Психологический урок самопознания "Я уникальная и неповторимая личность"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель урока: углубить и развивать интерес учащихся к самопознанию и самосовершенствованию; формировать чувство собственного достоинств самопознания.

Задачи урока: развивать умение анализировать свои внешние и внутрен­ние качества; формировать адекватную самооценку; воспитывать умения слушать и слышать себя и других, определять свои достоинства и недостатки.

Оборудование: аудиозапись, текст «Декларация самоценностей» В. Сатир; планшеты, фломастеры, листы бумаги на каждого учащегося; шкатулка, листы «неоконченное предложение»; корзинка, предметы «ассоциаций» ватман, клей, трафареты звёзд.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1. Приветствие.

2. Игра-разминка «Как здорово»

II. Основная часть занятия

1. Вступительное слово

– «Кто Я?», «Какой Я?» Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего, между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, другим людям, жизни в целом.
Представьте себе, что вы открыли газету и читаете объявление: требуется человек... Поняв, что подходите идеально, звоните по телефону, указанному в объявлении. У вас спрашивают «Кто вы?» Естественно вы называете своё  имя. У вас вновь спрашивают «Кто вы?» Могут последовать ответы: ученик,  студент, учитель, врач или «Человек, который любит общаться с людьми, отстаивать свою точку зрения» и т. п. .

– Сегодня я предлагаю вам тему для разговора «Я - это Я» в рамках наших «Познаю себя и других». И я надеюсь, что оно поможет углубить знания о своём внутреннем мире, открыть что-то новое для себя, о себе и других.

2. «Декларация самоценностей» (В. Сатир)

– Предлагаю вам сесть удобно, закрыть глаза и вслушаться в слова, которые я буду  вам говорить. Сделайте вдох – выдох (2 раза). Вы спокойны, сосредоточенны и готовы к работе. У В. Сатир есть прекрасная вещь, которая называется «Декларация самоценностей». Позвольте мне зачитать вам отрывок, а вы определите, что главное для себя вы услышали в тексте? (Самоценность).

3. Упражнение «Я уникальный!»

Вы знаете, а ведь действительно в самой-самой глубине каждого из нас скрывается    неповторимая и чудесная звезда, которая отличает нас от других . И мы несём в своей душе её, которая делает нас уникальным и неповторимым человеком. Давайте разыщем свою звезду.
Возьмите планшеты и опишите свою самую яркую, большую звезду (черта характера). Чем вам помогает звезда в жизни, в общении с другими людьми, с  самим собой?

(Учащиеся выполняют задания)

4. Рефлексия упражнения

– Кто желает познакомить нас со своей звездой?
– Чем помогает тебе твоя звезда?
– Почему твоя звезда этого цвета, а не другого?
– А кто видит другую звезду в этом человеке?
– Что помогло тебе разглядеть эту звезду?
– Спасибо! И так в нашей группе прекрасная звёздная карта. Предлагаю все звёзды собрать на эту карту.

(Звёзды наклеиваются на доску).

5. Упражнение «Предмет, похожий на меня»

– Итак, вы определили свои звёзды. А задумывались ли вы над тем, что у каждого  из нас есть какое-либо сходство с предметами, окружающими нас. Хотите в этом убедиться? Давайте попробуем. У меня на столе предметы, выберите тот предмет, который на ваш взгляд больше  всего похож на вас и объясните свой выбор.
Я прошу всех быть внимательными, вы имеете право на обратную связь, т.е. можете согласиться или, наоборот, предложить свой предмет, но обязательно должны объяснить свой выбор.

(Учащиеся выбирают свой предмет, объясняют выбор).

6. Минутка отдыха

– У нас довольно напряжённая работа, и чтобы снять напряжение предлагаю отдохнуть.  Встаньте и займите место в комнате, где вам наиболее комфортно. Внимательно посмотрите вокруг. А теперь дотроньтесь до:

– солнца
– воды
– улыбки
– спокойствия
– уважения
– дружбы
– доверия
– знаний
– тепла

– Спасибо! Чем вы определяли свой выбор? Объясните. А теперь продол­жим свою работу.

7. Упражнение «Ассоциации»

По очереди вызываются 2-3 учащихся. Другим предлагается сравнить их  «Если бы это был(а)...

– книга, то какая?
– растение (дерево, цветок) какой?
– время года
– ТV передача
– природное явление
– небесное светило
– музыка

8. Беседа с учащимися

– Как вы считаете, почему ответы не были одинаковы?
– Что (кто) определяет создание мнения о другом человеке? (Общение, поступки, поведение)
– Может ли оно быть ошибочно? В каких случаях?
– Часто ли вы ошибались в человеке? Какие чувства испытывали при  этом?

9. Упражнение «Сходства и различия»

– Поднимите руку, кто из вас радуется, когда обнаруживает, что в  чём-то похож на других? А теперь, кто из вас бывает доволен тем, что в чём-то отличается от остальных?
– В каждом из нас есть и то и другое, разбейтесь на пары. Внимательно посмотрите на своего партнёра и напишите пять (можно больше) характеристик, которые есть в вашей паре у обоих, а затем, на другой стороне  листа, чем вы отличаетесь.

10. Анализ упражнения

– Что было сложнее: найти сходства или различия?
– Что из того, что объединяет тебя с твоим партнёром, нравится тебе больше всего?
– Что тебе больше всего нравится из того, чем ты отличаешься от друга.

11. Неоконченное предложение

– А теперь, ребята, я предлагаю вам ещё одно упражнение, чтобы её лучше осознать своё «Я». Вам предлагается закончить предложения, находятся в этой шкатулке.

(Учащиеся по очереди вытаскивают листики с неоконченными предложениями и заканчивают его).

III. Заключительная часть

1. Рефлексия занятия

– На этом мы закончили наш разговор. У вас есть время, чтобы ещё раз осмыслить «Кто вы?».
– А сейчас, что нового вы открыли в себе? Что вызвало у вас беспокойство? С каким настроением  вы покидаете занятие? Напишите ответ на один из вопросов  и вложите в «карманчик» Уголка доверия.
– Спасибо!

2. Совет на каждый день

– В  заключение, мой совет на каждый день.

Выйди за дверь и одари мир улыбкой.
Этой улыбке предстоит много потрудиться.
Улыбку – всем одиноким лицам
Улыбку – всем робким лицам
Улыбку – всем болезненным лицам
Улыбку – всем юным, свежим лицам
Пусть улыбаются все окружающие тебя.

– Спасибо за участие в разговоре. Всего вам доброго, до новой встречи.