Новые стандарты – новые идеалы

Разделы: Администрирование школы


С первого сентября 2011 года стартовал новый ФГОС второго поколения для первых классов. Рано или поздно он дойдёт и до среднего звена. Уже сегодня учителя-предметники с опаской следят за внедрением очередного новшества. Возможно, попытка заглянуть чуть-чуть в будущее, попытаться разобраться с возможными способами подготовки к этому будущему поможет понять логику внедрения нового ФГОС в каждую школу, учитывая её особенности.

Внимательно прочитав тексты ФГОС, мы можем увидеть главную их особенность: новый подход к пониманию результатов образования. В стандартах формулируются следующие составляющие результата образования:

  • Личностные (ценностные установки и ориентации, отношения и др.);
  • Метапредметные (универсальные способы учебных действий);
  • Предметные (универсальные способы действий, преломляемые через специфику предмета, система базовых или опорных знаний, индивидуальный прогресс в отдельных направлениях).

Достижение этих результатов возможно лишь при консолидации всех участников образовательного процесса, иными словами, при условии создания единого образовательного поля школы, которое объединит все блоки содержания образования:

  • инвариантное содержание,  соответствующее государственным образовательным
    стандартам, обеспечивающее освоение учащимися необходимого минимума общенаучной информации;
  • вариативное содержание, предполагающее на элективной основе углубленное изу­чение предметов, отвечающих индивидуально-личностной направленности и способностям каждого обучающегося;
  • содержание дополнительного образования, обеспечивающее реализацию познава­тельных интересов в соответствии с увлечениями  и прикладной направленностью обучающихся.

Что же такое единое образовательное поле? В первую очередь, это новый подход к планированию всего учебного процесса, к которому должны привлекаться не только педагоги школы, но и ученики, и их родители. Сегодня содержание образования проектируется экстенсивным путём – школа исходит от выделяемого бюджета. Подушевое финансирование, в действительности, приводит к сокращению внеурочных занятий: факультативов, кружков. Можно много рассуждать на эту тему, как на педагогических советах, так и в СМИ, но результатов это не даст. Необходимо переориентировать проектирование с экстенсивного пути на интенсивный, который подразумевает:

  • проектирование образовательного пространства по учебным периодам;
  • иное распределение внеурочного времени;
  • тесную связь мегапроектов с содержанием образования.

Под проектированием образовательного процесса по учебным периодам имеется в виду посвящение каждого учебного периода единой цели и теме образования. Факультативные, элективные учебные предметы сокращаются с 34 часов до 10-15, что позволит при дефиците часов, отведенных на вариативную часть УП, создать истинно вариативное образование.

Обязательное введение в образовательный процесс таких предметов как логика; развитие проектной и исследовательской деятельности; экология; ведение домашнего хозяйства; этикет; психология; валеология; этика как дисциплина о морали и нравственности; эстетика как наука, изучающая сферу проявления ценностного отношения между человеком и миром; искусство, как область художественной деятельности людей приведет к снижению неуспешности детей, так как низкое мотивационное поле связано с ограниченным выбором деятельности, отсутствием связей между образовательным пространством и мегапроектами.

Каждый цикл ведения предметов должен сопровождаться повышением информационной грамотности (работа с книгой, компьютерными программами и т.д.) и заканчиваться защитой проектов. За один год ребёнок должен набрать не менее 34 часов вариативной части. Ну и, наконец, мегапроекты – это связующее звено всего образовательного процесса. Под мегапроектом может подразумеваться и выпуск школьной газеты, и праздник «Парад наук» в первом учебном периоде. Только при таком планировании удастся соблюсти принцип одарённости – все дети одарённые, надо лишь вовремя обнаружить сферы одаренности и создать условия для их развития.

Логика выстраивания образовательного пространства должна совпадать с логикой государственных праздников и расписанием мероприятий Управления образования. На протяжении всего учебного года необходимо организовать соревнование между классными коллективами, что обеспечит безболезненный переход к школьному самоуправлению. Отражение хода мероприятий и соревнования классных коллективов в газете школьного самоуправления и сайте школы обеспечит открытость образовательного пространства. К работе средств школьной информации  должны быть привлечены дети на протяжении всего учебного года.

Примерное проектирование образовательного пространства:

1 учебный период – «Парад наук» (предметные олимпиады в рамках предметных недель), целями этого периода являются повышение мотивации к обучению, поиск учащимися сферы своей одаренности, наблюдение педагогами за развитием детей, входная диагностика сформированных УУД. Начинается с праздника «День знаний».

Компетентности Культура Образовательные области Вариативная часть УП Школьные мероприятия
1 учебный период
Во всех образовательных областях: предметные недели и входная диагностика
Познавательно-информационная Философская Философия и этика развитие исследовательской деятельности  
Познавательная и интеллектуальная Естественные науки    
Информатика   Заполнение сайта школы
Математика Логика  
Культурно-досуговая Эстетическая и художественная Практическая филология   Выпуск газеты «Подсолнух»
Искусства   Конкурс рисунков на экологическую тему
Физическая Физическая культура   Спортивные соревнования
 Бытовая Тела Физическая культура   Туристический слет
Экологическая Практические искусства и труд Экология
Быта и жилища      
Социально-трудовая Трудовая и производственная     Уборка территории
Экономическая      
Управленческая Социально-гуманитарные науки    
Гражданско-общественная Нравственная Музейные занятия «Край мой родной»  
Политическая  
Правовая    

2 учебный период – операция «Новый год», посвящена эстетическому и художественному развитию, формированию социально-трудовой компетентности.
3 учебный период – «Я – гражданин», посвящен гражданскому и патриотическому воспитанию
4 учебный период – «Дни науки», отчетный период для детей и педагогов. Он включает в себя открытые уроки, круглые столы и конференции старшеклассников, дни открытых дверей. Педагоги демонстрируют свое мастерство в рамках фестиваля «Крупицы педагогического мастерства».
5 учебный период – период подготовки к итоговой аттестации выпускников (4, 9, 11 классы) и отчету классных коллективов за год, которые будут представлены на празднике «За честь школы».

Второй немаловажный вопрос при планировании образовательного процесса это вопрос предпрофильного и профильного образования. Не секрет, что во многих школах, особенно сельских, этот пункт образовательной реформы остался лишь пунктом на бумаге. В нашей школе создана программа предпрофильного и профильного образования с учетом местных предприятий. Для учащихся 8-9 классов в течение года планируется введение предпрофильного обучения – знакомство с профессиями, востребованными в нашем населённом пункте. Для учащихся 10-11 классов должно быть организовано профильное обучение на основе социального партнерства, что подразумевает распределение часов вариативной части УП согласно осваиваемому профилю. Если в 8-9 классе ребятам предстоит познакомиться с профессиональной картой посёлка под руководством учителя, то в 10-11 классе это знакомство должно перерасти в социальное партнёрство. Под социальным партнёрством имеется в виду сотрудничество школы и предприятий, возможность погружения в специальность, возможность знакомство с профессией изнутри.

В связи с введением ФГОС второго поколения должно измениться и понимание межпредметных связей. Традиционно под межпредметными связями понималась предметная интеграция, т.е. возможность всестороннего изучения учебного объекта за счет использования знаний из различных областей наук, позволяющих выстроить целостную картину изучаемого явления. При таком подходе, конечно, была необходимость педагогического сотрудничества, но говоря о консолидации мы должны говорить о межпредметной интеграции, которая  позволит реализовать и другие задачи. Если межпредметную интеграцию рассматривать как реальную возможность переосмысления тематического планирования с целью выявления «общих» для различных предметных областей тем и их передачи другим предметам, то они могут заметно влиять на уменьшение учебной нагрузки.

Так, например, по истории России в 7 классе без ущерба для качества обучения можно обобщить темы по образованию, науке, искусству, быту России в изучаемый период в одну общую тему «Духовная культура России» и высвободить, таким образом, в «резерв» до 3 часов учебного времени.

Пример планирования фрагмента курса «История России — XXвек» — 9 класс.

Содержание учебного материала

Часы

Передаваемые часы

Передаваемый материал

Принимающий предмет

1. Экономическое и политическое развитие России в начале 20 века. Политические течения и партии. Революция 1905-1907 г.г. Манифест 17.10.1905 г.г. Государственные Думы. Аграрная реформа Столыпина. «Серебряный век русской культуры». 5 час.

1 час

«Серебряный век русской культуры» Литература

В идеале, передаваемый предмет должен вестись несколькими учителями. Ребята должны видеть, что школьные предметы это части мозаики, которые должны слиться в единую картину. Диалог преподавателей друг с другом и с детьми  научит ребят спорить, отстаивать свою точку зрения. Конечно, не стоит и отвергать возможность  сокращения учебных часов за счет музейной педагогики и просмотров  театральных спектаклей по программным темам и их обсуждение и опять же с несколькими педагогами.

Продолжая тему внедрения ФГОС второго поколения через перестраивание проектирования необходимо сказать и о создании внутришкольной системы профессионального роста педагогов. Внутришкольная система профессионального роста педагогов ориентирована на развитие трех блоков профессиональной культуры педагога: интеллектуального (когнитивного), эмоционально-ценностного и практически-деятельностного (операционального).

  • Интеллектуальный (когнитивный) блок предполагает овладение педагогом необходимым минимумом знаний и умений, приемами рациональной организации познавательной и созидательной деятельности.
  • Эмоционально-ценностный блок нацелен на формирование таких качеств, как ответственность за результаты своего труда, высокая коммуникативная культура и готовность к сотрудничеству, способность получать удовлетворение от удачно завершенной работы, умение преодолевать трудности, стремление к самосовершенствованию, реализации своих потенциальных возможностей.
  • Практически-деятельностный блок (операциональный) характеризует трудовую   культуру   в   познавательной   и   предметной   деятельности.   Он проявляется в самостоятельности, инициативе, поисковой активности, адекватной самооценке результатов деятельности, стремлении освоить рациональные приемы труда, овладеть навыками самоконтроля.

На развитие вышеназванных качеств профессиональной культуры педагога, на формирование умений организовывать адекватное среде образовательное взаимодействие направлена деятельность всех звеньев, составляющих систему профессионального роста педагогов:

  • Учёного совета,
  • Творческой лаборатории,
  • Психологического семинара,
  • Поисковой лаборатории,
  • семинара «Методология научного исследования».

Созданная система профессионального роста педагогов наполнит новым содержанием такие традиционные формы обмена опытом,  как открытые уроки,  подготовка мини-исследований  по отдельным проблемам с последующим представлением их на заседаниях кафедр и семинарах, написание статей для школьных сборников, профессиональное сопровождение молодых или недавно пришедших педагогов, педагогические проекты, связанные с овладением различными перспективными технологиями или экспериментальной деятельностью школы, разновозрастное сотрудничество детей и взрослых, дебаты, ролевые игры.

Творческую активность педагогов стимулирует написание сценариев различных внеаудиторных учебных мероприятий (предметных и межпредметных недель, проводимых кафедрами, интеллектуальных и развлекательных игр, фестивалей и конкурсов).      Данная  деятельность  должна быть организована администрацией так, чтобы в нее были вовлечены все педагоги школы, а результат их труда обязательно получал бы публичную оценку.

В заключение, хотелось бы подчеркнуть, что внедрение ФГОС второго поколения не возможно без создания единого образовательного поля, которое, в свою очередь, невозможно без консолидации всех участников образовательного процесса. Думается, что новый стандарт и задумывался как ступенька к переходу к школе будущего, где педагогам, детям и их родителям будет интересно учиться, познавать себя и мир, расти и развиваться.