Правописание безударных гласных в корне слова. 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о написании безударных гласных в корне слова; развивать умение распознавать эти орфограммы на уровне разных синтаксических единиц, строить рассуждение по опорной схеме; воспитывать интерес к истории родного языка.

Оборудование: интерактивная доска, электронная презентация

Ход урока

I. Установление связи с изученным.

1. Словарная работа. Зрительный диктант "Только а" с самопроверкой (учащиеся распознают по изображениям слова с гласной а в корне). Слайды 2 - 13

Барабан, каравай, караван, гараж, салат, сарафан

Обобщение учителя. Есть разные способы запоминания словарных слов. Мы применили один из них. А можно еще призвать на помощь этимологию. Этот раздел лингвистики мы изучали на прошлых уроках. Используйте полученные ранее сведения для выполнения задания (слайд 14).

2. "Третье лишнее".

1) Б:гряный, к:лесо, б:лкон

2) С:лдат, д:лина, д:леко

Учащиеся определяют, что все слова с безударной гласной в корне. В первом ряду "лишнее" слово балкон, так как два других проверяются этимологически: багряный словом багр - "красная краска", колесо словом коло - "круг". Во втором ряду "лишнее" слово солдат - только оно проверяется этимологически (словом сольдо - "монета, деньги жалованье", первоначально слово солдат означало "тот, кто получает жалованье").

3. Надо помнить, что слова, имеющие общего предка, в современном языке живут своей жизнью и имеют разный морфемный состав. Это можно увидеть на примере слов "капитан" и "капуста" (слайды 15 - 16). Оба они восходят к латинскому "caput" (голова), но сейчас корни у них разные: капитанский мостик - капустное поле

Учащиеся составляют несколько своих словосочетаний с прилагательными "капитанский" и "капустный", выделяют в прилагательных корни.

Обобщение учителя. Написание непроверяемых безударных гласных в корне - лишь часть общей проблемы. Сегодня предстоит вспомнить все орфограммы, связанные с безударными гласными в корне, закрепить умение распознавать их в предложениях и в тексте и логически обосновывать свой выбор.

II. Запись темы урока. Повторение теории.

1. На какие группы делятся безударные гласные в корне слова? (слайды 17 -18)

Проверяемые, непроверяемые, чередующиеся

1. Корни с чередованием гласных можно сгруппировать. Каким образом? (слайды 19 -22)

Корни, написание которых зависит от суффикса а (слайды 19 -20).

Корни, написание которых зависит от конечной согласной корня (слайд 21).

Корни, написание которых зависит от ударения (слайд 22).

Указание учителя. На опорных схемах даны образцы обозначения орфограмм. При необходимости будем к ним обращаться.

III. Тренировочные задания.

1. Работа в группах. Выборочное списывание (слайд 23).

Задание для 1 группы:

а) Сформулируйте главное указание для написания проверяемых безударных гласных в корне.

б) Дайте образец рассуждения.

в) Выпишите из текста слова с проверяемой гласной в корне. Объясните написание.

Задание для 2 группы:

а) Сформулируйте главное указание для написания непроверяемых безударных гласных в корне.

б) Дайте образец рассуждения.

в) Выпишите из текста слова с непроверяемой гласной в корне. Объясните написание.

Задание для 3 группы:

а) Сформулируйте главное указание для написания чередующихся безударных гласных в корне.

б) Дайте образец рассуждения.

в) Выпишите из текста слова с чередованием гласных в корне. Объясните на писание.

Группы обсуждают и выполняют задание. От каждой группы трое отвечающих.

Материалы для проверки - слайды 24 - 28.

Текст для выборочного списывания:

Чудесны августовские дни в л:су, наполненном терпкими ар:матами созр:вающих пл:дов. Уже г:рят б:грянцем :синки, падает с б:резки жёлтый лист, по утрам л:жится туман.

Время соб:рать гр:бы. Белые гр:бы лучше р:стут по склонам :врагов и по опушкам. На п:лянках бл:стят шляпки подб:резовиков. У трухлявого пня дружной с:мьей выр:сли опенки. Скорее с к:рзинками в лес!

2.Учитель:

- Побродить с корзинкой по лесу любят все. Или почти все. А знаете ли вы, как должен вести себя грибник? Вспомним ещё некоторые правила поведения в лесу.

Диктант. Оставить строку для заголовка.

Для птиц, зверей, бабочек и муравьев лес - родной дом, а ты здесь гость и должен уметь себя вести. Лесные обитатели не любят шума, поэтому не кричи и не включай громкую музыку. Не разжигай костров и не выдирай с корнем понравившийся цветок. Забирай с собой свой мусор, а вот ежа оставь в покое. Лес следит за тобой десятками глаз. Он щедро дарит свои богатства, а от тебя ждет уважения.

а) Озаглавить.

б) Обозначить корни с чередованием.

в) Какие слова в тексте проверяются данными: зверь, след, крик, подарок?

г) Объяснить попутную орфограмму - не с глаголами.

д) Объяснить постановку тире и запятых.

3. Творческая миниатюра "Вырастим дерево".

Учитель:

- Погубить лес может даже брошенный осколок стекла, который, послужив линзой, вызовет пожар. А вот вырастить дерево непросто. Попробуем это сделать. На слайде 29 начало текста:

Жила-была сосновая шишка:

На слайде 30 три изображения: росток сосны, сосенка и взрослая сосна. Составьте текст из трех предложений по данному началу. Для каждого предложения на слайде есть опорное слово: р:сток, подр:стала, выр:сла. Подумайте, какие прилагательные вам понадобятся.

4. Тест (с самопроверкой и самооценкой). Слайды 31 -36

а) Укажите слово, в корне которого гласная проверяется ударением.

1) к:сьба

2) ур:ган

3) ф:нера

б) Укажите слово, в корне которого пишется а.

1) заг:рать

2) прил:гательное

3) погл:щать

в) Укажите слово, в корне которого пишется е.

1) соб:рать

2) бл:стательный

3) соч:тание

г) Укажите слово, в корне которого пишется и.

1) выт:рать

2) ул:тать

3) запр:щать

д) В каком ряду во всех словах пишется е?

1) проб:раться, зам:реть, уед:нение

2) отп:рать, оп:рация, заж:гать

3) расст:лить, бл:стеть, р:альный

Ключ:

а б в г д
1 2 3 1 3

Нет ошибок - "5", 1 ошибка - "4", 2 и более - придется еще поработать над орфограммами.

IV. Итоги урока. Вспомним три совета самим себе, которые мы сформулировали на уроке (слайд 37):

  • Не ставь телегу впереди лошади. Сначала проверяй гласную, потом пиши. Откажись от предложения с союзом потому что.
  • Дай опору своей памяти! Используй приемы запоминания слов.
  • Не проверяй чередующиеся гласные ударением.

Домашнее задание. Устное рассуждение "Правописание безударных гласных в корнях слов". Составить словарную работу "Третье лишнее", используя слова с разными видами безударных гласных в корне.