Интегрированное физкультурно-речевое занятие "Волшебница зима"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Создать условия для решения следующих задач:

  • Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно, находить их, делать выводы, обобщения.
  • Знакомить детей с природными особенностями зимы; приобщать к русской национальной культуре через народно-прикладное искусство (гжель), любви к родной природе.
  • Обогащать, развивать и активизировать словарь.
  • Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, словообразовании
  • Закреплять навыки звукового анализа слов
  • Способствовать развитию мелкой моторики, пространственное воображение, ориентировку на плоскости.
  • Упражнять детей в равновесии при ходьбе по уменьшенной опоре; тренировать в прыжках вверх из глубокого приседа.
  • Развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность.
  • Воспитывать культуру речевого общения.

Материалы и оборудование к занятию: мультимедиа: слайды с изображением русской природы зимой (Приложение 1), 4 карточки с закодированными изображениями слов: метель, вьюга, поземка, пурга (Приложение 2). Шнуровка – фрукты (Приложение 3), модели-символы образования слов (Приложение 4). 2 карточки схемы слов (Приложение 5), сюжетная картина зимнего пейзажа (гжель) и 8 карточек фрагментов этой картины (Приложение 6) , 2 картины (снеговики) на сравнение (Приложение 7); бумага для поделок оригами. Набивные мячи по количеству детей, 2 гимнастические скамейки, 4 ленты для перешагивания, два каната, препятствие “сугробы”.

Предшествующая работа: знакомство с разными видами ветров, заучивание загадок, рассматривание картин с зимними сюжетами, знакомство с народно-прикладным искусством “Гжель”.

Ход занятия

1. Воспитатель: организационный момент “Тактильный контакт”.

Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло друг друга ладонями. А теперь, подойдите ближе и прикоснитесь плечами. Вы чувствуете тепло? Пусть это тепло и тепло вашей дружбы помогает вам, если будет трудно.

2. Учитель – логопед: “Отгадайки”.

– Наши глаза внимательно …(смотрят)
Наши уши внимательно…(слушают) загадку, которую вам загадают дети:

1-й ребенок.

Ночью ветер волком выл
И по крыше палкой бил.
Утром глянули в окно –
Там волшебное кино.

2-й ребенок.

Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд
И папахи на дома
Нахлобучила…(зима)

– О каком времени года говорится в загадке?
Какое время года сейчас?
Каким временем года мы любуемся?
– Про какое время года мы сегодня будем говорить?
– Сколько зимних месяцев? Назовите их.
– А хотите узнать как в давние-давние времена, в старину говорили про зимние месяцы? Предлагаю детям подойти, сесть на ковер и посмотреть по мультимедиа слайды (Приложение 1). Дети читают: “ЛЮТЕНЬ”
–  Как вы думаете, почему так говорили? Лютень – значит лютый, очень холодный (показываю слайд морозного дня, и слайд зимнего леса).
– Лютень – это многозначное слово – Лютень называется река, протекающая в Новгородской области России (слайд).

СТУДЕНЬ (читают дети слайд) – О чем говорит это слово? (показ слайда “снегирь на рябине”).О чем говорит это слово? А какой студень можно съесть? (Слайд.)

СТУЖАЙЛО (читают дети слайд и на следующем слайде рассматривают зимний пейзаж). На последнем слайде зимняя береза в инее, растущая под окном детского сада. Что напоминает вам это дерево? Какое стихотворение мы учим про березу? Кто его написал? (“Береза” С.Есенин)

3. Воспитатель:

– Ребята, отгадайте загадку (ребенок):

Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит
И стоять не велит. (мороз)

– Правильно, это мороз. Почему говорят: “Мороз не велик, да стоять не велит”? (Ответы детей.)

– А вот еще пословица: “В зимний холод всякий молод”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей: “ холод заставляет всех двигаться и даже пожилой человек прыгает, как молодой.)

4. Инструктор по физическому воспитанию: Вот давайте, и мы пойдем, погреемся!

Упражнения в ходьбе и беге (веселая маршевая музыка)

  • Обычная ходьба.
  • Ходьба на носках, руки вверх.
  • Ходьба на пятках, руки за голову.
  • Ходьба на внешней стороне стопы, руки в стороны.
  • Бег обычный на носках.
  • Бег с захлестыванием голени .
  • Ходьба с выполнением дыхательного упражнения (руки поднять вверх – в стороны – вдох, руки опустить – выдох).

5. Учитель – логопед: психогимнастика “Ветра”.

 Есть еще для вас загадка. (ребенок):

Кто без рук, без ног
По свету рыщет
Поет, метет и свищет?

– Вы уже знаете, что ветер бывает разный. (На доске показываю закодированные картинки: вьюга, пурга, поземка, метель. Приложение 2) Внимание! На один хлопок дует вьюга, на два – пурга и т.д. Работаем по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

6. Инструктор по физической культуре: Зимой холодно, дует сильный ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.

Комплекс ОРУ с набивными мячами.

  • И.П. –основная стойка, мяч в руках.
    1 – мяч вверх,
    2 – мяч за голову,
    3 – мяч вверх,
    4 – опустить в И.П.
    Повторить 6–7 раз.
  • И.П. – стоя, ноги врозь, мяч в правой руке – вниз.
    1, 2 – руки через стороны вверх, мяч вверх, передать мяч из руки в руку,
    3,4 – руки через стороны вниз, мяч вниз.
    Повторить 6–7 раз.
  • И.П. – стоя, ноги шире плеч, мяч вниз.
    1 – глубокий наклон вперед, мяч на пол.
    2 – встать в И.П., руки на пояс.
    3 – глубокий наклон вперед, мяч в руки.
    4 – встать в И.П.
    Повторить 5–6 раз.
  • И.П. – основная стойка, мяч в руках.
    1 – полный присед, мяч вперед.
    2 – встать в И.П.
    3–4 – то же самое.
    Повторить 5–6 раз.
  • И.П. – сидя, ноги прямо, мяч зажат ступней.
    1, 2 – подтянуть колени к подбородку, задержаться.
    3, 4 – вернуться в И.П.
    Повторить 6–7 раз.
  • И.П. – сидя, ноги прямо, мяч вперед.
    1, 2, 3, 4 – имитация ходьбы, перекатываясь на бедрах, вперед.
    5, 6, 7, 8 – имитация ходьбы, перекатываясь на бедрах, вперед.
    Повторить 5–6 раз.
  • И.П. основная стойка, руки на пояс, мяч на полу перед собой.
    1 – перепрыгнуть мяч вперед.
    2 – развернуться в прыжке вокруг.
    3, 4 – то же самое.
    Повторить 6–7 раз.
  • И.П. –стоя, ноги на ширине плеч, мяч в руках, вниз.
    1 – мяч  вверх, вдох, подняться на носки.
    2 – опуститься на всю стопу, мяч вниз, выдох.
    3, 4 – то же самое.
    Повторить 3–4 раза.

7. Воспитатель: д/и “Найди отличия”.

– К нам в гости прибежали два веселых брата снеговика, как две капли похожих друг на друга, но что-то их отличает. Попробуйте найти отличия (Приложение 7).

8. Учитель – логопед: “Волшебники”.

– Слова просят: “А сейчас, поизменяйте нас” (Приложение 4). Дети, опираясь на схему образовывают слова: снег – снег, снега, снежок, снежище (аналогично слова: зима, мороз, ветер, снежинка, сугроб, снеговик, снегирь).
– Какие из этих слов являются родственными словами слову “снег”?

9. Воспитатель: “Найди элементы картинки”.

– Проказница Вьюга размела зимнюю картинку и все части перепутались. Помогите ,пожалуйста, восстановить изображение (Приложение 6).

10. Инструктор по физической культуре:

Намело снега целые сугробы. Давайте представим, что мы с вами пошли в лес на прогулку. И очень весело провели время, перепрыгивая через сугробы и проходя по мостику перешагивая через замерзшие места.

Развиваем основные движения:

  • Ходьба по гимнастической скамейке с остановками в нескольких местах и перешагиванием через ленточку с высоким подниманием бедра.
  • Прыжки на двух ногах вперед с перепрыгиванием через препятствие (высота 15–20 см., 5–6 предметов подряд).

Упражнения выполняются поточным методом. В прямом направлении дети выполняют упражнения на скамейке, далее упражняются в прыжках, затем встают в конец колонны. Весь комплекс упражнений повторить 2–3 раза.

11. Воспитатель: пальчиковая гимнастика.

– Отгадайте загадку:

Рассыпалось под вечер
На небе зерно,
А утром глядь –
Нет ничего! (звезды)

– Правильно! Сегодня я предлагаю вам сделать из бумаги новогоднюю звезду. Каждый выполнит один лучик, потом мы их соединим вместе. Но сначала сделаем гимнастику для пальцев:

– Мы на елке веселились (хлопки в ладоши)
– И плясали, и резвились (удары кулачками)
– После, добрый Дед Мороз нам подарки преподнес: (сжимание кулачками)
– Дал большущие пакеты (руками изображают круг)
– В них же вкусные предметы (хлопки в ладоши)
– Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин. (поочередное загибание пальцев)

12. Воспитатель: работа в технике Оригами “Звездный лучик”.

– А теперь, приступим к работе. Повторяйте за мной. (дети диктантным способом выполняют работу. По окончанию работы все лучики соединяют в общую звезду)

13. Инструктор по физической культуре:

А кто же ребята главный над снежинками? Как вы думаете? ….. правильно Дед Мороз Красный Нос, а еще у него есть брат – тоже Дед Мороз, только Синий Нос. Давайте немного поиграем с ними!!!

Подвижная игра “Два мороза”

Правила игры:

  • На противоположных сторонах площадки отмечаются два "города". Участники игры, разделившись на две группы располагаются в своем городе.
  • В середине площадки помещаются братья Морозы: Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос.
  • Они обращаются к играющим со словами:
    Мы два брата молодые,
    Два Мороза удалые:
    Я – Мороз Красный Нос,
    Я – Мороз Синий Нос.
    Кто из вас решится
    В путь-дороженьку пуститься?
  • Жители городов хором отвечают:
    Не боимся мы угроз,
    И не страшен нам мороз, –
    и начинают перебегать из одного города в другой.
  • Морозы стараются поймать перебежчиков. Считается замороженным тот, кого Морозы поймали. Он не остается на том месте, где был пойман, и должен, покинуть площадку, сесть на скамейку, чтобы не преграждать путь играющим при следующих пробежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет некому, игра прекращается.
  • Побеждают те, кто не заморозился.

14. Учитель – логопед: д/и “Слова-признаки”.

– Зимой нашему организму нужны… (витамины). Играем в игру: “слова-признаки” и “как-будто бы” подкрепляемся витаминами-фруктами. Нанизывая их на шнуровку и называя слова: зима, какая? (аналогично снег, какой?; Приложение 3)

– Какое из этих слов подойдет к схеме? (звуковая схема сова “зима”; Приложение 5) Почему вы так думаете? Докажите. Много слов назвали и витаминами подкрепились – похвалите себя и свой животик (дети гладят себя по голове и животу)

15. Инструктор по физической культуре:

Очень устали мы с вами путешествовать с Матушкой Зимой, пора нам немного и отдохнуть.

Звучит тихая спокойная музыка, дети встали в круг.

  • Опускаемся на колени.
  • И.П. – стойка на коленях, руки вдоль туловища.
    1 – медленно наклоняться назад, медленный вдох
    2 – медленно вернуться в И.П., выдох.
  • Пятки в стороны, колени вместе, на выдохе лечь на спину, руки под голову, глаза закрыты. (Поза дракона.)
    1–2 медленный вдох через нос – медленный выдох через рот.
  • Медленно выпрямит правую ногу, затем левую, руки поставить на локти, около груди и упереться ими в пол, прогнуться в груди и поставить голову на макушку.
    1–2 медленный вдох через нос – медленный выдох через рот.
  • Опустить голову на пол, потянуться за руками в положение сидя. Принять позу Лотоса, руки на колени, спина прямая, вдох – через нос, выдох через рот.
  • Сидя в этом положении закрыть глаза, вдох – выдох, следить за дыханием.

Пока дети сидят с закрытыми глазами по середине круга ставиться низкий столик, на столик поднос с яблочным соком. Дети открывают глаза.

16. Воспитатель: итог “Угощение соком”.

Литература.

  1. “Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4–7 лет”, Ю.А.Кирилова, М.Е.Лебедева, Н.Ю.Жидкова, СПб., “Детство – Пресс”, 2005 год.