"Разнообразие животных". Урок окружающего мира в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Урок окружающего мира в 3 классе по системе "Школа России" . Учебник "Окружающий мир" под ред.А.А.Плешакова.

Урок из раздела "Эта удивительная природа" по теме "Разнообразие животных".

Тип урока: усвоение нового материала

Цель урока:

  • познакомить учащихся с классификацией животных;
  • выявить отличительные групповые признаки;

Задачи урока:

Образовательные:

  • Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;
  • Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;
  • Развивать умение детей работать с текстом;
  • Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности;
  • Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;
  • развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;
  • Развивать в детях чувство уверенности в своих возможностях, помогать ребёнку осознать свою значимость в достижении общей цели.

Воспитательные:

  • Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности и пытливости в процессе учения;
  • Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

Ход урока

1. Организационный момент

Ребята, готовы вы к уроку? (Да)
На вас надеюсь я, друзья!
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у нас.

2. Введение в тему урока

Ребята, жизнь - самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде. Всюду обитают живые существа.

- А вы знаете какие?

- Верно, ребята! Это звери, птицы, рыбы, насекомые и мн.др.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим

  • разнообразие животного мира,
  • выясним их групповые отличия,
  • понаблюдаем, подумаем и ответим на "хитрый" вопрос,
  • полистаем страницы Красной книги и дадим советы людям.

Наш с урок будет проходить под девизом :

"Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!"

А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд, в котором спрятано ключевое слово.

Презентация.

Слайд: пустой кроссворд

Я буду каждой команде поочерёдно загадывать загадки

(Дети сидят в группах.

Картинки с отгадками параллельно открываются на доске отвечающими детьми.)

1.

Домик- хатка на реке,
И плотина на реке.
Это кто ж такой, скажите,
Архитектор и строитель? Слайд

2.

Ползла букашка по большой ромашке,
но вспорхнула второпях
И запуталась в сетях.
угадайте, дети, кто расставил сети? Слайд

3.

Это что за вертолёт
над водой кружит, поёт
и глядит во все глаза
Вертолёт тот:. Слайд

4.

Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
он появится опять. Слайд

 5.

На дне, где тихо и темно
лежит усатое бревно. Слайд

6.

Прилетает к нам с теплом.
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. Слайд

7.

Она легка. Красива,
Изящна, легкокрыла,
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. Слайд

8.

Я на пне её застала,
думала она устала.
Я поймать её хотела,
Но в ладошку поглядела -
Чудеса! Вот это да!
Ускользнула без хвоста. Слайд

9.

Прыгает зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка Слайд

10.

Полоска чёрна, полоска белая.
Как будто красила рука умелая. Слайд

11.

Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богата, рогатая. Слайд

12.

Отгадайте, это кто
Ходит в костяном пальто

Какое слово у нас получилось? А как вы считаете, разнообразие кого?

Молодцы, ребята. Тема нашего урока "Разнообразие животных"

3. Изучение нового материала.

Ребята, а кто из вас знает как называется наука о животных?

Зоология - зоо - животные, логос - наука

Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп. Во-первых, все животные делятся на

Слайд

Позвоночные животные

Беспозвоночные

Ребята, подумайте и постарайтесь объяснить, почему одних животных относят к беспозвоночным, а других - к позвоночным?

- Молодцы! Верно.

У более крупных животных скелет внутренний и его основу составляет позвоночник.

Предположите, кто из животных относится к позвоночным?

А вот на какие группы учёные-зоологи разделили позвоночных

Слайд

  • Рыбы
  • Земноводные (амфибия)
  • Пресмыкающиеся (рептилии)
  • Птицы
  • Млекопитающие (звери)

Подумайте, какие из перечисленных животных живут только в воде?

Как вы думаете каких животных называют земноводными?

Второе название этой группы животных амфибия, что в переводе с греческого означает живущие двойной жизнью.

В чём состоит отличие млекопитающих от всех прочих животных?

Млеко - устар. Молоко.

Групповая работа.

У вас на парте в каждой группе есть конверт, в который вложены иллюстрации животных.

Ребята, я предлагаю вам найти общие признаки этих животных и определить, к какой группе позвоночных они относятся.

Свои выводы впишите в таблицу. (Приложение 1)

Помните, работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

Вашим помощником будет учебник на с. 91-92.

Выступление групп.

Молодцы, ребята!

Есть ещё одна группа позвоночных, о которой мы с вами ничего не сказали.

Какая это группа?

Молодцы! Это пресмыкающиеся.

В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Учёные считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет назад.

А вы знаете почему у животных такое название?

Давайте подумаем вместе.

Пресмыкающиеся подразделяются на 4 основные группы. Слайд (Щелчок на слове пресмыкающиеся)

Черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.

Почему же эта группа животных носит такое название?

На этот вопрос вы постараетесь ответить после просмотра фильма.

Фильм.(Курсор для просмотра наводится на каждое из животных)

Динамическая пауза. Слайд

  • Если я называю птиц - вы поднимаете глаза вверх.
  • Если я называю пресмыкающихся - вы смотрите вниз
  • Если - млекопитающих - смотрите влево, вправо.
  • Если я назову животных, не относящихся ни к одной из этих групп, то вы закрываете глаза.

Орёл, лиса, щука, крокодил, ёж, кукушка, черепаха, медведь, лягушка,

Синица, лев, енот, страус, карась, воробей, ящерица ,гусь.

Знакомство с беспозвоночными.

Рассмотрим группы беспозвоночных животных.

Давайте ещё раз скажем почему они так называются?

К беспозвоночным животным относятся:

Слайд Черви( Курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на волосатика)

Чтение 1 группы о червях

Моллюски( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)

Чтение 2 группы о моллюсках

Иглокожие( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)

Чтение 3 группы об иглокожих

Ракообразные( курсор для щелчка наводится на надпись. Для возврата курсор наводится на картинку)

Чтение 4 группы о ракообразных

Паукообразные

Насекомые

Что отличает насекомых от паукообразных?

Я предлагаю вам ответ на этот вопрос найти самим в учебнике на с.91.

- Как же узнать, насекомое перед нами или нет?

Молодцы, ребята!

А теперь откройте рабочие тетради на с.41.

Вам нужно зачеркнуть лишнее название в каждом ряду и устно объяснить своё решение.

1 группа - задание 2-а

2 группа - задание 2-б

3 группа - задание 3-в

4 группа - задание 2-г

при опросе последней выступает 2 группа учащихся

Насекомые - самая многочисленная группа беспозвоночных животных. Учёные описали около 625000 видов насекомых. Они очень разные по внешнему виду, имеют много приспособлений к жизни.

А сейчас проверим как вы сможете отличить насекомых от паукообразных. Я предлагаю вам сыграть в игру.

7. Динамическая пауза

Слайд ( игра)

Если вы считаете, что перед вами паукообразные, показываете ладошки. Если насекомые - прячете руки за спину.

Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием.

8. Составление правил по охране животных.

Ребята, вы конечно же знаете, что многие животные охраняются особо, потому что их на земле осталось очень мало. Такие животные занесены в Красную книгу.

Что такое Красная книга?

Красный цвет - цвет опасности. Поэтому в Красную Книгу заносят только те растения и тех животных, которым грозит полное исчезновение.

Я предлагаю вам заглянуть на страницы Красной книги Ростовской области.

Слайд"Красная книга"

  • 1 страница - насекомые
  • 2 страница - птицы
  • 3 страница - млекопитающие

Ребята, какие советы мы можем дать людям, чтобы животные не исчезли?

Молодцы, ребята. Эти советы очень важны для жителей нашей планеты.

Я надеюсь, что все вы будете помнить их и соблюдать.

Слайд (заключительный)

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а рекам - течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!

9. Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • Что больше всего понравилось?

10. Рефлексия (Приложение 2)

Я очень довольна вашей работой на уроке.

Спасибо.