Урок математики в 4-м классе "Умножение на двузначное число"

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие умения анализировать, обобщать.

Задачи:

  • повторить табличные и внетабличные  случаи умножения.
  • выработать  алгоритм  письменного умножения на двузначное число.
  • отрабатывать вычислительные навыки и навыки решения задач.

Оборудование: учебник Моро  "Математика, 4 класс", интерактивный комплекс, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности Восточная мудрость про бабочку. Всё в твоих руках.
– Ребята и успех  нашего урока тоже в ваших руках. Желаю вам удачи на уроке.
2. Актуализация знаний 1. Выполните задание и узнаете, кто сегодня придет в гости к нам?
(Выражения: умножение на 10, 100, двузначного на однозначное) – на интерактивной доске

2. Коту Матроскину для предстоящих посевов зерна на поле необходимо узнать  площадь участка. Длина – предыдущее число числа 400см, а ширина – последующее числа 799. Запиши на чертеже, чему равна длина и ширина участка. (399 и 800)
– Найди площадь прямоугольника. (Проговорить правильную запись умножения)

3. Записаны 5 числовых выражений. Какие равны?

21 * 56, 
21 * (50 + 6), 
21 * 50 + 6,
21 * 50 + 50 * 6,
21 * 50 + 21 * 6

4. Коту Матроскину опять требуется помощь. За один день он получает от коровы 23 л молока. Сколько литров молока он получит за 2 дня? 5 дней? 20 дней? За весь февраль?

3. Постановка учебной задачи – Чем отличается новое выражение от других?  (Оба множителя двузначных)
– Как найти ответ? (Построить алгоритм умножения…)
– Какова цель нашего урока? (Помочь Матроскину и научиться самим умножать на двузначное число)
– Тема урока?  (Умножение на двузначное число)  
4. Построение проекта выхода – Какие у вас есть предложения? Письменно примените знания  к данному виду умножения.
– Сейчас  сверим ваши результаты. Почему получились разные записи решения. Может быть такое в математике?

(если кто-то вычислил)

1. Подводящий диалог

– Каким свойством ты воспользовался? (Распределительным)
– Какой суммой ты заменил двузначный множитель? (Суммой разрядных  слагаемых)
– Всегда ли можно сделать?
– Расскажите, как выполнено умножение?

2. А если в феврале 29 дней? Как умножим? Повторите последовательность операции.

3. Ребята, вы, наверное, заметили, что громоздкая запись таких вычислений. Посмотрите и объясните, как получена запись этого примера в столбик.

23 х 28 = 23 х (20 + 8) = 644    23 х 29 = …

  23         23        184
    8         20        460
184       460        644

– Как получена запись?

   23                               23
   28                               29
184                               …

 460
644

– Всегда ли во втором неполном произведении будет получаться 0? (Да)
– Почему? (Умножаем  на десятки)
– Верно, поэтому короче сразу 23 умножим не на 20, а на 2, но в сумме сдвинуть произведение на разряд влево.
– Какая запись удобнее?
– Как же умножить двузначное число на двузначное?

5. Первичное закрепление Составление алгоритма
1. Умножу  первый множитель на число единиц.
2. Умножу первый множитель на число десятков.
3. Сложу неполные произведения.
4. Читаю ответ

№165 с комментированием

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Дифференцированная работа. Дети, которые усвоили алгоритм, берут  карточку красную, где двузначное число умножается на трехзначное. Остальные берут карточку желтую, где  умножают двузначное  на двузначное число. Затем идет проверка по эталону (или на доске или на листе)
7. Включение в систему знаний и повторение Задача № 167
8. Рефлексия 1) на данном этапе организуется самооценка учениками деятельности на уроке;
2) фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.