Урок литературы по теме "Делай добро, делай его повсюду". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цели урока:

Образовательная - выявить идейное содержание сказки; продолжить формирование умения анализа эпического произведения; показать взаимосвязь нравственности личности и состояния окружающей среды.

Развивающая – развивать коммуникативные компетенции: вести дискуссию.

Воспитательнаявовлечь учащихся в размышление о “нравственном выборе”, использовать воспитательные возможности для развития таких качеств личности, как сочувствие, милосердие;

воспитывать любовь к природе, основы экологической культуры, проявляющейся в чувстве ответственности за свои поступки, активной жизненной позиции.

Словарная работа: гармония, искушение, милосердие.

Оборудование: портрет писателя Н.Д. Телешова, иллюстрации учащихся, презентация, эпиграф к уроку:

Перед каждым человеком
стоит неизбывная задача: быть
человеком сегодня, завтра, всегда.
Ч. Айтматов “Плаха”

На уроке используем элементы технологии развития критического мышления.

1.Стадия вызова.

  • Вспомните поступок, о котором вы жалеете.
  • Как бы вы поступили сейчас?
  • Сегодня мы познакомимся со сказкой Н.Д. Телешова “Белая цапля”. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? (Ответы детей)
  • Сообщение темы (Слайд 1), чтение эпиграфа (Слайд 2)

Мы будем читать текст, делая остановки, и попытаемся понять, почему автор дал такое название сказке, о чем заставляет задуматься.

2. Стадия осмысления.

Читаем текст с остановками.

1 фрагмент со слов “Далеко на севере…” (Слайды 3, 4)до “Наступила долгая, томительная зима”

  • Почему автор подчеркивает, что люди, живущие тут, “любили и ценили всякую жизнь”?

2 фрагмент “Всякий день принцесса Изольда…” до “… сверкали и искрились, как снежинки при лунном свете!”

  • Что мы узнали об Изольде? Какая она? Составляем кластер.

 

(Слайд 5)

Вывод. Гармония во всем. А что такое гармония?

(Ответы учеников: Гармония – это когда чувствуешь себя счастливым. Гармония – когда люди мирно живут друг с другом, когда люди добры друг к другу).

(Можно зачитать некоторые высказывания):

  1. Гармония – это постоянное пребывание в состоянии миролюбия, излучения жизни, чистоты, здоровья, положительных эмоций.
  2. Гармония – это любовь, направленная на созидание жизни на земле.
  3. Гармония – это состояние внутреннего мира, абсолютная удовлетворенность всем, когда мы не испытываем внутреннего конфликта, противоречий, борьбы.

Учитель. Изольда хотела (Слайды 6,7), чтобы ее свадебный головной убор походил на стрелки мороза, “и чтоб сверкали они и искрились, как снежинки при лунном свете”.

Читаем “На другой день Изольда приказала готовить, какой замыслила, свадебный наряд…”

  • Почему не могли долго найти того, кто бы исполнил “этот убор”?
  • Появился старик со своим предложением. Как можно назвать появление этого старика? (Подвести к понятию “искушение”)

Искушение. Оно всегда рядом. А что такое искушение? (Для меня искушение, когда Я ХОЧУ ЧТО-ТО, но потом начинаю себя уговаривать, не надо. Потом опять к этому вопросу возвращаюсь....Короче вся жизнь состоит из искушений. Искушение может быть эмоциональное, но разум не позволяет, а может быть от головы, но не позволяет душа. Испытание на стойкость...)

(Слайд 8)

ИСКУШЕ?НИЕ, - Соблазн, желание чего-нибудь запретного, недозволенного. (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка)

  • Искушение обмануть
  • Искушение взять в руки сигарету
  • Искушение украсть
  • Искушение похвастаться
  • Искушение убить…

В жизни каждого человека нередко бывают минуты, когда он стоит перед нравственным выбором. (Слайд 9)

Мясо их не годится в пищу.

Их много.

Только одну…только одну…

Читаем: “И мало-помалу убить одну птицу, хотя и ради прихоти, стало казаться ей не таким уж страшным делом, как вначале: ведь все равно птица умрет — немного раньше или немного позднее… Зато как хорош будет ее свадебный убор! Как будет доволен принц Сагир. Как будет прелестна в этом наряде сама Изольда!”

Читаем: “Приближалась уже весна.
Вся страна готовилась к празднику, на этот раз небывалому…”

“Все были радостны; только Изольда одна оставалась задумчивой, невеселой”. Почему?

  • угрызение совести
  • раскаялась
  • сожалела
  • радовалась, что старик не возвращается

Читаем: “Накануне вечером пришел в гавань корабль из далеких стран, а через несколько времени явился во дворец и старик. Поклонившись принцессе, он молча подал ей золоченый ящик (Слайды 11, 12)… до “Руки ее дрожали

Читаем часть 2. “С тех пор прошло несколько лет…”

Изольда счастлива в стране своего мужа, но ей “не хватало покоя”.

  • Как изменилась Изольда после замужества? (возвращаемся к кластеру, добавляем…)

  • Гармония есть? Нет! (Слайд 13). Разлад в душе!
  • Изольда все так же красива, добра, сердце ее наполняется любовью ко всему живому, сострадает, но почему она не знает покоя? (Совесть мучает)
  • Так ли уж нужен, важен был для принцессы свадебный головной убор? (Нет, прихоть была).
  • Какую цену заплатила Изольда за свой наряд? (Красивые белые цапли исчезли, их стали убивать, чтобы использовать красивый хохолок в нарядах – уничтожила весь род. Жизнь)

Оказывается и добрый, достойный человек может совершить жестокость, поступить легкомысленно если не будет задумываться над последствиями своих поступков, и явившиеся ей ночью две белые цапли подтверждают, что прежние терзания Изольды были не случайны.

Читаем фрагмент “Вся комната была залита лунным светом, а у постели ее стояли две большие белые птицы…” (Слайды 14,15,16)

  • Почему они говорят с Изольдой с горечью, но без ненависти? (Птицы понимают, что Изольда поступила так, не подумав о последствиях. Они учат ее ответственности за свои поступки, т.е. серьезному взгляду на жизнь.

Маленькое зло всегда превращается в большое. То, что сделано, исправить нельзя. Можно только искупить свою вину.

  • Удалось ли принцессе Изольде загладить свой поступок, свою вину? (Она обо всем рассказала отцу.

Зачитываем фрагмент:

— Грустная правда! — ответил король. — И птицы гибнут, и человек унижается.

  • Что значат эти слова короля? (Ответы детей)

Учитель. Унижается, убивая, уничтожает в себе человеческое, перестает быть человеком, превращается в убийцу, хищника, зверя, признаётся в своей мелочности, в своем полном равнодушии ко всему, что не есть он сам, союз “и” в данном высказывании подчеркивает тесную взаимосвязь природы и человека. А всему виной Жадность и Беспечность. (Слайд 17)

Зачитываем отрывок из книги Н.А.Надеждиной “Каждой былинке брат”

“С тех пор как Жадность взяла ружье в руки, множество птичьих и звериных голосов замолкли навеки. Их невозможно вернуть. Природа земного шара стала бедней.

Иногда Жадность сама пугалась того, что делала, и спрашивала совета у Беспечности.

А та успокаивала: ничего страшного, природа богата, ее богатствам не будет конца.

Жадность была ненасытна. Глаза у Жадности были завидущие, руки загребущие, но сердца у нее не было. Беспечность не видела дальше своего носа, не могла заглянуть в завтрашний день.

Кто знает, сколько бы еще зла принесли людям Беспечность и Жадность, если бы не вмешался Разум. Разум сказал человеку: так больше нельзя! Подумай, остановись! И человек задумался, стал искать ответы. Пусть человек сильней всех живых существ на земле, но вспомним клич Маугли: “Мы с тобой одной крови!”.Как и все живые существа, человек дышит, мучается голодом и жаждой, может заболеть.

Человеку нужны фабрики и заводы, но ему нужны и чистая вода, и зелень лесов, и свежий воздух. Ответ найден. Охраняя природу, человек охраняет себя”.

Читаем “Тогда Изольда стала просить, чтобы он научил ее, как исправить или загладить проступок, но король отвечал:
— Что сделано, того уничтожить нельзя никаким раскаянием. Раскаяние очищает душу и закаляет ее против новых искушений, но прошедшее — непоправимо.
— Клянусь тебе, — воскликнула Изольда, — что никогда и никому я не сделаю более зла во всю мою жизнь!
— Этого мало. Мало — не делать зла: нужно делать добро. И только тогда ты будешь счастлива и покойна, — говорил король, кладя свою костлявую руку на голову Изольде и ласково гладя ее по волосам. — В мире и так слишком много страданий, а, причиняя зло хотя бы самому незначительному существу, ты увеличиваешь это зло. А назначение человека совсем не такое.

  • Почему “не делать зла, этого мало”?
  • Какого же назначение человека? (Творить добро!)

Читаем

Прощай, моя милая дочь! — проговорил ей в дорогу старый король. — Милосердие и добро, с которыми ты едешь теперь, дадут тебе прочное счастье.

  • А что такое милосердие?

Милосердие должно быть мило сердцу, идти из глубины души человека, осознаваться разумом.

Человек творит добро для людей, помогает им в трудной ситуации бескорыстно и не задумывается о том, что он сделал. Вот это и есть настоящее милосердие.

Милосердие – это не чувство, а состояние души.

К милосердию призывает нас Библия.

Зачитать несколько высказываний:

  • “Истинное милосердие – это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении” - Хелен Келлер
  • “Если стремиться к милосердию, не будет зла. Прекрасно там, где пребывает милосердие” - китайский философ Конфуций
  • “Милосердие  начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней… Потом оно идет к людям, окружающим нас в повседневной жизни…И от этого мир становится добрее…- Томас Фуллер
  • Что для себя решила Изольда?

Быть с народом, то есть делать добро людям – это искупление, возвращение к внутренней гармонии.

(Можно предложить составить синквейн со словами: ДОБРОТА, МИЛОСЕРДИЕ.

Н.Д. Телешов обращается к нам с призывом защитить природу, а значит, и человека, потому что тот, кто губит природу, губит самого себя. (Слайд 18)

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е.Евтушенко

Выводы урока.

  1. Автор заставляет задуматься над поступками, которые совершаешь в жизни. Ничто не сходит с рук. За любое черное дело возмездие неизбежно, поэтому жить надо по совести.
  2. История принцессы Изольды дала возможность понять – зло, причиненное самому незначительному существу, увеличивает зло в мире. И пагубно для всех. Для человека, для природы. Погибли красивые белые цапли. “То, что сделано, исправить нельзя, можно только искупить, делая добро”.
  3. Чему учит нас сказка “Белая цапля”?
    • Ответственности за свои поступки.
    • Бережному отношению к природе.
    • Любить и ценить все живое.
    • Творить добро.
    • Не совершать зла.
  1. Что нужно делать, чтобы не поддаваться искушению?

Воспитывать в себе

    • силу воли,
    • доброту,
    • совесть
    • отзывчивость
    • терпение
    • самопожертвование
    • милосердие
    • чувство ответственности.
  1. Какова тема этой сказки?
  2. Тема ответственности за содеянное перед лицом будущего. Гибель самой маленькой частички окружающего мира может привести к катастрофе человечества. Это звучит как предупреждение человечеству.

  3. В каком произведении звучит эта же тема?

(Рэй БрэдбериИ грянул гром”).

Домашнее задание.

1.Написать мини-сочинение на одну из тем:

  • Доброта – это …
  • Мы и природа.
  • Жизнь дана на добрые дела.
  • Какое дело может быть добрым?

2. Нарисовать иллюстрации к сказке.