Проект "Неделя русского языка в школе"

Разделы: Русский язык


Актуальность проекта: внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя и предоставляет огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым. Свобода, импровизация, живой отклик на интересы и потребности ребят, присущие внеурочной деятельности, отнюдь не означают, что внеклассная работа – явление чисто стихийное. Еще в 20-е гг. М.А. Рыбникова блестяще реализовала системный подход во внеклассной работе. И в наши дни педагог Н.В. Мирецкая убеждает: “Форм и методов придумано уж очень много, важно, как мы свяжем их в едино, каким содержанием наполним и каким образом приведем в действие”. В этом многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система, обнаруживающая внутреннее единство, стимулирует интерес обучающихся к русскому языку, делая его неугасающим, а соответствующие формы определяют успех деятельности.

Цель проекта: систематизировать теоретический и практический опыт проведения предметной недели по русскому языку, представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.

Задачи проекта:

  • определить содержание предметной недели в школе;
  • выявить условия, определяющие педагогически эффективные формы и методы внеклассной работы по русскому языку при проведении предметной недели.

Теоретическая значимость. Теоретически обоснована и разработана программа проведения Недели русского языка, состоящая из взаимосвязанных компонентов: целевого, содержательного, мотивационного, процессуального и результативного.

Практическая значимость. Результаты настоящего проекта могут быть внедрены и уже находят отражение в практике учителей общеобразовательных школ при проведении уроков, элективных курсов, внеклассных мероприятий.

Основное содержание проекта

Содержание предметной недели определяется школьной программой по русскому языку с учетом лингвистических интересов и уровня развития речевых умений и навыков обучающихся.

Мероприятия предметной недели направлены на создание условий для творческого саморазвития обучающихся, для развития образовательных, коммуникативных, социально-личностных и общекультурных компетенций школьников. Неделя Русского языка – это не случайный набор форм и видов внеклассной деятельности, а заранее продуманная и подготовленная система мероприятий, преследующих цели развития творческих возможностей детей, привития интереса к предмету “русский язык”. Это неделя творчества детей, своеобразный праздник.

При организации предметной недели учитываются следующие конкретные условия: возраст и подготовленность учеников, наличие у них интереса к русскому языку, направленность и качество этого интереса, этап внеклассной работы (начало, продолжение), внеклассные занятия по другим предметам и участие в них школьников, традиции школы и т.д.

Внеклассная работа строится на общедидактических принципах обучения: научности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, доступности, связи теории с практикой, прочности знаний, наглядности, индивидуального подхода к учащимся. Однако, являясь естественным продолжением учебной деятельности школьников на уроках и преследуя те же конечные цели, что и уроки русского языка, внеклассная работа имеет и свою специфику, свои принципы, свое содержание, формы и методы организации.

Предметная неделя проводится методическим объединением учителей русского языка и литературы.

Задачи предметной недели:

  • совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
  • вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
  • выявление одаренных в лингвистическом отношении обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению русского языка.

Механизм реализации проекта

  1. Предметная неделя проводится в соответствии с графиком, принятым на научно-методическом совете школы и утвержденным директором.
  2. План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.
  3. Организатором предметной недели является методическое объединение во главе с руководителем.
  4. Участниками предметной недели являются все учителя, преподающие русский язык, ученики школы, изучающие предмет.
  5. В рамках предметной недели проводятся следующие мероприятия:
  • конкурсы на знание основной тематики недели и предмета  в целом по двум возрастным категориям: 5–6-е классы и 7–9-е классы;
  • нетрадиционные уроки по предмету;
  • выставка, посвящённая основной тематике предметной недели;
  • внеклассные мероприятия по основной тематике недели.
  1. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.
  2. По итогам предметной недели может быть определен состав команды школы для участия в районных предметных олимпиадах.
  3. По окончании предметной недели на заседании методического объединения и научно-методическом совете проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Методические рекомендации по подготовке мероприятий и конкурсных заданий

  1. Содержание заданий должно соответствовать изученному программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы.
  2. Количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей учащихся.
  3. Задания должны требовать от обучающихся не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, а их творческого или практического применения.
  4. В связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера.
  5. Следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития.
  6. Практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.

Тематика предметной недели: “Грамоте учиться – всегда пригодится” (неделя посвящена Международному 10-летию грамотности, 2003-2012).

Лозунг предметной недели:Стань грамотным, и ты откроешь перед собой весь мир!”

Форма проведения: игра “Путешествие по океану знаний”. Пять островов – пять тематических дней недели, посвященных отдельным стилям русского языка и имеющих четкие задачи выполнения, органически связанные между собой:

1-й день – остров “Стиль художественный”;
2-й день – остров “Стиль публицистический”;
3-й день – остров “Стиль разговорный”;
4-й день – остров “Стиль научный”;
5-й день – остров “Стиль официально-деловой”.

В 1 день Недели вывешивается план – карта “Путешествия по океану знаний” (карту заранее готовит группа обучающихся с помощью преподавателей). В конце каждого дня Недели карта будет заполняться творческими отчетами, репортажами, отзывами, рисунками, фотографиями. Лучшие работы, созданные в рамках мероприятий предметной недели, помещаются в “Библиотеку шедевров”, публикуются на школьном сайте. Предварительно оформляются информационные стенды: “Великие лингвисты”, “Словари – наши верные друзья”, “Стили литературного языка и их особенности”, “Стилистические приёмы русского языка”. Ежедневно из выпусков школьного радио можно будет узнать информацию о теме дня и победителях различных конкурсов. Если вдруг появится возможность организовать какие-то небольшие подарки для обучающихся, этой возможностью нужно воспользоваться, это будет просто замечательно.

Награды победителям:

  • победителям в отдельных конкурсах – дипломы;
  • активным участникам мероприятий – свидетельство для портфолио;
  • учителям – благодарственные письма администрации, материальные выплаты.

Подготовительный этап

Подготовка Недели ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются на заседании методического объединения учителей. Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2 ученика от каждого класса. Учительский энтузиазм, желание заинтересовать учащихся своим предметом окажут плодотворное воздействие на учеников. Организационный комитет Недели может выполнять все необходимые действия, связанные с организацией тех или иных мероприятий, но научная и методическая консультация о способах проведения их может быть дана только учителем.

План реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответствен.

Подготовительный этап

  Планирование работы, подготовка оформления актового зала, предметных кабинетов, реклама предстоящих мероприятий. Контроль за ходом подготовки к Неделе За 2 недели до проведения мероприятий Руководитель МО

Основной этап

1 день

Остров “Стиль художественный”

Открытие Недели русского языка. Вход в школу – чтение наизусть стихотворения, высказывания о русском языке Перед первым уроком Оргкомитет
  Линейка, посвященная открытию недели 8.00 Руководитель МО
  Конкурс сочинений на одну из тем “Ода русскому языку”, “Ода грамотному человеку” (7–9-е кл.) Вторая половина дня, свободная от учебных занятий  
2 день

Остров “Стиль публицистический”

Цикл бесед под общей рубрикой “Экология слова” (беседы о русском языке, об ученых-лингвистах проводят заранее подготовленные ученики) В начале второго урока  
  Создание коллажа “Похвальное слово русскому языку” (5–6-е кл.) Вторая половина дня, свободная от учебных занятий  
  9-й кл. – Ток-шоу “Речевой этикет – часть общей культуры человека”  
3 день

Остров “Стиль разговорный”

6-й кл. – КВН “Увлекательная фразеология”

7-й кл. – Брейн-ринг “Веселая грамматика”

Вторая половина дня, свободная от учебных занятий  
4 день

Остров “Стиль научный”

Терминологические диктанты (проводятся по разным предметам) В течение дня на всех уроках  
  5-й кл. – Интеллектуальная игра “Слова – близнецы”

8-й кл. – Лингвистическое кафе

   
5 день

Остров “Стиль официально-деловой”

Конкурс тетрадей “Пишу красиво” (5–7-е кл., самый аккуратный, прилежный ученик) В течение дня  
  Торжественное закрытие Недели. Подведение итогов, награждение победителей По окончании учебных занятий Руководитель МО, оргкомитет

Контрольно-аналитический этап

6 день Обсуждение проведенной работы, поэтапный анализ достоинств и недостатков хода проведения Недели Вторая половина дня, свободная от учебных занятий Учителя – предметники, обучающиеся из числа оргкомитета

Ресурсы, необходимые для реализации проекта

  1. Обеспечение организационных условий (создание творческой группы по реализации проекта).
  2. Обеспечение информационных условий (сбор, обработка, анализ информации, нужной для реализации проекта, его трансляция в ОУ, инструктирование кадров по реализации проекта).
  3. Обеспечение кадровых условий (подбор и расстановка педагогических работников, призванных обеспечить внедрение проекта).
  4. Обеспечение мотивационных условий (действия, призванные сформировать заинтересованность в решении задач, изменении существующих позиций учителей-предметников, внесение позиций в положение о стимулировании учителей, занимающихся реализацией проекта).
  5. Обеспечение нормативно-правовых условий (подготовка документов регламентирующего характера).
  6. Обеспечение научно-методических условий (создание научно-методического обеспечения реализации проекта, различных методических памяток и рекомендаций).
  7. Обеспечение рефлексивного пространства для учителей, принимающих участие в проекте (Создание сайта, страниц в Интернете, посвященных проблемам проведения предметной недели).
  8. Обеспечение материально-технических условий (наличие кабинетов русского языка и литературы, актового зала, интерактивного оборудования).
  9. Наличие у преподавателей педагогических компетенций (владение учителем технологиями личностно-ориентированного обучения и воспитания, проектной методикой, групповыми и индивидуальными формами работы, владение знаниями психологии и возрастных особенностей обучающихся).

Целевая аудитория

Проект рассчитан на обучающихся 5–9-х классов общеобразовательной школы. Отбор участников проекта осуществляется на основе следующих принципов:

  • принцип добровольности. Школьники участвуют в предметной Неделе не ради отметок, а добровольно, из желания познать непознанное. Добровольность вступления обязывает учащихся к дисциплинированности и активности. Каждый обучающийся может попробовать свои силы в различных видах деятельности: выдвигать идеи, реализовывать их, фантазировать, рисовать, участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить сообщения и выступать с докладами на уроках.
  • принцип массовости. Желательно привлекать к внеклассной работе как можно больше обучающихся. Для этого необходимо широко пропагандировать среди школьников возможность их участия в предметной неделе и разъяснять пользу последней в практическом овладении русским языком.

Ключевые участники проекта, их интересы в проекте

Ученики:

  • продемонстрируют свои творческие достижения по предмету всей школе;
  • блеснут собственными знаниями в компании единомышленников и ценителей русского языка;
  • откроют для себя секреты лингвистики, выполняя конкурсные задания;
  • найдут новых друзей, а, может быть, и коллег для будущих совместных проектов.

Учителя:

  • создадут условия для формирования коммуникативных и предметных компетентностей своих учеников;
  • помогут ученикам проявить себя в предмете, больше заинтересоваться им;
  • познакомятся с творческими подходами к преподаванию своего предмета.

Классные коллективы:

  • проведут незабываемое и полезное внеклассное мероприятие;
  • сформируют и подготовят творческую команду для участия в олимпиадах по русскому языку;
  • получат эффективную образовательную среду;
  • заявят о себе в образовательном пространстве школы.

Администрация:

  • проведет мониторинг уровня профессионализма учителя;
  • получит материалы об опыте учителя для представления на аттестацию, награждение, конкурсы;
  • пополнит информационно-методический банк, предназначенный для обеспечения целостного видения деятельности педагогических работников.

Партнеры проекта

Учителя-предметники: в ходе проведения Недели необходимо организовать взаимосвязь с другими методическими объединениями.

Родительская общественность: родители могут быть как активными участниками внеклассных мероприятий (непосредственно участвовать в конкурсах, играх, быть в составе жюри и т.п., являться членами оргкомитета), так и пассивными (читать информационные стенды, знакомиться с итогами каждого дня, представленными на карте путешествия, с материалами, размещенными на сайте школы).

Результативность деятельности по проекту определяется индивидуальными критериями педагогической деятельности, а именно:

  • результативные показателями эффективности работы учителя (профессиональное мастерство и творчество учителя при проведении открытых уроков и внеклассных мероприятий, победы и призовые места учеников в конкурсах в рамках Недели, разнообразие задач профессиональной деятельности, использование разнообразных технологий);
  • показателями развитости профессионального общения считаются: владение приемами работы в “команде”; создание новых форм делового и творческого общения, бесконфликтное сотрудничество;
  • показателями зрелости личности педагога могут выступать: способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта, способность поддерживать удовлетворенность трудом.
  • показателем активности обучающихся являются познавательный интерес, самостоятельность, сформированность логико-лингвистического оперирования, уровень речевого развития.

Кроме того, критерии эффективности проекта выражаются:

  • в востребованности проекта;
  • в охвате подростков;
  • в привлечении других специалистов, общественности;
  • в состоянии эмоционально-деловых отношений участников проекта;
  • в уровне культуры участников проекта.

Психологическая целесообразность эффективности проекта.

Программа предметной недели выстроена с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении русского языка. Субъектами многообразных социокультурных отношений в рамках реализации проекта являются педагоги, обучающиеся, родители, взаимодействие которых происходит на различных уровнях.

Перспективы дальнейшего развития проекта

В перспективе – это может быть дистанционная предметная неделя, которая предоставит возможность через продуктивную деятельность с использованием телекоммуникаций закреплять знания, полученные на уроках, развивать ключевые и предметные компетентности обучающихся, реализовывать творческий потенциал школьников и педагогов. Это повлечет изменение содержания мероприятий (например, путешествие по разделам русского языка или тематическая неделя, посвященная какому-то значимому событию); формы их проведения (например, викторины, конкурсы, олимпиады, конференции и т.п.), изменение контингента участников, организаторов, расширение территории.

Литература

  1. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2101 “Русский язык и литература”/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.; Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Просвещение, 1990.
  2. Мирецкая Н.В. Сопряжение: Комплексная работа по эстетическому воспитанию в школе. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.– М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.
  4. Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980.
  5. Педагогическое проектирование / Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. – М.,2007.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.bibliofond.ru/
  2. http://www.bestreferat.ru/
  3. https://urok.1sept.ru/
  4. http://lisitsinageo.narod.ru/