Урок геометрии в 5-м классе "Простейшие геометрические фигуры. Отрезок"

Разделы: Математика


Цели:

  • повторить понятие отрезка, равных отрезков, обозначение и измерение отрезков:
  • отработать навыки построения отрезка, многоугольника;
  • продолжить формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
  • развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение вести наблюдение, делать логические выводы;
  • воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплину, познавательную активность, интерес к предмету.

Задачи:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.
  • Учебная – углубление, закрепление и систематизация знаний по теме.
  • Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Организационные формы общения:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

Методические приемы: беседа по вопросам, словесно-понятийного мышления, письменно-графические, организации познавательной деятельности (заполнение печатной тетради).

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационная беседа, с последующей постановкой темы урока.
  3. Входной контроль – практические действия, в процессе которых происходит актуализация и визуализация опорных знаний.
  4. Алгоритмические действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска;
  2. Презентация (Приложение 1)
  3. Печатная тетрадь (Приложение 2)
  4. ЦОР (в Приложении 1)

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Постановка темы урока.

II. Мотивационная беседа, с последующей постановкой темы урока.

Сегодня у нас урок курса Наглядной геометрии. (слайд 1)

Наглядная…. Вроде поглядел на фигуру и увидел все свойства и не надо никаких доказательств. Поверил своим глазам, а так ли это на самом деле.

Я предлагаю вам поработать в виртуальной лаборатории. (слайд 2)

Я буду зав лабораторией. Разрешите представиться Цикина Елена Вячеславовна, а мой помощник младший научный сотрудник «Сережа», а вы наши оппоненты. Подпишите свои имена на тетрадях.

Начинаем работу в Виртуальной лаборатории. (ЦОР. Виртуальная лаборатория)

Итак, мы убедились не всегда надо верить своим глазам, а сначала надо провести исследование и изучить свойства фигур. Мы рассмотрели с вами оптические иллюзии. Запишем этот термин в тетрадь. (Задание 1, часть 1)

А что такое геометрия? Кто-нибудь знает древнегреческий язык? (слайд 3) (Задание 2, часть 1)

А какие простейшие фигуры были представлены в лаборатории? (отрезок, точка, прямая)

И сегодня на уроке мы вспомним понятие отрезка, его обозначение, его измерение. Рассмотрим расположение отрезка на плоскости.

Итак, тема сегодняшнего урока «Простейшие геометрические фигуры. Отрезок» (слайд 4)

Запишите тему на обложке печатной тетради.

III. Входной контроль – практические действия, в процессе которых происходит актуализация и визуализация опорных знаний.

Выполните первое практическое действие в тетради.(слайд 5) (Задание 1, часть 2)

Чем же является отрезок по отношению к прямой? (частью)

Как обозначаются отрезки? (Заглавными латинскими буквами)

Рассмотрим следующую задачу и выясним, сколько отрезков изображено на чертеже? (слайд 6) (Задание 2, часть 2)

Предлагаю вашему вниманию задачу Международного математического конкурса КЕНГУРУ,2009г (слайд 7 )

Скажите, а в жизни нам приходиться встречаться с отрезками? Что можно рассматривать, как отрезок? (Рост человека, указка, спица для вязания, карандаш …) Все отрезки имеют одну форму, но чем же они различаются? (Длиной )

Действительно отрезок имеет свое измерение – длину. В чем же можно измерить длину отрезка?

Заполним пропуски в следующем задании. (слайд 8) (Задание 3, часть 2)

Встретилось новое слово дюйм. Это тоже единица длины равная около 25 мм.

Может, кто еще знает малораспространенные единицы длины? (Прямая сажень, косая сажень, фут, ярд и др.)

Давайте встанем, сделаем математическую зарядку: покажем старинные единицы длины. (слайд 9)

Предлагаю вашему вниманию задачу Международного математического конкурса КЕНГУРУ,2011г (слайд 10)

А какие отрезки можно считать равными? (Если их длины равны)

Давайте сейчас вместе создадим свою иллюзию. Изобразите два равных вертикальных отрезка. На концах этих отрезков установите стрелочки: на одном стрелочки смотрят внутрь, а на другом наружу. Какая оптическая иллюзия получилась? (Изменение длины отрезка) (слайд 11 ) (Задание 4, часть 2)

Вот и вы научились создавать фокусы.

IV. Алгоритмические действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.

В предыдущем задании мы расположили отрезок вертикально(вверх или вниз от точки), а как еще можно расположить отрезки? (Горизонтально, вправо вверх по диагонали …(слайд 12)

Предлагаю вашему вниманию задание:

Используя следующую запись, выполните рисунок, не отрывая карандаша от страницы тетради. (слайд 13 )

Все выполняют в тетради, а главный инженер «Света» на доске. (Задание а, часть 3)

(ЦОР. ИУМК «Компетентность. Инициатива. Творчество.» Раздел «Рисунки из отрезков»)

Что получилось? Покажите. Этот рисунок похож на лисичку (белочку). Дорисуйте мордочку и раскрасьте оранжевым карандашом, согласно вашему настроению.

А с точки зрения геометрии, что мы изобразили на чертеже с помощью отрезков, согласно алгоритму действий? (Многоугольник)

А кто-то еще не успел и у него конец последнего отрезка не совпал с началом первого.

Но он тоже изобразил геометрическую фигуру. Что за фигура у них получилась? (Ломанная) Где концы отрезков вершины, а сами отрезки ее звенья.

V. Итог работы, подведение итогов урока.

Ну вот и завершился наш урок. Подведем его итог.

На иллюзию смотрели?
А обман в ней углядели?
Про отрезок повторили?
Измерение, направление изучили?
И рисунок мы чертили,
В результате получили:
Это знает каждый школьник
Зверь похож на многоугольник.

VI. Домашняя работа

Дописать историю своего урока: ч.2 рис. 2, ч.3 задание б), кроссворд

Литература:

  1. Шарыгин И.Ф., Еранжиева Л.Н. Наглядная геометрия, учебное пособие для учащихся 5–6 классов, Мирос.
  2. Панчишина В.А. НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, Рабочая тетрадь но математике (часть 1), 5 класс.
  3. ЦОР с http://school-collection.edu.ru/ ИУМК "Компетентность. Инициатива. Творчество. «Виртуальная лаборатория»
  4. Задания Международного математического конкурса КЕНГУРУ http://konkurs-kenguru.ru/page/zadaniya-proshlykh-let