Применение национально–регионального компонента в системе работы дополнительного образования детей

Разделы: Внеклассная работа


Тундра, тундра - снежные дали как серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, я знаю:
без тропинок моих и вех.
У тебя, их тропинок - без меры.
Словно косы сплелись на снегу.
Тундра, тундра!!! Вот я, наверно без тебя прожить не смогу!
А. Пичков (ненецкий поэт).

В этих словах ненецкого поэта заключается смысл каждого аборигена - коренного жителя Ямало-ненецкого округа. Действительно - рожденный в этих суровых условиях человек остается здесь навсегда. Секрет такой преданности к родному краю - очевиден: это врожденная связь с неповторимой природой с ее сезонными красотами; это образ жизни и труда - оленеводство, рыболовство, охота, т.е. - единение с животным миром, который кормит, дает кров и одежду, спасает от холода, зноя и болезней. Неспроста тундру коренные жители ЯНАО называют: "Тундра - Мать", уважительно - "Вы".

Территорию округа населяют представители малочисленных народов. Коренными среди них являются ненцы, селькупы и северные ханты.

В последние десятилетия к изучению аборигенных этносов ЯНАО подключились антропологи, лингвисты, палеогеографы этнографы и специалисты иных смежных и наук, которые еще не в силах открыть все тайны формирования первородной культуры, современные исследования актуальны, так как охватывают различные области культурологических процессов малочисленных народностей Крайнего Севера. [3].

Исследования, к сожалению, ставят пока больше вопросов, чем дают ответов. В науке нет единой теории, раскрывающей тайну появления ненцев, селькупов, ханты в высоких широтах, тайну формирования их культуры, сохранившей первородность на протяжении многих столетий [1].

Несмотря на все социальные потрясения XX века, аборигенное население сохранило основные традиции своей жизни и культуры. Политические, экономические, социальные новации нового тысячелетия слабо затронули глубинные слои этносов Обского Севера. Более того, продолжает происходить активное этнокультурное взаимодействие и ассимиляция "пришлого" народа с автономным населением.

В образовательных учреждениях сложно претендовать на глубокие исследования культурологического направления коренных жителей Крайнего Севера. Но, педагоги дополнительного образования детей могут и обязаны донести в понятной, интересной для детей и подростков, форме ценность и целостность культуры "хозяев" необъятной, неповторимой тундры.

Профессионализм педагогического коллектива, неподдельный интерес к обычаям и быту местных народностей, позволяет систематически проводить в учреждении занятия и мероприятия с активным применением РНК.

Оригинально и достойно на различных уровнях, педагоги МБОУ ДОД ЦВР "Истоки" транслируют накопленный годами опыт среди своих коллег в форме: семинаров, мастер - классов, открытых занятий и мероприятий.

Специфика представленных педагогами материала заключается в авторском подходе каждого (оригинальность и неповторимость разработок), в интеграции этнокультурного пространства, в применении мультимедийных технологий (презентации, демонстрационное и музыкальное сопровождение).

Многие элементы традиционной культуры ямальцев получили новое выражение языком современной: хореографии, живописи, музыки, декоративно-прикладного искусства, литературы, поэзии и фольклора.

Учитывая уникальность нашего региона, воспитателям, учителям, педагогам дополнительного образования детей необходимо активно внедрять в свою деятельность освещение и изучение, неповторимости и самобытности культуры коренных жителей ЯНАО.

Конечно же, мы не можем претендовать на глубокие исследования, но обязаны донести в понятной для детей и подростков относительно каждой возрастной категории - ценность и целостность культуры хозяев необъятной тундры.

На базе МБОУ ДОД ЦВР "Истоки" в течение ряда лет реализуются:

  • сопутствующая образовательная программа "Параллели культур", посредством которой воспитанники усваивают традиции, обряды и праздники; учатся декоративно - прикладному ремеслу через сходство и контраст славянских и северных народностей; в игровой форме и через викторину "Край, в котором я живу" изучают историю ЯНАО и нашего города;
  • сквозная образовательная программа "Многоцветье Ямала", над реализацией которой работают: администрация Центра, педагоги, представители коренного населения. В образовательную программу входят, ставшие традиционными мероприятия: "По оленьей тропе", "Мифы и легенды Ямала", "Сказки и загадки севера", "Национальные игры северных народов"; национальные праздники: "Вороний день", "Праздник народов севера".

Педагоги художественно - эстетического направления Центра систематически выступают с концертными номерами: устного, песенного, хореографического и театрализованного фольклора коренных жителей Ямала.

Педагоги и обучающиеся учреждения являются постоянными участниками окружного "Все краски Ямала" и городского "Гостеприимный Ямал" конкурсов, где неоднократно становились победителями и лауреатами.

На протяжении ряда лет, воспитанники (под чутким руководством педагогов) традиционно становятся победителями конкурсов и выставок детского творчества различного уровня:

  • городских: "Я частица - твоя, Ямал!"; "Лучший северный сюрприз"; "Лучшее торговое место" (продажа мелких форм национального - регионального характера);
  • окружных: "Ямальские каникулы" (рукотворное чудо); "Пою тебя, седой Ямал!"; "Ямальчик", выставки к юбилею ЯНАО; "Мир увлечений";
  • международный: "Лики севера".

Систематически, на базе Центра проводятся тематические выставки с применение НРК (к годовщине Ямала, весенним национальным праздникам коренных народностей). Так же, в учреждениях культуры города детские работы постоянно являются украшением при оформлении тематических форумов, слетов и конференций.

Два года на базе МБОУ ДОД ЦВР "Истоки" проводиться городской и окружной конкурсы "Мир увлечений", где дети и подростки города и округа представляют творческие проекты, связанные с этносом и прикладным творчеством Коренных Северян.

Дополнительное образование - это благоприятная среда не стесненная строгими рамками программного материла для формирования и развития творческого потенциала, как педагогов, так и обучающихся.

Педагоги активно разрабатывают и внедряют в учебно-воспитательный процесс элементы материальной и духовной культуры коренных жителей Ямала через: беседы, экскурсии, просмотры элюстративных и видео материалов, созерцания сезонной красоты северной природы, изготовление малых форм с элементами национального колорита. Все это необходимо для детей и подростков, для их принятия, уважения суровой, но по своему прекрасной и яркой части своей "малой Родины".

Человек и природа, искусство и природа - веками "жили" в единстве. Природа в человеке всегда будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты: оно формировалось в процессе труда. Прекрасной иллюстрацией этого, является богатейшее изобразительное орнаментальное искусство народов Ямала.

Особое внимание заслуживает орнаментальная красота меховых изделий хантов и ненцев. Наблюдая за природой, животным миром, женщины применяли разнообразие форм и движений - узоры так и называли: "березовая ветка", "лисий локоть", "заячьи уши", "медвежий след", "рога оленя", "красивые рога оленя", "крыло чайки", "соболь", "щучьи зубы", "лисья лапа", "подобно чуму" и т.д. [2].

Яркие краски орнаментов, так же подсмотрены у природы: стоит только взглянуть на пестроту осенней тундры, летнее густотравье, зимние всполохи фантастического северного сияния.

Меховая мозаика завораживает взгляд и поражает сложностью изготовления: все - одежда, головные уборы, обувь, сумочки для рукоделия и мелкие предметы (куколки, кисеты и т.д.) оформлены с такой аккуратностью и фантазией, что трудно поверить в их рукотворное происхождение. Безгранично, бездонно народное прикладное искусство, от того оно и неповторимо и ценно:

Ценность коренных жителей Ямала еще заключается и в отношении к своему роду, семье. Незыблемыми в семьях ямальцев были и остаются вечные ценности: уважение и почитание стариков, преемственность их жизненной мудрости; любовь и трепетное отношение к детям. У хантов невеждой считают мужчину, который не знает или не помнит своих предков до 14 колена [3].

В современном мире постоянно растет интерес к традиционным национальным сообществам. Техническая цивилизация заходит в тупик, выход же из него видится в изучении мировосприятия традиционалов - выстоявших перед напором цивилизации. И вполне возможно, что исследования ученых не только откроют тайну истории происхождения аборигенов Ямала, но и внесут свой вклад в поисках выхода из тупика современной социальной жизни [1].

Педагоги Центра не претендуют на точные копии или повторение рукотворных произведений ямальских мастеров и мастериц, но имеют полное право на стилизацию мелких форм и собственное творческое видение Северных красот. Может стремление к "природному совершенству" и удерживает нас, людей с "Большой Земли", не отпускает, приворожив к этим суровым местам на долгие - долгие годы:

Используемые источники:

  1. Ямал - грань веков и тысячелетий. Народы Ямала. Энциклопедия.- М.,2006. - 389с.
  2. Хомич Л.В. Ненцы. - М. - Л., 2002. - 245с.
  3. Ямал: Энциклопедия Ямало-Ненецкого автономного округа, Т.1.Тюмень. Издательство ТГУ, 2004. - 368 с.

Приложение.