Урок-исследование "Путешествие по календарю"

Разделы: Литература


Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык

Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений.

Задачи:

  • Учить анализу стихотворного текста, закрепить знания о средствах художественной изобразительности (метафоре, эпитете, сравнении, олицетворении)
  • Содействовать формированию представления о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
  • Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
  • Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
  • Пробудить живой интерес к поэзии, к красоте окружающего мира

Организационный момент. Эмоциональный настрой на уроке.

Эпиграфом к уроку я взяла слова Тютчева. Они точно передают его отношение к природе.

– Вспомните стихотворения русских поэтов о природе:

(“Люблю грозу в начале мая…”, “Весенние воды” и т.д.)

Слово учителя:

Чтобы заметить, почувствовать красоту, нужно обладать, как говорил А.Фет, “зоркостью по отношению к красоте”. А такую зоркость можно приобрести в результате вдумчивого чтения произведений русских писателей и поэтов о природе. На сегодняшнем уроке мы будем учиться понимать язык природы, чувствовать ее душу и развивать “зоркость по отношению к красоте”

1-я страничка календаря “Зима”.

– Почему мы любим зиму?
– Красоту зимы называют волшебной. Почему?
– Какие чудеса можно увидеть в зимнем лесу?

Рассмотрим и прочитаем стихотворение Ф. И. Тютчева “Чародейкою Зимою…”

– О чем это стихотворение?
– Каким увиден зимний мир поэтом? (Застывшим, затаившимся, загадочным, взглядом сказочника.)
– Сказочность стихотворения достигается в первую очередь отбором “волшебной лексики” Приведите, пожалуйста, примеры, соответствующие “волшебной лексике”

(Чародейка зима, околдован, очарован, опутан, чудная жизнь, сон волшебный, краса ослепительная.)

– О чем говорят эти слова, употребленные в стихотворении (О сказке, о сказочном описании зимнего леса.)
– Какие волшебные сказки напоминает стихотворение? Кто спит волшебным сном? (“Морозко”, “Руслан и Людмила”)
– Почему Зима названа поэтом Чародейкой? Подберите слова, которыми можно заменить слово “чародейка”. (Волшебница. Зима выступает, как чародейка, волшебница. Она заколдовала лес, и теперь он под влиянием ее волшебной силы, ее чар стоит заколдован, а значит, и очарован.)
– Чем очарован зимний лес?
– Какие эпитеты использует поэт? (сон волшебный, жизнь чудная, цепь пуховая)
– Какой волшебный сон снится зимнему лесу?
– Как вы думаете, что такое чудная жизнь зимнего леса?
– От какого слова произошло это слово? (Чудо)
– А что обозначает это слово? (Что-то очень красивое, необычное.)

– Подберите слова– синонимы к слову чудная. (Прекрасная, удивительная, волшебная.)
– Какой названа цепь у Тютчева? (Пуховой, устаревшая форма слова пуховый.)
– Почему цепь, которой окован, опутан лес такая легкая? (Снег легкий, как пух, но он сверху донизу опутывает каждое дерево.)
Кроме устаревшей формы слова “пуховой” Тютчев использует еще 2 устаревших слова, найдите их в стихотворении. (Мещет, краса.)
– Что это слово обозначает?(метать – кидать, бросать)
– Что мещет солнце? (Луч солнца косой; зимой  солнце низко над горизонтом, поэтому лучи падают сбоку.)
– Что такое краса? (красота)
– Какой эпитет подобрал Тютчев этому слову?
– Как вы понимаете значение этого слова?
– Можете сделать вывод, зачем Тютчев использует устаревшие слова в стихотворении? (Подчеркнуть торжественность момента.)

Жизнь природы кроме эпитетов помогает показать наличие метафор, олицетворения.

– Найдите их и объясните смысл.

(Олицетворения: лес околдован Чародейкою Зимою, сном волшебным очарован, блестит чудной жизнью…
Метафора: под снежной бахромою окутан цепью.)

– Давайте посмотрим на картину Шишкина. Таким ли вы себе представляли лес после знакомства со стихотворением Тютчева?
– Соответствует ли изображенное на картине описанию зимнего леса в стихотворении?
– Какие особенности зимнего леса, описанные Тютчевым, вы можете найти на картине?
– Как бы вы назвали картину?

2-я страничка календаря “Весна”.

– Следующая страничка нашего календаря – весна.
– Как вы понимаете, что такое весна? (Весна – это утро года. Весна – новая жизнь, это светлый праздник рождения природы. Весной просыпается все живое. Звуки, окружающие нас весной, необычны…
– Какие главные приметы весны можете назвать? (Солнце стало выше, день длиннее, дуют теплые ветра, тает снег, капель, ручьи, проталины, первоцветы и т.д.)
– Каждый человек по-своему видит приход весны, поэты сочиняют стихотворения, художники пишут свои картины, музыканты сочиняют музыку.
– На картинах Левитана, Бакшеева какие признаки весны вы видите?
– Какие тона, краски преобладают? (Светлые.)
– Прочитаем стихотворение Ф.И. Тютчева “Еще в полях белеет снег” (“Весенние воды”)
– О чем это стихотворение?  (Пробуждение природы от зимнего сна. Наступление радостных весенних дней. Ф. Тютчев описывает самое начало весны. Земля еще покрыта снегом, но его радует, что воды уж весной шумят.)
– Обратите внимание на начало и конец стихотворения. Одинаков ли темп?
– На сколько частей можно разделить стихотворение? (Стихотворение можно разделить на две части, основываясь на настроении автора в начале и в конце произведения.)
– О чем говорится в начале стихотворения? (В первой части у земли состояние еще сонное – она “еще не проснулась”, но на помощь весне спешит вода, которая будит и гласит: “Весна идет”! Автор рисует два плана (земля, вода).

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”

– Как автор показывает стремительность?

В этой части слышим шум воды быстрое движение, которое вызывает бурную радость. Ф. Тютчев использует много глаголов (шумят, бегут, гласят). Эти глаголы позволяют услышать ритмичность произведения и почувствовать движение и шум весенней воды, наступающей весны. В конце первого предложения автор поставил многоточие. Наверное, поэт еще хочет что–то сказать о весенней воде.

– Во второй части что произошло с темпом? (Замедление.)

– Почему? (Весна вступила в свои права, царствует, ожидание майских дней.)

Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

Изобразительные средства языка. Метафора, олицетворение.

Метафоры по действию. Будят, гласят, идет, выслала, толпится.

Олицетворение. Весне художник придает черты молодой девушки. Майские дни олицетворяются с маленькими детьми, которые водят хороводы и у них румяные щеки.

Звукопись. Повтор согласного звука (б) (аллитерация) и шипящего (ш), в слове шумят, помогает передать начинающее движение воды.

Цветопись. Присутствуют холодные и теплые тона (белый снег), (румяный, т. е. розовый).

Словарная работа. Гласят, говорят, объявляют, возвещают.

Гонцы – тот, кто является вестником, приносит весть.

3-я страничка календаря “Лето”.

1. Подготовка к восприятию художественного текста

– Перенесемся в июльский знойный день. Рассмотрим картины И. Шишкина “Рожь”, и А. Саврасова “Рожь”.
– Что они изображают?
– В какое время поспевает рожь?

2. Создание настроя на восприятии текста.

Представьте день в конце июля. Ярко светит солнце. На небе ни облачка.

Продолжите ряд определений и глаголов, которые помогут описать июльский день (жаркий, знойный, долгий, длинный, бесконечный).

Солнце (яркое, печет, палит).

Ночь (короткая, теплая).

3. Работа с текстом. Выразительное чтение стихотворения.

– Какие слова и выражения лучше передают чувства поэта? (Восхищение, торжество, восторг. Преклонение перед величием и красотой природы.)
– Перечитайте 1 строфу. Какие строчки имеют созвучные окончания?
– Как называется такая рифма? (Перекрестная.)
– Найдите строчку, внутри которой есть созвучия (И от нивы и до нивы) – внутренняя рифма.

Как благодаря этому звучит строфа?

Автор рисует картины золотого пшеничного моря.

Выразительное чтение стихотворения.

Домашнее задание (на выбор).

  1. Выучите стихотворение наизусть по выбору.
  2. Попробуйте создать поэтическую миниатюру “Унылая пора, очей очарованье.”
  3. Создайте презентацию “Есть в осени первоначальной…”, используя картины художников и стихотворения русских и современных поэтов, а также собственные фотографии осеннего леса (парка).

Приложение.