Логопедическое занятие для 1-го класса по исправлению ФФНР на тему "Дифференциация З–С"

Разделы: Логопедия


Тема.

  • Логопедическая: “Зоопарк”.
  • Грамматическая: “Согласование существительных с числительными”.
  • Коррекционная: “Дифференциация С – З”.

Задачи занятия:

  • закрепить знания обучающихся о звуках и буквах;
  • совершенствовать умения устанавливать согласование существительных с числительными;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать фонематическое восприятие, навык звукового и слогового анализа и синтеза, артикуляционную моторику;
  • прививать интерес к занятиям, положительную мотивацию учения.

Оборудование: картинка “Зоопарк”, карточки со словами “Зоопарк”, “Зоосад”, картинки с животными и птицами, карточки для индивидуальной работы, карточки с буквами и слогами, карточки с цифрами 1, 3, 5.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Основной этап.

1. Обогащение словарного запаса.

Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в очень интересное место – зоопарк.

– Слово зоопарк сложное слово, оно состоит из двух частей. Это ЗОО и ПАРК. (На доске картинка со словом “Зоопарк”).
– По-другому зоопарк называют ЗООСАД.
– Какая общая часть у этих слов? (ЗОО).
– Что значит ЗОО? (Зоологический.)
– А что такое зоологический парк? (Парк для животных). Приложение 1.
– А поедем мы в зоопарк на автобусе. Приложение 2.
– Давайте погудим, как автобус. (Вдох носом, выдох с шумом, через рот.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

– Чтобы было не скучно в пути, выполним зарядку для губ и языка. (Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики, автобус едет мимо картинок с артикуляционными упражнениями.)

2. Закрепление знаний о звуках и буквах.

– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще всего слышится?

Зоо – зоо – зоосад
В зоосад везут ребят,
Посмотреть на всех зверят.

– Дайте характеристику звуку [з], на письме какой буквой, обозначается звук [з] ?
– А на чем мы ехали в зоопарк? На автобусе.
– Какой последний звук в слове АВТОБУС? (Звук [с]).
– Дайте характеристику звуку [с].
– На письме какой буквой обозначается [с].

4. Закрепление слуховой дифференциации.

ЗА – СА – СА
СЫ – ЗЫ – СЫ
ЗУ – ЗУ – СУ
ОСА – ОЗА -ОСА
ЗО – СО – ЗО
СЭ – ЗЭ – ЗЭ
СА – ЗА – СА
ОСУ – ОЗУ – ОЗУ

5. Прежде, чем мы пойдем смотреть животных, мы выполним еще одно задание. Ребята, сейчас проверим, какие вы внимательные. Если услышите [з] – поднимите карточку с буквой З, а если услышите [с] – карточку с буквой С.

П, Н, В, З, Т, С, ЗА, СО, КА, СЫ, ТЫ, ЗЫ, УС, СУП, ЗУБ, ПОРТ, ЗОНТ, САНИ, УЗОР, КУСТЫ, УКУСЫ, НЕЗНАЙКА,

6. Дифференциация звуков в словах.

– Ребята, животные в зоопарке забежали все в одну большую клетку. Давайте поможем работникам зоопарка расселить животных в нужные клетки. Клетки в зоопарке расположены интересно.

Справа – животные в названиях, которых есть звук [з], а слева – животные, в названиях которых звук [с]. Расположите животных и птиц по наличию звуков. (Дети по очереди выходят к доске).

ЗУБР, БИЗОН, ЗМЕЯ, ХОРЗА, КОЗА, ЗАЯЦ, ЯДОЗУБ
СЛОН, ЛИСА, НОСОРОГ, СОБАКА, СТРАУС, СОБОЛЬ, СОВА. Приложение 3.

(Нужно сказать местоположение звуков в слове.)

7. Падежное управление, согласование существительных с числительными.

– Ребята, в клетках находятся несколько животных. Давайте их посчитаем.

Приложение 4.

Слон, собака, сова, страус, носорог, коза, змея, бизон.

1….3….5

8. Звуковой анализ слов.

– Ребята, сколько звуков в слове ЗУБР? Назовите звуки и выполните звуковой анализ. (Работа в тетради.)

(Со словом СЛОН аналогичное задание.)

9. Дифференциация в словах.

Работа по карточкам. Приложение 5.

Вставьте в слова пропущенные буквы З и С.

_ обака
_ лон
ко_уля
га _ он
_ трау _
_урок
_ мея
ли _ а
би_он

10. Физкульт минутка.

У лисицы острый нос,
Острый нос.
У нее пушистый хвост.
Пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты

11. Слоговой синтез. Приложение 6.

Составьте слова из слогов.

зан, фа нарь, зво
ро, ка, со бат, аль, рос

– Ребята, назовите птиц, которые встретились нам в зоопарке. (Показать картинки, провести словарную работу.)

12. Развитие мышления, языкового анализа.

Игра “4 лишний”.

горностай, собака, соболь, барсук; коза, сова, сорока, скворец.

(Составление предложений с выделенными словами. Составление схем предложений.)

Работа в тетради.

13. Развитие зрительного восприятия.

Работа с четверостишьем.

Прочитайте, подчеркните букву С коричневым карандашом, а букву З желтым.

Зоопарк.

В зоопарке жил бизон,
Зайцы, змеи, зубр и слон.
Совы, лисы два дрозда
И фазаны без гнезда.

14. Домашнее задание. Выучить стихотворение “Зоопарк”.

III. Итог.

  1. Понравилась ли вам экскурсия в зоопарк?
  2. Вспомните животных, в названии которых [з].
  3. Вспомните животных, в названии которых [с].