Классный час "Права ребенка в новом веке". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Классное руководство

Класс: 3


Цель: познакомить детей с понятиями декларация, ООН, статус; расширить знания о правах, обязанностях и ответственности детей до 11– летнего возраста согласно законодательству РФ.

1. Введение.

Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя рядом с другими людьми.

Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?

Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова: “можно” и “нельзя”. Потом стали говорить “Ты поступил хорошо или плохо”. Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по оценке взрослых, по примерам сказочных героев.

А что же теперь, когда вы подросли? Почему стали говорить, что “ребенок был такой золотой, а теперь не слушается и делает все наоборот”?

Наверное, это потому, что вы выросли и поняли, что жизнь – это не сказка, а люди не делятся на плохих и хороших героев. Не всегда можно отличить зло от добра, они редко бывают в чистом виде, и вам порой бывает трудно разобраться во всем, можно и запутаться.

2. Основная часть занятия.

1.1. Постановка и решение проблемного вопроса.

Как же решить теперь – как вести себя, чтобы тебя уважали не только за то, что у тебя привлекательный внешний вид, но и ценили как хорошего человека, как личность? Вы, ребята, задавались этим вопросом? Давайте попробуем вместе на него ответить.

1.2. Работа в парах.

Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают. (учитель раздает детям карточки с записью черт характера. Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают свое мнение, приводят примеры и т.п.)

Черты характера:
– вспыльчивость,
– торопливость,
– осмотрительность,
– аккуратность,
– честность,
– лживость,
– уважение к людям,
– безразличие.

Я думаю, что очень важно следующее:

1) Надо знать, по каким же принципам живут люди, какие моральные, то есть духовные ценности накопило все человечество за всю свою историю независимо от того, когда и в какой стране жил человек.

2) Надо уметь применять эти знания – думать, прежде чем действовать, уметь оценивать свои слова и поступки.

3) И, наконец, если научиться применять знания, то они станут вашими убеждениями. А за убеждения людей уважают (говорят: “Это принципиальный человек”). И никто не сможет заставить вас совершить дурной поступок, потому что вы будете точно знать, как поступить в данной ситуации.

1.3. Работа в группах.

Первая группа составляет права людей, какие они хотели бы видеть. Вторая – законы, по которым бы хотели жить. Третья – обязанности граждан.

1.4. Ознакомление с понятием правовой статус.

Правовой статус – это положение человека в мире права. В праве положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления человек получает новые возможности, набирается опыта, а значит, приобретает новые права, обязанности, ответственность – меняется статус.

С рождения ребенок имеет права:

– на имя; жить и воспитываться в семье; на заботу и воспитание родителями; на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства; выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы; на гражданство; собственности на имущество; на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства для защиты своих прав.

Обязанности:

– слушаться родителей, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации; соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность:

– перед родителями, преподавателями и воспитателями; перед своей совестью. (Вспомнить рассказ “Совесть”.)

С 6 и до 10 лет добавляются:

Права:

– совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды по распоряжению средствами, предоставленными родителями, с согласия родителей; на участие в детском общественном объединении; быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства; давать согласие на изменение своего имени и фамилии.

Обязанности:

– получить основное общее образование (9 классов); соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины.

Ответственность:

– перед преподавателями, администрацией учебного заведения; за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, пьянство; перед детским общественным объединением и его участниками.

С 11 лет добавляются:

Ответственность:

– за помещение в специальное учебное воспитательное учреждение для детей и подростков в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.

1.5. Ознакомление с понятиями ООН и декларация.

Существует такая организация, в которую входят представители разных народов со всего мира. Называется она Организация Объединенных Наций, или сокращенно ООН.

Создан ООН была в 1945 году, сразу по окончании Второй мировой войны, а ее основной задачей стало поддержание и укрепление мира и безопасности.

А в Уставе ООН написано, что ООН создана для того, чтобы “утвердить веру в основные прав человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенства прав больших и малых народов ”.

Так вот, в 1948 году ООН издала документ, который называется “Всеобщая декларация прав человека”. В ее 30 статьях перечислены все основные права и свободы человека, живущего в обществе.

Декларация –заявление от имени организации или государства, торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены.

Итак, вы видите, ребята, что Декларация прав человека – это документ, в котором записаны основные права, которые должны быть у каждого человека.

Декларация – это не закон, а рекомендация. На ее основе каждое государство принимает закон о правах, который уже имеет обязательную силу для людей, живущих в этом государстве.

3. Итог занятия.

– Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым? (Ответы детей.)

Я человек…Живу среди людей,
Тех, у которых множество идей.
Но все должны мы понимать друг друга-
И в этом состоит общественного жития наука!
Я человек… И ты, и он – все человек!
Давайте в мире пониманья жить вовек!