Занятие для детей старшего дошкольного возраста "Песня русская, родная"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Развитие и обогащение музыкального кругозора детей, приобщение к культуре своего народа.

Задачи:

  • Учить различать жанры русских народных мелодий (плясовая, потешка и т.д.);
  • Учить детей пропевать распевы, характерные для исполнения народных песен;
  • Совершенствовать исполнение русских плясовых движений;
  • Учить украшать народный головной убор, используя стилистику народных промыслов;
  • Воспитывать любовь и уважение к своей Родине.

Ход занятия

Дети входят в зал хороводным шагом под плясовую мелодию «Во саду ли, в огороде» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

Музыкальный руководитель (в дальнейшем «М.р.»)

Здравствуйте, ребята. Скажите, вы узнали мелодию, которая только что звучала? Какой характер у этой музыки, настроение? (ответы детей). А какие музыкальные инструменты ее исполняли? (ответы детей). Вы правильно назвали инструменты русского народного оркестра, посмотрите, как они выглядят на иллюстрации.

Песня русская, родная
До чего ж ты хороша!
Под баян, под балалайку
Веселей поёт душа!
Наши песни носим в сердце с колыбели,
С песней всюду вместе мы идём!
Много песен мы, ребята, с вами спели,
Много песен мы еще споём!

Посмотрите, в нашем зале разложены музыкальные инструменты: деревянные ложки, коробочки, трещотки, бубны, колокольчики, треугольники. Возьмите себе какой-либо инструмент, и мы все вместе сыграем плясовую мелодию « Во саду ли, в огороде». Деревянные инструменты сыграют первую часть плясовой долгими звуками, а металлические – вторую часть короткими звуками.

Дети исполняют плясовую мелодию в оркестре детских музыкальных инструментов. При повторном исполнении металлические инструменты играют мелодию долгими звуками, а деревянные – короткими.

М.р.: Ребята, мелодия «Во саду ли, в огороде» называется плясовой, потому что под неё можно повеселиться поплясать. Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Плетень», где каждый из вас придумает задорную русскую пляску, используя знакомые движения: «ковырялочку», «молоточки», «присядку», «козлик» (показ движений), но как только закончится плясовая, нужно быстро собраться в свою команду и заплести плетень. А я посмотрю, чья же пляска окажется самой удалой.

Дети играют в игру «Плетень» под русские народные мелодии «Сеяли девки яровой хмель», «Я на горку шла» 2-3 раза и проходят на стульчики.

М.р.:

«Веселились мы, плясали,
Но ещё не запевали.
Вот потешка «Петушок»
Начинай-ка ты, дружок!»

Дети пропевают попевку «Петушок» по фразам индивидуально, а затем всей группой.

М.р.:

Покружились, покружились,
В петушков мы превратились!
Ходят важно по двору
И поют: «Ку-ка-ре-ку!»

У каждого петушка своя песенка, кто же нам её споёт?

Дети импровизируют и пропевают придуманную мелодию на слоги «Ку-ка-ре-ку».

М.р.: Вам загадку загадаю, кто смышленый погляжу!

М.р. исполняет на металлофоне мелодию русской народной песни «Как у наших у ворот», дети угадывают и называют песню. Проводится работа над распевами «О-ой, люли», пропевание отдельных слогов, фраз.

М.р.: А сейчас мы побываем в театре народной песни. Давайте выберем исполнителей на роли Мухи, Стрекозы, Комара (солистам наголову одевается атрибут). «Запевайте песню шуточную, песню шуточную, прибауточную!»

Дети исполняют песню «Как у наших у ворот» по ролям.

Воспитатель: «Делу время, а потехе – час!» Сегодня мы с вами будем украшать русский народный головной убор – кокошник. Перед вами образцы орнаментов, которые использовали наши мастера и рукодельницы в давние – давние времена для украшения своих изделий. Рассмотрите их внимательно и украсьте кокошник наиболее понравившимся вам узором.

Дети украшают кокошник с помощью аппликации из цветной бумаги под звучание русских мелодий: «В низенькой светелке», «Прялица» и т.д.

М.р.: А теперь, девицы – красавицы, примерьте кокошники, полюбуйтесь на себя. Очень красивые, не похожие один на другой, головные уборы у вас получились. Молодцы! А теперь начинаем концерт. «Пой гармонь, звени частушка».

Под аккомпанемент баяна дети исполняют знакомые частушки.

М.р.: Вот какое интересное занятие у нас сегодня состоялось. И ещё не раз в этом зале мы встретимся с русской песней, потому что:

Песне ты не скажешь: «До свиданья!»,
Песня не прощается с тобой.

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети покидают зал.