Урок окружающего мира "Формы земной поверхности"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • изучение учащимися нового материала по теме урока и закрепление полученных знаний;
  • формирование представлений о формах земной поверхности;
  • формирование эмоционально-положительного отношения к предмету.

Задачи:

  • познакомить детей с основными формами земной поверхности; со строением холмов и гор;
  • развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;
  • воспитывать экологическую культуру школьников.

Оборудование: техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор.

Литература: учебник О.Т. Поглазова "Окружающий мир" 2 класс, рабочая тетрадь "Окружающий мир" автор О.Т. Поглазова, А.Дитрих "Почемучка", М. "Педагогика", 2000, "Детская энциклопедия. Земля", М., "Педагогика", 2002.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Интересные вопросы
Ожидают смельчаков.
Пожелаю им удачи.
Выходите!
Кто готов?

II. Проверка домашнего задания

Выполняется Работа  №5 в тестовых заданиях.

III. Сообщение темы урока

1. Подготовленный ученик читает стихотворение:

Мой край – моя земля,
Родимые просторы!
Мой край, как ты велик!
С границы до границы.
И скорый поезд напрямик
В неделю не домчится.

2. Беседа

Посмотрите на Презентацию (слайд 2). Перед вами физическая карта России. Изображения, какого цвета вы видите на ней? (Синего, желтого, зеленого.) Как вы думаете, что на физической карте обозначено, синим или голубым, коричневым и зеленым цветом? (Моря, озера, реки, горы, равнины.)

Так выглядят равнины и горы на карте. Сегодня на уроке мы будем говорить о формах поверхности нашей страны, научимся находить и различать их на карте. Слайд 3. (Тема урока). Попробуем заполнить схему. Слайд 4
А теперь рассмотрите изображения на слайдах. Слайд 5. (Равнина и горы.) Здесь вы можете увидеть основные формы земной поверхности – равнины и горы. Попробуйте, объяснить, что это такое. (Дети пытаются объяснить, почему они так названы.)
– Как вы думаете, какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный.) Слайд  6. (Изображение равнины и определение.)
Равнина – ровный участок земной поверхности, занимающий большую площадь и имеющий небольшие различия по высоте.
Учитель показывает слайд с изображением "Холмистой и плоской равнины". Слайд 7. на слайде вы видите изображения двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (Высотой)
Равнины бывают плоские и холмистые. Какая поверхность изображена на первой иллюстрации? (Холмистая.) На второй иллюстрации? (Плоская)
Объясните, почему равнины получили такие названия? (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения.)

III. Работа с картой

Найдите на карте все равнины на территории нашей страны, назовите их. Обратите внимание на то, каким цветом они изображены на карте. (Равнины на карте обозначены зеленым или светло-желтым цветом). Слайд 8. (Физическая карта, равнины, будут выделяться.) (Восточно-Европейская, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье.)
Почему Среднесибирское плоскогорье обозначено на карте желтым и зеленым цветом? (Есть возвышения). Возвышения на равнине – это холмы. Появляется слайд 9 ("Холм").  Кто из вас может назвать части холма? В строении холма различают такие части: подошва (или подножие) – самая низкая часть холма, это место, где он начинается; вершина – самое высокое место. Между вершиной и подошвой находится склон. Он может быть пологим и крутым. На слайде 10 –  части холма.

IV. Чтение стихотворение А. Шаталова "Холм" хорошо читающим учеником.

Я взобрался на холм, оглянулся вокруг –
В этот сумрачный час не узнал я равнины.
Плыл с болота туман, надвигаясь на луг,
И над ним возвышались деревьев вершины.
А внизу, вдалеке, у подножья холма,
Где в овраге ручей извивался, играя,
Всем уже завладела и правила тьма.
Я спустился туда, осторожно ступая,
Свежий запах травы и вечерний туман,
Засыпающих птиц одинокие всхлипы –
Ночь для нас сотворили пьянящий дурман.
Я качнулся и сел под раскидистой липой.

– Какие части холма, автор упоминает в своем произведении? (Подножие.)

V. Работа в тетради на печатной основе.

№ 25, 26

Физкультминутка

Дети по лесу гуляли, (дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (Топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)

VI. Продолжение изучения нового материала.

Мы говорили о возвышениях на равнинах – холмах. Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами – это овраги. Учитель показывает Слайд 11 ("Овраг").

На равнинах человек распахивает земли и высаживает культурные растения. Но иногда на равнинах могут встретиться не только возвышения, но и понижения. Такими понижениями являются овраги. Как они образуются? Подготовленный ученик рассказывает.

"Образование оврага начинается с маленькой рытвины. Талые и дождевые воды размывают ее, и овраг постепенно увеличивается. Овраги могут быть мелкими, в несколько метров глубиной, и глубокими – в несколько десятков метров. Дно оврага всегда уже его верхней части. По дну оврага часто течет речка или ручей. Если по краям оврага разрастается много трав и кустарников, то он превращается в болото.

Овраги приносят человеку вред, так как разрушают верхний, плодородный слой почвы. Чтобы бороться с разрастанием оврагов, люди высаживают по их краям деревья и кустарники. Корни растений не дают разрушаться почве".

Видеоклип 13. "О том, как появляются возвышения и понижения земной поверхности".

Отгадайте загадку.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю.
Как вы думаете, что это? (Гора.)

Верно, это гора. Посмотрите на изображение на Слайде 12, как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой? (Возвышения.) Горы – очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.
На вершинах гор очень холодно и лежит снег.
Слайд 13. (Части горы) Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)
Кто-нибудь из вас был в горах? Послушайте мой рассказ о Кавказских горах. Лучше представить это вам поможет Слайд 14. (Горы Кавказа)
Основная горная область Кавказа – Большой Кавказ – грандиозное горное поднятие, состоящее из многочисленных хребтов. Он тянется с северо-запада на юго-восток. Приближаясь к Кавказскому хребту с севера, еще за 200 километров видишь на южной стороне горизонта очертания Эльбруса (слайд 15) который белеет в ясное утро над равниной. Высота Эльбруса 8848 метров. Это самая высокая гора.
Растительность Кавказских гор (Слайд 16) – это сложный мир, в котором высота играет большую роль. Подъем на каждые 200 метров в горах означает понижение температуры на 1-2 градуса. Поэтому, двигаясь по направлению к заоблачным высотам, мы наблюдаем быструю смену растительности и попадаем, наконец, в область вечных снегов, где мороз и метели так свирепствуют, как и на Крайнем Севере нашей страны.
Северный Кавказ – один из главных курортных центров России. Анапа – самый большой детский курорт с удобным песчаным пляжем. (Слайд 17)
Другой крупнейший курорт – Кавказские Минеральные Воды на Ставрополье. (Слайд 18). Здесь два раза был Пушкин. Сюда был сослан Лермонтов. Здесь же, в Пятигорске, в 1841 году он был убит на дуэли. Много памятных мест связано в Пятигорске с этим русским поэтом. Послушайте стихи, в которых поэты описывают Кавказ.

Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы А. Пушкина "Кавказский пленник".

... В час ранней, утренней прохлады
Вперял он любопытный взор
На отдаленные громады
Седых, румяных, синих гор.
Великолепные картины!
Престолы вечные снегов,
Очам казались их вершины
Недвижной цепью облаков.
И в их кругу колосс двуглавый,
В венце блистая ледяном,
Эльбрус огромный, величавый
Белел на небе голубом...

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Лермонтова "Кавказу".

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой.
И долго мне мечталось с этих пор
Все небо юга да утесы гор.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы.

Этими прекрасными лирическими строчками мы закончим знакомство с горами.

VII. Работа в парах с. 105–106.

VIII. Работа по учебнику

– иллюстрации с.105;
– вывод с.107;
– знакомство с терминами «материки», «океаны», «острова», полуострова».

IX. Итог урока

– С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины)
– Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).
– Какая форма земной поверхности называется холмом?
– Какая форма земной поверхности называется оврагом? Какие горы нашей страны вы можете назвать?
– Какие равнины вы знаете?

В результате на доске появляется схема. "Формы земной поверхности". Слайд 19. (Схема)

X. Домашнее задание

с.104-107 вопросы, вывод. ТПО №27, 28.