Урок-практикум в 8-м классе. Обобщение изученного по теме "Обстоятельство"

Разделы: Русский язык


Тип урока: закрепление изученного.

Тема лингвистическая: обстоятельство.

Тема коммуникативная: коммуникативно-организованный дидактический материал по произведению А.Грина «Алые паруса».

Тема по развитию речи: миниатюра на тему «Что такое мечта».

Технология урока: отработка умений и навыков при закреплении.

Методы: упражнения, репродуктивно-продуктивные, творческие.

Средства обучения:

  • учебник, дидактический материал – текст из повести А.Грина «Алые паруса» о любви, дружбе, мечте;
  • портрет писателя, выставка книг;
  • м/м проектор, фрагмент фильма «Алые паруса».

Цели урока.

1. Познавательные:

  • повторить ранее изученные сведения о членах предложения; повторить попутно: знаки препинания в сложных предложениях и отдельные орфограммы.

2. Практические:

  • закрепить умение различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения;
  • выработать навыки использования обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности.

3. Общепредметные:

  • воспитывать интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему любви, дружбы по материалам повести А.Грина «Алые паруса»;
  • воспитывать языковую личность учащихся, нравственные качества учащихся (понимание дружбы, любви как ценности человека; патриотические чувства;
  • развивать память, речь, логическое мышление;
  • формировать умение самостоятельно добывать знания.

Оформление доски: Обобщение изученного по теме «Обстоятельство».

Есть книги, которые ещё с детства становятся
нашими друзьями остаются ими на всю жизнь.
Изображённые в них события, действующие в них
персонажи как бы растут вместе с нами, раскрываясь
перед подростком, юношей, взрослым человеком
в новых ракурсах, по-разному, но одинаково сильно
воздействуя на ум и сердце читателя любого возраста.

В. Борисова

Ход урока

Вступительное слово учителя: Эти слова Виктории Борисовой посвящены творчеству писателя Александра Грина, которого мы с полным правом можем назвать «Рыцарем мечты».

Знакомясь с фрагментами биографии и творчества Александра Степановича Гриневского (Грин – его литературный псевдоним), мы постараемся повторить и обобщить изученное по теме «Обстоятельство».

I. Проверка домашнего задания и опрос.

Содержание проверки и опроса Методы и приёмы проверки Учащиеся (кто проверяет д.з.)
1. Знания о членах предложения; постановка знаков препинания в сложных предложениях; объяснение орфограмм. Опрос индивидуальный и фронтальный с примерами из домашнего упражнения; работа с карточкой (1 ученик у доски во время проверки домашнего задания).  
2. Умение находить обстоятельства в предложении и определять их вид по значению. Чтение и комментирование учащимися предложений, которые они самостоятельно подбирали; называют обстоятельства и вид обстоятельств по значению.
(На дом было задано: подобрать предложения из повести А.Грина «Алые паруса», с разными видами обстоятельств.)
 
3. ОТД (опыт творческой деятельности) – проверка речевых умений. Задание: составьте текст из нескольких предложений на тему дружбы, используя обстоятельства.  
4. НЭОМ (нормы эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе) – воспитание нравственных качеств. Вопросы учителя:
- Чему учит нас повесть А.Грина «Алые паруса»?
- Что особенно понравилось в ней?
 

II. Закрепление изученного материала.

Краткое сообщение целей урока.

1. Репродуктивные упражнения (по образцу).

Анализ текста (заранее распечатанный текст раздаётся учащимся; также текст проецируется через м/м проектор).

Рыцарь мечты.
С первых ш..гов писателя Грина вокруг его им..ни стали складыват(?)ся легенды. Уверяли что Грин отличный стрелок из лука. В молодост.. он добывал себе пищ.. охотой и жил в лесу на манер куперовского след..пыта.
Т..жело и драматично складывалась жизнь Александра Гриневского. Он страдал задыхаясь в (не)вежестве провинц..ального города. Выж..вал в тюрьмах и ссылках от зари до зари валил лес на Урал.. плавал на п..р..ходах ища пр..ключений.
Из-за лютой нужды Грин (не)редко печ..тался в бульварных изданиях. Его произведения унося читателя в мир мечты и романтик.. сами оправдывали себя.
Грёзы живут в книгах Грина словно ветер на море делают писателя очень близким возвыше(н, нн)ым и мечтательным.

Задания:

  1. Прочитайте текст.
  2. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.
  3. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку.
  4. Найдите в тексте приложение. Как его написали?
  5. Найдите в тексте обстоятельства, подчеркните их и укажите смысловую группу.
  6. Выпишите указанное предложение, сделайте синтаксический разбор.

(Проверка через м/м проектор.)

- Что вам запомнилось из биографии писателя?

- Какие трудности он испытал в жизни?

- Чему вы хотели бы у него научиться?

Слово учителя: Пытаясь точнее передать суть своей самой заветной книги, Грин называет её живой мечтой. Речь, конечно, идёт об «Алых парусах», - доброй фантазии, которая учит нас верить в возможность человеческого счастья, если мечту ощущаешь как данность, как нечто живое.

- А есть ли у вас мечта? Что это такое?

(Фрагмент фильма «Алые паруса».)

- Прикоснёмся же ещё раз к строкам этого удивительного произведения.

- Попробуйте восстановить по «подсказкам» авторский текст.

2. Репродуктивно-продуктивные упражнения (полутворческие).

1. (Обстоятельство причины) [из-за скитальческой жизни] в его руках осталось (обстоятельство меры) [очень немного] денег.

  • Из-за скитальческой жизни в его руках осталось очень немного денег.

2. Я пришёл (обстоятельство цели) [купить] у вас шёлк чистый (сравнительный оборот) [как алая утренняя заря].

  • Я пришёл купить у вас шёлк, как утренняя заря.

3. (Обстоятельство условия) [если будешь верить], Ассоль, то (обстоятельство времени) [однажды утром] (обстоятельство места) [в морской дали] сверкнёт алый парус.

  • Если будешь верить, Ассоль, то однажды утром, в морской дали, свернёт алый парус.

3. Продуктивное задание (творческое).

- Составьте связный текст на тему «Чем мне понравилась героиня повести А.Грина «Алые паруса»? в художественном стиле, в форме рассуждения. И В предложениях используйте обстоятельства разных видов. Озаглавьте текст, выразите в нём свой взгляд на дружбу и любовь.

- Подчеркните в предложениях обстоятельства, определите их вид.

III. Итог урока.

Оценка деятельности учащихся.

- Что повторили на уроке?

- Назовите виды обстоятельств.

- Чему вас научила повесть А.Грина «Алые паруса»?

IV. Советы библиотеки.

V. Домашнее задание (дифференцированно на карточках).