Педагогический совет "Формы работы с родителями"

Разделы: Администрирование школы


Цель педсовета: провести анализ работы педагогов школы с семьёй, определить эффективные формы сотрудничества.

Ход педсовета

I. Выступление директора школы.

Много лет назад великий Константин Дмитриевич Ушинский сказал, что для того, чтобы воспитать человека во всех отношениях, его нужно знать во всех отношениях. Основная специфика современной семьи заключается в том, что она потеряла свою традиционность, а это значит, что предыдущее знание о ней не может быть приложимо к современным условиям.

Для того чтобы выстроить работу с семьёй более эффективно, необходимо представлять себе контекст современной социокультурной и социально-педагогической ситуации, в которой происходит процесс образования ребёнка, так как без понимания специфики жизнедеятельности современной семьи все наши планы и проекты могут оказаться не востребованы.

Тенденция 1. Изменения социально-экономической ситуации, зарождение и развитие новых идей породило новые формы совместной жизни людей. Сегодня понятие семьи невозможно определить однозначно ни с точки зрения её количественного или гендерного состава, ни в контексте родственных связей, ни с учётом проживания её членов. Наряду с традиционными сегодня существуют и семьи, состоящие из отцов и детей, из бабушек и внуков, из неродных друг другу людей (приёмные семьи) и даже из однополых супругов. Единого критерия, определяющего статус семьи, пока не существует. Вероятнее всего, сегодня семьёй можно назвать группу людей, которые считают себя таковой. Некоторые к членам семьи относят и животных.

Тенденция 2. Изменение функций семьи, её экономической значимости для человека. Проведённый опрос в Санкт-Петербурге показал, что более половины (52%) опрошенных считают, что основа семьи – это общие интересы и уважение, и лишь 14 % – что семья основана на воспитании детей. 27% респондентов отметили, что институт семьи утратил своё прежнее значение, и лишь 6% уверены, что семья держится на совместном ведении хозяйства. Всего было опрошено 3718 человек. Таким образом, современные родители не считают достаточным основанием для совместного проживания наличие детей и разделение ответственности за их воспитание. Это означает, что для построения эффективной работы с семьёй необходимо выяснить, какое место в жизни родителей занимают вопросы образования, иначе вся ответственность может лечь исключительно на педагогов школы.

Тенденция 3. Миграционные процессы, вызванные политическими событиями последних десятилетий, обострили национальную проблему, которая сегодня оказывает существенное влияние как на геополитическую обстановку в мире, так и на характер внутрисемейных связей. В ближайшее время для России будут актуальны проблемы решения межконфессиальных и межэтнических конфликтов.

Для решения многих вопросов образования (воспитания гражданственности и патриотизма, нравственности, толерантности) школа должна иметь чёткое представление о политических, религиозных и национальных взглядах своих граждан. В образовании важно изучать не только состав семьи, уровень её мотивации к сотрудничеству, но и тех ценностей, которые существуют в семье как представителей иной культуры. Многие конфликты в образовательном учреждении возникают из-за того, что его ценности не совпадают с ценностями конкретной семьи.

Тенденция 4. Стремление к автономизации проявляется как в разных сферах жизни людей (духовной и материальной), так и в разных поколениях: дети активнее создают свою субкультуру, в которой плохо ориентируются взрослые; взрослые всё чаще объединяются по имущественному принципу, создают свои сообщества, функционирующие в рамках одного города практически автономно. Наблюдается значительный разброс в жизненных целях, в способах и ресурсах для их достижения: они перестали быть общими, как это было в советское время.

Изменились и цели воспитания: общество ( и прежде всего родители) стало вынуждено учить детей выживать в рыночной экономике, то есть учить детей не только заботиться о себе, отвечать за себя, защищать себя, но и находить своё предназначение в мире и успешно выполнять его. Каждая семья создаёт свою педагогическую систему. Образовательному учреждению крайне важно понимать, какое место в этой системе оно занимает. Какие идеи и мероприятия способствуют консолидации усилий семьи и школы, а какие разобщают?

Для нас важно не столько актуальные проблемы образовательного процесса, сколько перспективы развития всех его субъектов в целом, так как без знаний о семье ( её ресурсах, ценностях, запросах) невозможно выстроить эффективную образовательную деятельность.

II. Выступление педагога-психолога Торкаченко Ю.В.

Цель: проанализировать результаты исследования учащихся 3, 7, 10 классов.

Задачи:

  1. Познакомить педагогический коллектив с результатами социального исследования;
  2. Сделать выводы;
  3. Дать рекомендации.

Приложение 1, Приложение 2.

1. В нашей школе было проведено социальное исследование среди учащихся 3, 7, 10 классов. Всего в исследовании приняли участие 111 учащихся.

Цель исследования: определить приоритетные формы досуга в современной семье, важность традиций и истории своего рода для современной семьи.

2. По результатам анкетирования выявлено, что:

  • В большинстве семей родители и дети имеют совместные дела (домашнее хозяйство, уроки, отдых). В большей части семей предпочтителен совместный отдых (родитель-ребёнок).
   3 класс
   7 класс
   10 класс

 См. Приложение 3 «Презентация «Портрет современной семьи» (слайд 1, 2)

  • Самые популярные виды отдыха в семье:

Учащиеся 3 классов отмечали, что самый популярный вид досуга в их семье:

  1. Игры в компьютер – 66%;
  2. Поездки в кинотеатр – 59%;
  3. Выезд на природу, просмотр телевизионных программ – 57%.
  4. Активный отдых – 53%.

Учащиеся 7 классов отмечали, что самый популярный вид досуга в их семье:

  1. Просмотр телевизионных программ – 75%;
  2. Выезд на природу – 70%;
  3. Посещение кинотеатра – 51%;
  4. Игры в компьютер – 41%;

Учащиеся 10 классов отмечали, что самый популярный вид досуга в их семье:

  1. Просмотр телевизионных программ – 81%;
  2. Выезд на природу – 75%;
  3. Поездки в кинотеатр – 62%
  4. Игры в компьютер – 43%;

(слайд 3, 4, 5)

Итак, согласно исследованию, наиболее популярные виды отдыха в современной семье – просмотр телевизионных программ, игры в компьютер, выезд на природу и посещение кинотеатра. Наименее популярные виды отдыха в семье – чтение книг, посещение театра, посещение выставок, туризм, активный отдых.

(слайд 7)

  • Традиции:
  1. Наиболее популярная традиция в современной семье – отмечать совместно праздники;
  2. Наименее популярная традиция – проводить выходные дни всей семьёй;
  3. Учащиеся называли другие интересные традиции, например, готовить определённое блюдо, соблюдать пост, посещать бабушку по воскресеньям и т.д.

(слайд 8)

  • История семьи:
  1. Со слов учащихся, большая часть семей интересуются историей своего рода;
  2. Но 30 % учащихся 3-их классов отметили, что ничего не знают о своих предках;
  3. 70 % учащихся старших классов отметили, что ничего не знают о своих предках.

(слайд 9)

  • Вывод
  1. Непопулярность активного и интеллектуального отдыха;
  2. Утрачены некоторые традиции в семье;
  3. Большая часть учащихся не знают истории своей семьи.

(слайд 10)

  • Рекомендации:
  1. Классным руководителям, педагогу-организатору, педагогу-психологу включить в план воспитательной работы мероприятия на тему: «Традиции в семье», «Что я знаю о своих предках», «Мой дедушка», «Что такое досуг», Конкурс «Самый незабываемый отдых», «Как мы отдыхали всей семьёй» и т.д.
  2. Классным руководителям включить в план воспитательной работы тематические родительские собрания на тему: «Важность традиций в семье», «Досуг» и т.д.
  3. Педагогу-психологу включить в план работы тематическое собрание на тему: «Виртуальная агрессия» (Показ документального кино о влиянии виртуальной информации на эмоциональное здоровье ребёнка, знакомство со статистикой).

(слайд 11)

III. Работа в группах. Проводит заместитель директора по воспитательной работе Беннер Е.Г.

Задание: найти эффективные формы сотрудничества с родителями. Заполнить символический дом сотрудничества педагогов и родителей.

Фундамент дома – принципы сотрудничества.

Стены из кирпичей – формы сотрудничества

Крыша – результат сотрудничества.

Труба – то, от чего в результате сотрудничества вы избавитесь

Окно – проявите фантазию

IV. Защита проектов.

V. Решение педсовета.

  1. Педагогам-психологам провести диагностику педагогического коллектива, выявить:
    • Особенности образовательного учреждения и его сотрудников.
    • Уровень компетентности всех членов педагогического коллектива.
    • Готовность к сотрудничеству с родителями.
  2. Классным руководителям составить план воспитательной работы в соответствии с рекомендациями педагога-психолога.

Фотоальбом.