Интегрированное занятие по экологии в старшем дошкольном возрасте по теме "Обитатели родного края"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:  

  • познакомить детей с животным,  обитающим в  Якутии – с горностаем и его образом жизни:  это мелкое, быстрое, ловкое хищное животное; передвигается прыжками, лазит по деревьям, отлично плавает.
  • учить устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои суждения, умения доказывать мысль;
  • продолжать умение передавать в рисунке образ животного, относительно величину частей фигуры и изменения их положения при движении (бежит, готовится к прыжку, лазит по деревьям и.т. д.);
  • развивать эстетическое восприятие, любознательность, мышление; художественное творчество;
  • воспитывать интерес и любовь  к обитателям Якутии.

Предварительная работа: знакомство с другими животными Якутии, рассматривание иллюстраций, репродукций, чтение художественной литературы о животных, составление описательных и сравнительных рассказов о животных республики.

Оборудование: проектор, экран, слайды животных обитающих в Якутии, музыкальный центр, CD, альбомные листы, цветные восковые карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

–  Ребята, посмотрите на слайды и  вспомните, каких животных мы уже знаем обитающих на территории нашей республики (на экране показываю слайды животных обитающих в Якутии). Это северные олени, песец, медведи, ондатра, косуля. Давайте вспомним, почему северного оленя называют «северным».

II. Беседа

– Сегодня мы продолжим знакомство с обитателями родного края. Это горностай.
На  якутском языке его называют «Кырынаас». Давайте повторим название животного на русском и якутском языке.
(Показываю изображения горностая)  
– Давайте рассмотрим его. Обратите внимание на его внешний вид:  это маленькое  дикое животное, и оно охотиться на других животных.
– Как можно назвать такое животное? (Хищник)

У него удлиненное тонкое и гибкое тело, короткие конечности, длинный хвост.  Голова   небольшая, несколько приплюснутая, шея длинная.
Уши небольшие  закруглённые, глаза круглые чёрные.
Покрыт коротким, густым мехом.

– А как вы думаете, почему у горностая такой густой мех? (Ответы детей)
– Окраска меха зимой вся белая, за исключением чёрного кончика хвоста. Летом горностай буро коричневый.
–  Как вы думаете, почему горностай меняет окрас? (Ответы)
– Зубы у горностая очень острые. Он очень быстрый и ловкий хищник, охотиться на грызунов, зайцев, куропаток, птенцов и разных насекомых.  Охотиться в основном ночью, передвигается прыжками, может лазить по деревьям, хорошо плавает, а голос у него похож на лай маленького щенка. Вот послушайте, (включаю звукозапись  с голосом горностая). Давайте попробуем повторить крик горностая.
Врагами горностая являются: волк, лисица, соболь, белая сова и другие крупные хищники.  – Теперь трудный вопрос: Почему эти животные являются врагами горностая?

III. Подвижная игра «Сова и кырынаас»

Играющие выбирают сову, он уходит в своё гнездо,  кырынаас бегают и прыгают.
На сигнал «Сова!» дети убегают. Сова ловит и уводит к себе в гнездо.
Игра повторяется два-три раза.

IV. Рисование

– Ребята, давайте ещё раз внимательно рассмотрим нашего горностая:
туловище у него удлинённое с изгибом, лапки короткие, хвост длинный с чёрным кончиком, ушки закруглённые, глазки мелкие и чёрные.
И сейчас мы попробуем нарисовать его портрет.
Вы можете нарисовать горностая в движении, как он бегает, прыгает, как лазит по деревьям, охотится на мышей. И помните, когда рисуете, важно передавать величину животного и предметы окружающего его. Это может быть лес,  долины, водоем, поляна ведь горностай – дикое животное, и может быть, где угодно.

V. Рефлексия

– О каком животном, обитающем в нашей Якутии мы узнали?
– Горностай благодарит за  свой портрет.