Использование форм внеклассной работы по предмету на уроках литературы "Классика… после урока"

Разделы: Литература


«Количество слов и их сочетание находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка»
(Чехов А.П.)

Интерес школьников к художественной классической литературе снижается год от года – проблема, волнующая учителя литературы современной школы..Чтение требует уединения и безмолвия, а жизнь современного подростка сопровождают бешеные ритмы, информационные потоки. Не хватает времени на «погружение» в текст, на обдумывание прочитанного. «Трагическое распутье» (выражение Ю.М. Лотмана), на котором оказалась русская литература: сохранить ли свою национальную, веками сложившуюся традиционность или же превратиться в развлекательное чтиво – еще одна причина того, что у подростков не вырабатывается система, не прививается культура чтения, способствующие социально-нравственному самосознанию, формированию идеалов, морально-нравственных ориентиров, так необходимых в отроческом возрасте, на пороге юности. Преподавание литературы как предмета в течение 28 лет позволило мне не только искать решения этой проблемы, но иногда экспериментировать в поиске формы подачи материала, совместной работы с учениками и родителями. Внеклассная работа по предмету для меня оказалась настоящим источником времени, которого прежде всего не хватает учителю и учащемуся на уроке; местом – площадкой обучения и развлечения; возможностью утоления голода интеллекта и души; реализацией возможности воспитания вдумчивого читателя, преподавания значимого знания, которое существенно влияет на нравственное становление личности, способствует познанию самого себя и окружающего мира, самореализации личности.

Выделив из базовых компетенций педагога (Требований профессионального стандарта) мотивацию учебной деятельности: умение превращать учебную задачу в личностно-значимую; информационную компетентность, обеспечивающую индивидуальный подход и развитие творческой личности – компетенцию в организации учебной деятельности, одной из характеристик которой является демонстрация практического применения изучаемого материала; учитывая свои личностные качества, в частности, интерес к духовной жизни подростков, в качестве внеклассной работы по предмету использую следующие формы.

Путешествовать, чтобы учиться.

  • Личностный рост ученика определяют цели путешествия.
  • Освоение разнообразных способов постижения мира – доминанта путешествия.
  • Познание мира носит деятельностный характер и опирается на собственный опыт ребенка.
  • Первичность наблюдения и опыта по отношению к информации.
  • Право выбора учеником форм и методов освоения действительности.
  • Участник путешествия может свободно высказать свое мнение, основанное на ощущениях.
  • Познание мира происходит в процессе столкновения различных точек зрения.

Учебно-информационные, познавательные поездки со школьниками (одновозрастные группы) по культурно-историческим центрам, усадьбам. Такие поездки не только запоминаются на всю жизнь, но и собранный фото-, видеоматериал, личные впечатления, ощущения – это то, что используется впоследствии учащимися на уроках, в реферативных работах, будит желание взять в руки тексты, понять творчество не просто писателя, а личности, которую помогли «увидеть» экскурсоводы.

Летом 2010 года очередное путешествие по литературным местам было связано с литературным «гнездом» России – поездкой на орловщину в литературные усадьбы: Ясная Поляна Л.Н. Толстого, Овстуг Ф. Тютчева и мест, связанных с биографией «соседа» А. Фета, Спасское-Лутовиново И. Тургенева и, конечно, дома – музеи г. Орла: Н. Лескова, И. Бунина, Л. Андреева. В течение недели мы были погружены в атмосферу жизни и творчества, образов их литературных произведений, в окололитературную среду 19 века и современности.

Результатом посещения музея-заповедника «Пушкинские горы» (под Псковом), Михайловского (музея-заповедника А.С. Пушкина), Святогорья – места захоронения поэта, Тригорского – является неподдельный интерес к произведениям периода михайловского уединения – поры расцвета пушкинской лирики.

Поездка в Царское Село (г. Пушкин), в Царскосельский Лицей и совместный семейный просмотр фильма «1814» (о Пушкине-лицеисте) после поездок влияют на восприятие темы лицейского братства.

Поездки под общим названием «Петербург литературный» включает в себя темы одного дня. 1-й день – «Петербург пушкинской поры».Результатом работы учащихся являются рефераты как форма экзамена по творчеству писателя и «Литературные гостиные» как ещё одна из форм внеклассной работы по предмету. Театральные постановки находят в детях живой отклик – это ролевая игра, стимулирующая фантазию, развивающая память, внимание, эрудицию.

2-й день – «Петербург Гоголя». Эта работа легла в основу «Литературных чтений», подготовленных учениками и актёрами при участии родителей. Творческие встречи с актёрами, поэтами и писателями города, участие в презентации книг, альбомов стали одной из приветствуемых учащимися форм работы по предмету. 3день – «Петербург Достоевского» в виде тематических пешеходных экскурсий: «Мир «Преступления и наказания» и др.

Подобные литературные поездки в Москву: («Грибоедовская Москва», мир Островского – «Колумб Замоскворечья», пешеходные экскурсии «По страницам романа «Мастер и Маргарита» и др.).

Ежегодные поездки по Европе связываю с литературой «Русского Зарубежья» и зарубежной литературой, искусством в целом. Например, «Рождество в Париже» как ежегодный тур стал для учащихся искусствоведческим туром, так как все экскурсии, посещения музеев, знаменательных мест города (как и других городов Европы) предполагают связь искусств, межпредметные связи. Маршрут таких путешествий всегда включает себя Москву или Санкт-Петербург с посещением музеев или театров.

Экскурсионные поездки по литературному Уралу связываю с уникальными возможностями «Литературного квартала» нашего города. Освоение социокультурного пространства города ведём по направлениям: «Город литературный», «Город театральный», «Литература и киноискусство», «Литературные музеи и выставки».

На уроках использую традиционные формы работы по формированию социальной и коммуникативной компетентностей, читательского вкуса учащихся:

Творческие встречи с актерами, поэтами, писателями города и обязательное прослушивание классики в их исполнении с последующим самостоятельным выразительным чтением. Писатель В.Крапивин частый наш гость, и многие учащиеся, питомцы его центра «Каравелла», участвуют в презентации книг любимого автора, вовлекают в совместные мероприятия: в 2010году мы были приглашены на встречу – диалог пресс-центров школ города в рамках «Книжного фестиваля».

Рассказы об интересных страницах биографии писателей (подбор материалов из личного архива) как продолжение внеклассной работы на уроке – возможность учащимся реализовать свои возможности в публичном выступлении, в умении вести диалог с публикой – аудиторией одноклассников, так как всегда подобное выступление вызывает у слушателей множество вопросов.

Особый интерес вызывает выступление «экскурсоводов» по литературным местам, так как несмотря на активную поддержку родителей, не все учащиеся класса могут путешествовать с нами. С использованием различных видов подачи информации, в том числе мультимедийных показов слайдов, этот вид внеклассной работы по предмету на уроке вызывает неподдельный интерес к материалу, как и работа в направлении «Музейная педагогика».

На уроках по биографии писателя неоценима работа учащихся по составлению и комментированию галереи портретов писателей. Выступающий обязательно подчёркивает тот факт, что интерес к теме вызвала поездка по литературным местам, связанным с жизнью и творчеством писателя.

Одна из форм работы, поддерживаемых родителями – семейные чтения. Провожу чтение классического произведения в кабинете. Чтецами могут быть актёры, ученики, но важно, что собираемся вместе: ученики, родители, учителя – триединство, без которого невозможны мои мероприятия. Разумеется, что уместными на таких встречах оказываются и другие формы внеклассной работы по предмету: прослушивание музыкальных произведений и обмен впечатлениями, литературно-музыкальные композиции, совместные посещения театра.

В связи с коллективным участием в подобных мероприятиях важно сохранить «лицо» каждого учащегося, помочь реализации его собственных возможностей, поэтому особое место отвожу работе театральной студии, в которую приглашаю актёров театров города. Подобное сотрудничество с ТЮЗом, экспериментальным театром им. Чехова приносит свои плоды – в каждом выпуске есть дети, которые выбирают профессию актёра и занимаются любимой профессией, в дальнейшем возвращаясь в школу для продолжения работы в студии, но уже в качестве специалиста. Репертуар студии рассчитан на классику и «Литературные гостиные» – это отчёт о работе, и плод долгих усилий, вдумчивого чтения со взрослыми классического произведения. Посещение усадеб 19-20 вв. помогает реалии времён восстановить на сцене, и в этом невозможно переоценить детское воображение, вживание в образ.

Классные литературные газеты – это и отчёт о поездках, о других внеклассных мероприятиях, и форма выражения креативности учащихся, их творчество и дополнительная информация к урокам литературы.

Материал газет, как и весь письменный материал других мероприятий, связываю с уроками риторики и русского языка, так как тексты – отрывки классического произведения, предложенные для разного вида разборов или анализа, для учащихся уже «не чужие», поэтому воспринимаются с интересом, желанием прочитать всё произведение. В ходе поездки ведём с учащимися «Путевые заметки» и «Словарь путешественника» – неоценимые записи с точки зрения орфографической и лексической зоркости, а «Читательский дневник» для подрастающего читателя становится просто необходимым.

Отчеты о выполнении самостоятельных исследовательских заданий, участие в презентации книг, написание рефератов, защита научно-исследовательских проектов и любое другое проявление желания учащегося быть услышанным, понятым – конечно же, приветствуется и проводится на разных уровнях.

Характерные особенности работы с учащимися в «сфере вечных ценностей» сформулирую так:

  • организация обучения как творческой деятельности, воспитание читателя;
  • формирование творческого отношения к работе;
  • развитие культуры речи;
  • обучение средствам выразительности языка;
  • совершенствования умения работать в команде;
  • способствование личностному развитию учащегося;
  • возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;
  • формирование чувства ответственности за результаты общего дела.

Многолетний опыт работы с такими и другими формами внеклассной жизни детского коллектива, в котором являюсь классным руководителем, подсказывает целесообразность, необходимость продолжения подобных поисков и экспериментов, так как позволяет увидеть результаты своего труда и труда учащихся, их родителей по приобщению к чтению классической литературы и чтению как одному из источников познания жизни, формирования идеалов, морально – нравственных ориентиров, что, несомненно, скажется на качестве жизни подрастающего читателя, подростка, личности.