителей владеют формами работы с родителями;
  • 80% учителей овладели методами изучения семьи;
  • 50% Учителей используют в внеклассной работе проектную деятельность.

Вместе с тем, обозначились проблемы:

  • 50% учителей не умеют проводить мониторинг результативности воспитательной работы в классе.

Результаты анкет позволяют также констатировать высокую заинтересованность учителей в продолжении работы творческой группы.

Перспективы работы творческой группы учителя видят в следующем:

  • создание электронных пособий для мониторинга результативности воспитательной работы в классе;
  • работа по самоанализу деятельности классного руководителя и самоанализу воспитательных мероприятий.

Литература.

  1. http://adalin.mospsy.ru/l_02_07.shtml – Коррекция гиперактивности у детей.
  2. http://school15eisk.ucoz.ru/index/giperaktivnyj_rebenok_v_shkole/0-35 – Гиперактивный ребенок в школе.
  3. Степанова Елена Георгиевна – stepanovajelena.narod.ru › p11aa1.html тесты, анкеты.
  4. Акимова М.Е. «Психофизиологические особенности индивидуализации школьников». -М., 1998. -120с.
  5. Блонский П.П. О наказании // На путях к новой школе. 1924,  №1. 61с.
  6. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». -М.: Просвещение, 1986. 85с.
  7. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. №6.
  8. Образование родителей и школа: Учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.Г. Петряевской. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 120с.
  9. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. -М.: 5 за знания, 2005. 240с. (Методическая библиотека.)
  10. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. -Волгоград: Учитель, 2007. 128 с.