Планета "Подросток" (преимущества групповых методов психологической помощи)

Разделы: Школьная психологическая служба


Будьте внимательны к своим мыслям,
Они - начало поступков.

Лао-Цзы

Полезно еще раз вспомнить особенности подросткового периода в жизни ребенка. И. В. Дубровина дает понятное для всех разграничение этого периода.

  1. Отрочество (10-14 лет). Специфика: стремление к общению со сверстниками, стремление утвердить свою самостоятельность, независимость.
  2. Ранняя юность (15-17 лет). Специфика: ситуация социального развития, “готовность к личностному и жизненному самоопределению” (Дубровина И.В.), “сходство между тем, каким он предполагает видеть себя, и тем, что ожидают от него другие” (Эриксон Э.), “прагматический и творческий” тип развития различаем по Томэ Т.

(Фото)

Учитывая перечисленные особенности, можно выстроить линию практической работы школьного психолога с подростками. Особое место в этой работе занимают групповые методы: игры и упражнения.

Преимущества работы в группах выделены К. Рудестамом: противодействие отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом, когда клиенту кажется, что его проблема единственная в своем роде.

Оказавшись в тренинговой группе, подросток обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства. Для многих такое открытие оказывается мощным психотерапевтическим фактором. (Вачков И. В. М-2006)

(Фото №1)

Однако, если жизненные трудности значительно серьезней, чем у других участников, то работа в группе может оказаться менее полезной, чем индивидуальные консультации.

(Фото №2)

Для определения выбора между групповой и индивидуальной работой мной используются проективные методы исследований (Л. Франк), которые делятся на ассоциативные (Роршаха, Хольцмана), интерпретационные (например истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине), экспрессивные (психодрама, рисунок человека, несуществующее животное) и др.

Часто используемые в работе тесты:

1. Рисунок “Дом моей мечты” - проекция показывающая особенности личности.

Материал: листы бумаги А4, карандаши, ластики.

Задание: нарисовать дом своей мечты, как вы себе его представляете, в котором вам хотелось бы жить и чувствовать себя счастливым.

Комментарии: (когда рисунок закончен) по результатам международных исследований дом мечты должен иметь 2 этажа – внесите изменения в свой рисунок, если это не так.

Дом мечты должен иметь гараж – внесите изменение в свой рисунок, если его нет.

Дом мечты должен иметь высокий забор – внесите изменение, если его нет.

Дом мечты должен иметь рядом супермаркет – внесите изменение, если его нет.

Дом мечты должен иметь рядом развлекательные центры, фитнес ,рестораны и т.д. – внесите изменение, если этого нет.

Каждый участник демонстрирует свой “Дом мечты”, поясняя, что изображено и почему. Психолог анализирует изображение , а также внесены ли изменения и сколько их, т.е. насколько человек поддается влиянию со стороны или насколько он самодостаточен, какие жизненные ценности стоят на первом плане, в чем испытывает трудности.

Рисунок 1

(Рис. № 1. Мария 16 лет - одиночество, закрытость, неумение сотрудничать, страх непонимания со стороны окружающих – необходимо участие в групповых занятиях).

В конце ведущий занятия раскрывает участникам, что история про ученых являлась провокацией, анализирует реакцию, дает пояснения и рекомендации, часто в индивидуальном порядке на консультации.

2. Рисунок “Семья животных”. (Венгер А. Л. М-2006) - проекция, показывающая представления ее автора о различных аспектах его семейной ситуации(доминирования-подчинения, функций, эмоциональных связей и т.д.

Материал: листы бумаги А4, карандаши, ластики.

Задание: изобразить свою семью в виде семьи животных.

Рисунок 2

Результаты: учитывая состав семьи реальной и изображенной, расположение, деятельность, выбор животного и т. д., можно составить картину семейных отношений, их особенности. Используя эти результаты, можно более точно определить какие методы работы(групповые или индивидуальные)эффективнее использовать психологу в каждом конкретном случае (рис. №2. Алена 15 лет – ситуация в семье: отношение матери: ее безразличие; страх потери материнской заботы и любви; отстраненность отца и сестры; ощущение беспомощности - еобходимы индивидуальные консультации, которые на данном этапе решения проблемы более эффективны. Участие в групповых занятиях будут следующим этапом в работе с этим подростком).

Определившись с составом участников групповых занятий, можно перейти к практической работе. Примеры используемых тренинговых упражнений:

Занятие №1. “Знакомство”

Возраст: 11–18 лет.

Цель: дать возможность самостоятельно представить себя другим участникам, даже, если они из одного класса, при этом проявляется самооценка подростка. Подготовится к групповой работе, преодолеть смущение.

Выполнение: участники рассаживаются по кругу, (на первом занятии необходимо познакомить участников с законами (правилами) тренинга:

1. Закон “00” - приходить вовремя.

2. Закон микрофона - говорит тот, у кого микрофон.

3. Закон активности - можете не участвовать, но это влияет на работу все группы.

4. Закон “Я-высказывания” - излагать свою точку зрения от первого лица.

5. Закон такта и добра – терпимо относится к чужим особенностям.

6. Закон имени – называть свое имя перед высказыванием (если люди не знакомы).

7. Закон вежливости – называть участников желаемыми для них именами.

8. Закон Здесь и сейчас” - происходящее рассматривать в рамках тренинга и не переносить на другие реалии.

9. Закон конфиденциальности – “все остается здесь”.

10. Закон предложения в участники только себя – не ссылаться на кого-то и не предлагать кого-либо другого.

Приняв законы тренинга, приступить к выполнению занятия. В качестве микрофона можно использовать различные предметы: от ручек до мягких игрушек. Предложить участникам назвать свое имя и на первую букву имени назвать качество, которое его может характеризовать: “Меня зовут Е вгения, Е динственная”…

Занятие №2. “Психологическая совместимость”

Возраст: 13-17 лет.

Цель: познание себя и своего умения сотрудничать в паре.

Выполнение: участники разбиваются на пары.

Понадобятся: ластик, ведро (или другие предметы, заменяющие). Участники в паре становятся друг напротив друга, вытягивают навстречу ладони (один - правую, другой - левую), между ладонями ластик. На счет ведущего “один-два-три”, бросают ластик в ведро, дается три попытки, выполняется молча.

Результат: способность скоординировать свои действия в паре для получения желаемого результата, возможно выявление лидера в паре.

Занятие №4. “Остров дружбы”

Возраст: 10-15 лет.

Цель: сплочение группы, установление тактильного контакта.

Выполнение: ведущий расстилает на полу газету или бумагу. Затем просит: “Представьте себе, что вы попали на остров. Начался прилив , чтобы спастись, надо поместиться всем на оставшемся клочке земли(газета). Каждый новый прилив воды начинается с уменьшения размера суши(отрывать от газеты куски).

(Фото №3)

Результат: способность сплотиться в предложенных условиях, способность проявить взаимопомощь в сложной ситуации, проявление личных качеств человека.

Занятие №5. “Психологическая поддержка”

Возраст: 13-18 лет.

Цель: дать возможность осознать свои отрицательные черты, научиться оказывать психологическую поддержку другому человеку, сформировать положительную самооценку.

Выполнение: ведущий предлагает закончить предложение: “Меня могут не любить люди за…”. Сосед справа поворачивается к нему и говорит: “Все равно ты молодец, потому что…”. Произнося положительные черты этого участника, он оказывает человеку психологическую поддержку.

Рефлексия: ведущий задает вопросы:

1. Какая часть задания была для вас наиболее приятной, первая или вторая?

2. Что вы чувствовали, когда называли свои отрицательные качества?

3. Что вы чувствовали, когда слышали от другого свои положительные качества?

Занятие №6. “Про меня любимого”

Возраст: 12-17 лет.

Цель: повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.

Выполнение: участники сидят в кругу, ведущий просит встать всех тех, кто обладает определенным умением или качеством (“Встаньте, кто умеет вышивать, кататься на горных лыжах, любит смотреть сериалы, играет на гитаре и др.). Остальные участники аплодируют тем, кто встал.

Представлена только небольшая часть тренинговых упражнений, которые используются психологом в работе с подростками. Когда человек взаимодействует только с психологом, он может получить обратную связь. Но у него отсутствует выбор, т.к. мнение только одно. В группе высказываются разные мнения, и человек сам решает с каким согласиться.

При получении психологической помощи через группу человек может экспериментировать с различными стилями отношений между партнерами. Если в реальной жизни такие эксперименты связаны с риском непонимания, то группы выступают в качестве “психологического полигона”, где можно попробовать вести себя иначе, научиться по-новому относиться к себе и к людям.

Группа дает возможность пробовать разное поведение в разных ситуациях, чтобы выбрать самое подходящее и использовать в реальной жизни. В индивидуальной работе стили взаимоотношений проговариваются психологом, но апробировать их с разными по типу людьми нельзя.

В группе участники могут “сыграть” роль другого для лучшего понимания и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. Взаимодействие в группе создает эмоциональное напряжение, которое помогает понять психологические проблемы каждого. Группа в большей степени помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания.

(Фото №4)

(Фото №5)