Урок экономики по теме "Банковская система России"

Разделы: Экономика


План урока:

Части – блоки урока
(краткое содержание деятельности учителя и учащихся)
Время реализации
1. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих 1 минута
2. Актуализация опорных знаний учащихся. Проверка домашнего задания по темам “Деньги. Денежная система”, “Функции денег”, “История возникновения банков”:
– тестирование в режиме on-line (3 учащихся);
– составить схему и рассказать о денежных агрегатах;
– составить схему из карточек, отображающую экономические интересы, которые привели к появлению банков и объяснить;
– ответы на вопросы по теме “Функции денег” (фронтально)
 

 

10 мин

3. Постановка цели урока и мотивация учащихся 3 мин
4. Объяснение нового материала (организация восприятия и осмысления новой информации) 17 мин
5. Первичная проверка понимания материала. Самостоятельная работа учащихся (творческое применение и добывание знаний) 7 мин
Домашнее задание (на выбор учащегося) 3 мин
Обобщение материала, изучаемого на уроке. Подведение итогов. 4 мин

Цели и задачи урока:

1. Образовательные:

  • познакомить учащихся со структурой банковской системы России;
  • определить роль и значение деятельности банков в экономике.

2. Развивающая:

  • развивать умение выносить аргументированные суждения по теме урока на основе анализа экономической ситуации.

3. Воспитательные:

  • воспитывать культуру экономического мышления;
  • вырабатывать адекватное представление об экономических процессах в обществе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:

  • информационный (словесный);
  • наглядно – иллюстративный;
  • практический.

Оборудование: проектор, экран, ноутбуки, дидактический раздаточный материал, магниты, презентация к уроку “Банковская система России” <Приложение>

Ход урока

1. Организационный момент:

  • приветствие;
  • проверка отсутствующих.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания по теме “Деньги. Денежная система”:

– тестирование в режиме on-line (3 учащихся)

Ссылка: http://economix.milenkiy.ru/tester/test12.html

– составить след. схему и рассказать о денежных агрегатах (1 уч. у доски):

Учитель оценивает работу учащихся.

2. Проверка домашнего задания по теме “История возникновения банков”:

– составить схему из карточек, отображающую экономические интересы, которые привели к появлению банков и объяснить: предприниматель, владелец сбережений, готов воздержаться от потребления своих сбережений и разрешить использовать их за плату, готов поделиться доходом за право использовать деньги для реализации проекта, имеет проект прибыльного использования средств, нуждается в денежном капитале (1 уч. у доски).

Фронтально – ответы на вопросы по теме “Функции денег”:

  1. Люся Голубкина скопила 300 рублей и пошла посмотреть в магазин хватит ли ей этих денег, чтобы купить давно понравившуюся ей книгу по экономике. Какую функцию деньги при этом выполняют? Средство измерения, мера стоимости 
  2. Вася Петрушкин получил в подарок 1000 рублей и положил их в копилку. 
    Какую функцию при этом выполняют деньги? 
    Средство сбережения, накопления сокровищ 
  3. Когда и где появились впервые бумажные деньги? Китай, 9 век 
  4. При Петре I на оборотной стороне монеты делались выпуклые точки. Для чего? 
    В народе грамотных было мало. Прочитать не каждый мог, а вот сосчитать – пожалуйста. 
  5. В Древней Руси в одном рубле было 100 копеек, 50 копеек составляли полтину,
    5 копеек – пятак. Сколько копеек было в гривеннике, алтыне, гроше? 
    Гривенник – 10 копеек 
    Алтын – 3 копейки 
    Грош – 2 копейки 
    Полушка – половина копейки 

3. Постановка цели урока и мотивация учащихся.

– Для того, чтобы составить целостное представление об устройстве денежной системы общества, нам необходимо иметь представление о банках, через которые идет денежный оборот, и той системе, которую они образуют в нашей стране. Поэтому, сегодня на уроке у нас с вами разговор не менее интересный и увлекательный. Мы окунемся в мир банковской деятельности.

Дома вы читали материал об истории появления банков.

Где возникли первые банки?

Призыв “Деньги на стол!” – рожден в мире грабителей? (Banko – стол, прилавок)

Проверка самостоятельной работы у доски “Экономические интересы, которые привели к появлению банков”. Учитель оценивает объяснение учащегося.

Обобщение учителя: любой банк выступает в качестве финансового посредника между фирмами и домашними хозяйствами, имеющими свободные деньги, и теми фирмами и домашними хозяйствами, которые в них нуждаются.

Иными словами – банк – финансовый посредник между кредиторами и заемщиками.

Итак, тема урока “Банковская система России” (слайд 1). Какова же цель нашего урока?

(Ответы учащихся) Цель урока: познакомиться со структурой банковской системы России; определить роль и значение деятельности банков в экономике.

4. Объяснение нового материала (организация восприятия и осмысления новой информации).

Объяснение учителя сопровождается показом презентации, подготовленной к уроку (Приложение), и конспектированием материала учащимися в тетрадях.

Слайд 2. Банковское законодательство в РФ [1].

Слайд 3. Банковская система – совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. (Ученики записывают определение в тетрадь)

Слайд 4. Виды банков [2].

– Как вы думаете, что значит, коммерческие? Банк – это частное коммерческое предприятие, которое, как, правило, принадлежит акционерной компании; оно должно приносить прибыль, и, следовательно, дивиденд его акционерам. В отличие, конечно, от эмиссионных банков.

– Откройте стр. 92 учебника. Назовите, пожалуйста, какие банки различают по форме собственности. (Ученики записывают схему в тетрадь.)

Слайд 5. Структура банковской системы РФ.

Объяснение учителя: банковская система Российской Федерации включает в себя: Банк России (эмиссионный банк), российские кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Таким образом, банковская система Российской Федерации является двухуровневой. На первом, верхнем, уровне находится Центральный банк, а на втором, нижнем, – кредитные организации. При этом главным звеном банковской системы является, как и в других государствах, Центральный банк.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные законодательством.

Ученики записывают в тетрадь:

Кредитная организация – 1) юридическое лицо; 2) цель – получение прибыли; 3) лицензия ЦБ РФ.

Кредитные организации могут создавать союзы и ассоциации, не преследующие цели извлечения прибыли, для защиты и представления интересов своих членов, координации их деятельности, развития межрегиональных и международных связей, удовлетворения научных, информационных и профессиональных интересов, выработки рекомендаций по осуществлению банковской деятельности и решению иных совместных задач кредитных организаций. Союзам и ассоциациям кредитных организаций запрещается осуществление банковских операций.

Кредитная организация может быть банковской и небанковской.

– Как вы думаете, какими полномочиями наделены банки? (Ответы учащихся)

Слайд 6. Признаки банка

Слайд 7. Функции банков [1]. (гиперссылка на файл Функции банков.swf).

Ученики записывают в тетрадь:

Функции банков:
1) депозитная;
2) кредитная;
3) расчетная;
4) создание новых форм денег.

Слайд 8. Небанковские кредитные организации.

Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

Переход по гиперссылке на слайд 5.

Иностранный банк – банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Переход по гиперссылке на слайд 9.

Слайд 9. ЦБ и денежная система [1]. (гиперссылка на файл ЦБ и денежная система.swf ).

– Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР.

Итак, назовите, какие основные функции выполняет ЦБ РФ? (Ответы учащихся)

Функции ЦБ:
1. Эмиссия банкнот
2. Хранение государственных золотовалютных резервов государства и резервов кредитных учреждений.
3. Денежно-кредитное регулирование экономики.
Кредитование коммерческих банков и кассовое обслуживание государственных учреждений.
4. Проведение расчетов и переводных операций.
5. Контроль за деятельностью кредитных учреждений.

– Назовите основные цели деятельности ЦБ. (Ответы учащихся)

Целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  • обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Таким образом, получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

– Что такое денежная система? (Ответы учащихся)

Денежная система – форма организации денежного обращения в стране. Включает в себя:

1. Официальную денежную единицу.
2. Порядок эмиссии наличных денег.
3. Организацию и регулирование денежного обращения.

Слайд 10. ЦБ – централизованная система с вертикальной структурой управления.

– Кто является Председателем ЦБ РФ?

Слайд 11. Игнатьев Сергей Михайлович [3].

Обобщение учителя: Центральный Банк по существу является посредником между государством и экономикой. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональные интересы, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом.

– Где в России печатают рубли? 

Деньги печатают в Перми, где находится фабрика Госзнак. 14 июля 1964 г. Приказом министра финансов СССР введена в эксплуатацию Пермская печатная фабрика Гознака.

Слайд 12. Гознак.

Учитель: Пермская печатная фабрика Гознака – крупнейшее из полиграфических предприятий Объединения "Гознак", которое выпускает полноценные бумажные деньги России. Денежные билеты России соответствуют мировому качеству денежных знаков развитых стран мира.

Железные монеты производятся на территории Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Слайд 13. Монетный двор.

Объяснение учителя. Годом рождения Монетного двора считается 1724-й – дата выпуска первого золотого рублевика с изображением Петра I. Первые золотые и серебряные монеты чеканились в помещениях Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Кроме Петербурга монеты чеканились и в ряде других городов, но начиная с 1786 года, единственным местом чеканки монеты стал Монетный двор в Санкт-Петербурге, здание которого было выстроено в Петропавловской крепости. 

Ученикам демонстрируется видеоролик ЦБ РФ “Знай свои деньги!”

Слайд 14. Участники банковских правоотношений.

Объяснение учителя. Центральный банк РФ, совместно с кредитными организациями, является участником банковских правоотношений. Он регулирует эти правоотношения, одновременно как взаимодействуя с органами высшей законодательной и исполнительной власти, так и с кредитными учреждениями, защищая при этом интересы клиентов последних.

5. Первичная проверка понимания материала. Самостоятельная работа учащихся (творческое применение и добывание знаний).

Анализ деятельности банков, имеющих свои филиалы на территории г. Вельска (работа в парах)

Раздаточный материал:

Балтинвестбанк, Московский индустриальный банк <Приложение 2>,

Сбербанк России <Приложение 3>

Россельхозбанк <Приложение 4>.

– Проработав материал:

  1. Определите место банков в банковской системе России.
  2. Дайте характеристику основному направлению деятельности банков.

6. Домашнее задание (на выбор учащегося).

  1. Написать эссе по теме “Роль банков в рыночной экономике”.
  2. Подготовить дополнительный материал о любой небанковской кредитной организации: брокерских и дилерских фирмах, инвестиционных и финансовых компаниях, пенсионных фондах, кредитных союзах, кассах взаимопомощи, ломбардах, кредитных кооперативах; благотворительных фондах, лизинговых и страховых компаниях.

7. Обобщение материала, изучаемого на уроке. Подведение итогов.

– Итак, назовите, пожалуйста, структуру банковской системы РФ. Какой она является? Почему?

Почему право эмиссии денег принадлежит только ЦБ РФ?

Какому банку вы доверите больше свой сбережения полностью частному или частично государственному? Почему?

Назовите основные функции ЦБ РФ.

Мир экономики – очень увлекательный мир, благодаря которому, вы научитесь оперировать различными экономическими понятиями, давать характеристику всем экономическим процессам, происходящим в нашем городе, регионе, в стране в целом. Сегодня вновь маленькую частичку этой сложной науки, я надеюсь, вы освоили. Урок окончен. До свидания.

Используемая литература:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/
  2. Липсиц И.В. Экономика (базовый курс). – М.: Вита-Пресс, 2010.
  3. Официальный сайт Банка России. URL: http://www.cbr.ru/