Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание парных согласных на конце слов. Согласные звуки [г], [к]"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Научиться сравнивать произношение и написание слов, подбирать проверочное.
  • Развивать:
    • умения и навыки самостоятельной и групповой  работы;
    • индивидуальные способности, волю, эмоции;
    • познавательные способности: речь, память, внимание, восприятие.
  • Воспитывать:
    • толерантность в межличностном общении;
    • самодисциплину;
    • усидчивость, аккуратность, трудолюбие.

Оборудование:

  • раздаточный дидактический материал: карточки с заданиями для  групповой работы;
  • кроссворд.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

Проверь, пожалуйста, дружок,
Ты готов начать урок?

– С каким настроением вы начинаете урок? (Экран настроения)

            Мне грустно.                 Мне интересно.            Всё понял.
                                   Мне трудно.                        Я стараюсь.             Могу помочь другому.

– Назовите последнее слово каждой строчки. (Дружок, урок).
– Какой звук слышится на конце слова? ([к]).
– Что вы знаете про этот звук? (Согласный, парный, глухой).
– Назовите его парный звук. ([г]).
– Дайте характеристику этому звуку. (Согласный, парный, звонкий).
– Назовите ещё парные согласные по звонкости-глухости. ([б]-[п], [в]-[ф], [д]-[т], [з]-[с],[ж]-[ш]).
– Кто скажет, над какой темой сегодня мы будем работать на уроке?
(Парные согласные по звонкости-глухости). (Приложение 1. Слайд 1).

III. Минутка чистописания

– Предлагаю вам задание: рассмотрите ряд букв
р к м  а г н у щ (буквы на магнитах)
– Какие буквы лишние? Почему? (а, у – гласные)
Учитель убирает эти буквы.
– На какие две группы можно разбить оставшиеся буквы? (р, м, н, щ – непарные согласные; г, к – парные согласные).

Прописать в тетради по образцам: гек киг укг каг

– Правописание слов с какой парой согласных по звонкости-глухости мы будем рассматривать на уроке? (-[ г] -[к] ).

IV.Словарно-орфографическая работа

Каблук, добрая, мечтать, синий, монолог, лепить, длинный, диалог, творог, звонкий, читала, овраг, улетел, пирог, храбрый.

– На какие три группы можно распределить слова? (По частям речи).
Повторить части речи.
– Перечислите все глаголы (прилагательные, существительные).
– Что можете сказать об именах существительных? (Это словарные слова).

– Чем похоже написание имён существительных? (На конце слов пишутся буквы: г или к).
– Какие звуки обозначают эти буквы? (Парные согласные по звонкости-глухости [г], [к]).
– Запишите словарные слова в тетрадь, комментируя их правописание по «цепочке». (Устно дети подбирают проверочные слова, объясняют значение слов монолог, диалог. Выясняется вариативность постановки ударения в слове творог).

– Как проверить парный согласный на конце слова?
Вывод. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их    нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после  согласного звука стоял гласный. (Приложение 1.Слайд 2)

V. Физкультминутка

Мы читали и писали,
И немножечко устали.
Физминутку проведём,
И все вместе отдохнём.

Гимнастика для глаз

Упр. 1

Часто поморгай глазами несколько раз.
Закрой глаза и спокойно сосчитай до 5.
Повтори.

Упр. 2

Крепко зажмурь глаза, сосчитай до 3.
Затем открой глаза и посмотри вдаль, сосчитай до 5.
Повтори.

VI. Работа с пословицами. Работа в парах

Собери пословицы.

Друг познаётся                            летом хлеб высокий.
Зимой снег глубокий –               в беде.

– Посовещайтесь друг с другом.
– Зачитайте пословицы.
– Объясните смысл пословиц.
– Найдите слова с парными согласными на конце слова. (Друг, снег, хлеб).
– Подбери проверочное слово. (Подруга, снега, хлеба – хлебный).
– Запишите пословицы в тетрадь.

VII. Закрепление темы. Работа в группах

а) Карточка № 1 (Приложение 1. Слайд 3)
Спиши. Вставь букву г или к.

сне…–  
геоло…– 
вну… – 
зву… –

Напиши имена существительные во множественном числе.

Объяснить толкование слова геолог.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка (с.128)
Геолог – специалист по геологии.
Геология – комплекс наук о строении, составе и истории земной коры и Земли, о методах изыскания полезных ископаемых.

Проверка.

б) Карточка № 2. (Приложение 1. Слайд 4).

К именам прилагательным подбери имена существительные в единственном числе с буквой г или к в конце. Запиши их.

береговой – 
круговое –

луговой –
луковый –

Проверка.
Вывод.

– Как вы проверяли парную согласную на конце слова? (Обращая внимание детей на модель).

VIII. Физкультминутка

Пальчиковая гимнастика

Мы капустку рубим – рубим,
Мы капустку солим – солим,
Мы капустку трём – трём,
Мы капустку жмём – жмём.

IX. Работа по учебнику

Упр.313 с. 35.

а) Самостоятельная работа по вариантам.

(1 столбик – 1 вариант, 2 столбик – 2 вариант).

Спиши словосочетания. Подчеркни буквы г или к в конце слов. Подбери проверочные слова.

1 в. Старый мельник              2 в. Золотой петушок
огромный дог                          красный язык    
забавный гномик                     хитрый враг
цветущий луг                           голубой цветок

б) Проверка работы.

– Как проверили парный согласный на конце слова?
– Каким способом? (По числу: мельник (ед.ч.) – мельники (мн.ч.)).

X. Решить кроссворд

1) Когда чёрен – куслив и задорен,

как покраснею, так присмирею. (Рак).

2) Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Вот и весь – … (Осьминог).

3) Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом. (Одуванчик).

4) Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал. (Снег).

5) Кто один имеет рог?
Отгадайте!.. (Носорог).

6) Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!» (Маяк).

XI. Итог урока. Оценивание

– Что мы узнали на уроке, чем овладели?
– Что понравилось (не понравилось) на уроке?
– Что бы хотелось выполнить ещё раз?
– Какое настроение в конце урока?

XII. Домашнее задание на выбор

1) Упражнение 310 с. 34, повторить правило с.17
2) Найти и записать в тетрадь 2-3 пословицы, в которых есть слова с    парными согласными на конце слова.
3) Составить карточку для соседа по теме: «Правописание парных согласных на конце слов».