Дидактическая игра для детей 4 лет "Приятного аппетита!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели и задачи:

  • приобщать детей к элементарным нормам и правилам поведения за столом;
  • закрепить название и назначение предметов посуды;
  • воспитывать навыки гостеприимства, учить красиво накрывать на стол.

Материалы к занятию: шапочки собачки, кошечки, курочки, Незнайки для инсценировки; игрушечная чайная посуда, муляжи: конфет, сушек, пирожных; миска, плошка, глубокая тарелка, полотняная и бумажные салфетки, предметные картинки "Посуда", плакат "Правила поведения за столом", скатерть, самовар, посуда для чаепития, угощение.

Предварительная работа: заучивание стихотворения С. Капутикян "Маша обедает", инсценировка; чтение К. Чуковского "Федорино горе"; ознакомление с предметами посуды, серия дидактических игр, обучение правилам поведения за столом во время еды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

– Здравствуйте, ребята, сейчас мы с вами поиграем в сказку про девочку Машу. (Дети инсценируют стихотворение С. Капутикян "Машенька обедает".)

Воспитатель:

Час обеда подошел,
Села Машенька за стол.

Машенька:

Все успела сделать я,
Вот идут мои друзья.

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это к нам?

Собачка: Гав, гав, гав!

Машенька: Кто это там?

Собачка:

– Это я, ваш верный пёс,
Ваш Арапка – чёрный нос.
День и ночь
Я дом стерёг,
Наработался, продрог.
Не пора ли обедать?

Машенька:

Добро пожаловать, Арапка,
Иди к столу, но вымой лапки»

(Арапка имитирует умывание).

Кошечка: Мяу-мяу!..

Машенька:

Кто ж теперь,
К нам царапается в дверь?

Кошечка:

– Это ваша кошка Мурка.
Мурка – серенькая шкурка.
Я ваш погреб стерегла,
Всех мышей перевела,
Крыс прогнала из подвала,
Наработалась, устала.
Не пора ли обедать?

Машенька:

– Заходи-ка, кошка Мурка,
Причеши-ка свою шкурку!

(Мурка имитирует причесывание).

Курочка: Куд-куда, куд-куда!..

Машенька: Кто ещё спешит сюда?

Курочка:

– Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая.
Я не ела, не пила.
Я яичко вам снесла.
Не пора ли обедать?

Машенька:

– Заходи к нам не стесняйся,
Да почище умывайся!

(Курочка имитирует умывание).

Машенька:

Никому отказа нет,
Подам я каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке-несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не мелкой.

Воспитатель: Ребята, вы узнали стихотворение? (Сильва Капутикян "Машенька обедает").
Скажите, что Маша предложила сделать курочке прежде, чем сесть за стол? А вы всегда садитесь за стол с чистыми руками?

Дети читают стихотворение:

Нужно мыться непременно,
Мыться вечером и днем!
Перед каждою едою
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите, не беда!
И чернила и варенье
Смоют мыло и вода!

Воспитатель: У меня есть волшебная коробочка. А что в ней лежит, вы угадайте сами:

Ускользает, как живое
Но не выпущу его,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится... (Мыло).

(Раздается громкий стук в дверь, забегает Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я пришел к вам в гости, правда, меня никто не приглашал. Я вижу, у вас здесь много вкусного, как раз все, что я люблю: конфеты, пряники, баранки. А я сейчас ужасно голодный!

(Начинает хватать со стола еду грязными руками, садится, подвернув под себя ногу, сметает со стола крошки, облизывает пальцы, вытирает рот рукавом).

Воспитатель: Ребята посмотрите, Незнайка совершенно не умеет вести себя за столом. Из-за этого его и в гости никто не приглашает. Давайте ему расскажем, как правильно вести себя за столом.

Незнайка: А что я сделал неправильно? (Ответы детей)

Воспитатель: Незнайка, во-первых, ты должен обязательно мыть руки перед едой, и приходить в гости умытым и опрятным. Наши ребята знают про это потешку. Хочешь, мы тебя научим? Делай вместе с нами:

Водичка-водичка, (подставьте ладони под воображаемую струю воды),
Умой мое личико! (Ладонями «умывайте» лицо),
Чтобы глазки блестели, (поморгайте глазами),
Чтобы щечки краснели, (потрите ладонями щеки)
Чтоб кусался зубок, (пощелкайте зубами),
Чтоб смеялся роток! (Широко улыбнулись)

Воспитатель: Ну вот, Незнайка, ты теперь понял, что за стол нужно садиться чистым?

(Незнайка вновь садится за стол, подвернув под себя ногу, кладет на стол локти и сидит, согнувшись)

Воспитатель: Ребята, давайте подскажем Незнайке, какие правила поведения за столом он нарушил. (Ответы детей)

За столом сиди ровней,
Не клади на стол локтей,
И к тарелке с супом низко
Не склоняйся, словно киска!
Кушать нужно аккуратно,
Чтобы не остались пятна.
Ты салфетку на колени
Положи себе без лени.

Незнайка, взяв салфетку: Спасибо, что подсказали. Пожалуй, начну угощаться. (Жует быстро, разговаривает с набитым ртом, хватает руками пищу с тарелки, тянется через весь стол)

Воспитатель: Незнайка, остановись и послушай, что тебе скажут дети. (Кушать и пить надо аккуратно, жевать с закрытым ртом, не разговаривать с набитым ртом, не тянуться через весь стол).

Говорить с набитым ртом
Некрасиво. Ты потом
Скажешь важные слова.
Не спеши, прожуй сперва!

Дикарем не будь, дружище,
Не хватай руками пищу.
Брать с тарелки понемножку
Можно вилкой или ложкой.

Не годится за куском
Через весь тянуться стол.
У того, кто рядом тут
Попроси, передадут.

Незнайка: Спасибо, что подсказали. Что-то я засиделся, хочется поразмяться.

Воспитатель: А мы с ребятами знаем и любим физкультминутку про чаепитие.

Физкультминутка:

В гости к Федосье
Матрена пришла, (шагаем на месте)
К чаю пришла, (руки в стороны на пояс)
Лимон принесла. (Хлопок перед грудью)
– Пейте, Матрена, (прыжки на месте)
С лимончиком, (присели)
Пейте, Лимона, (прыжки на месте)
С матренчиком!.. (присели)
А Федосья растерялась (руки на пояс – наклоны влево-вправо)
И заторопилась, (руки на пояс-повороты туловища влево-вправо)
А Федосья растерялась (присели)
И заговорилась. (Прыжок на месте-хлопок над головой)

Незнайка: А что это за красивые бумажки стоят у вас на столе?

Воспитатель: Незнайка, это салфетки, а стоят они в салфетнице. Тебе наши дети объяснят, для чего они нужны и как правильно пользоваться салфетками. (Промокнув губы надо сложить салфетку и положить ее под тарелку или сбоку от тарелки. Закончив есть, промокнуть сначала губы, а потом ручки и положить ее на использованную тарелку)

Незнайка: Вот спасибо, что научили! Только вот никак не пойму, зачем у вас столько разной посуды на столе?

Воспитатель:

– Ты знаешь, какая бывает посуда,
И как без нее нам приходится туго?
Попробуй поесть без тарелки и ложки.
Без миски никак не накормишь и кошки!
Кофейники, чайники, чашки, стаканы,
О них вспоминаем мы утречком рано,
Кастрюли, салатницы, вилки, ножи…
Всегда всю посуду в порядке держи!

Воспитатель: Ребята, давайте вместе с Незнайкой накроем стол к чаепитию и объясним ему, какая бывает посуда, и для чего она нужна?

Воспитатель вместе с детьми стелит скатерть, ставит на стол салфетницу, сахарницу, конфетницу, сухарницу, чайные чашки с блюдцами, мелкие тарелки, кладет чайные ложки. Дети называют их и объясняют, для чего нужен каждый предмет.

– Ребята, а теперь давайте пригласим Незнайку к столу и вместе попьем чай, ведь он теперь все правила поведения знает.

Незнайка: Это верно! Я теперь вежливый и воспитанный. Только как бы мне не забыть правила поведения за столом!

Воспитатель: А мы тебе подарим на память плакат, где все эти правила художник нарисовал.

К приему пищи все накрыто!
Приветлив будь и вежлив будь!
Скажи: «Приятного аппетита!»
И про улыбку не забудь!

Окончание занятия.

Чаепитие. (В конце чаепития дети благодарят за угощение и помогают убрать со стола.)