Урок-дебаты по теме "Народное образование России в начале XX века"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Образовательные:
    • дать представление о состоянии народного образования и степени образованности населения России в начале ХХ века;
    • формировать навык публичных выступлений.
  • Развивающие:
    • создать условия для формирования умений обобщать, сравнивать, анализировать, оценивать и делать выводы;
    • создать условия для формирования и развитие нестандартного мышления;
    • способствовать развитию коммуникативных компетентностей. 
  • Воспитательные:
    • создать условия для развития общественно-активной личности.
    • способствовать формированию чувства патриотизма через привитие любви к своей малой  родине, воспитание гордости за причастность к великому Русскому  народу.

Техническое обеспечение.

  • кабинет с интерактивной доской;
  • два П.К. с подключенным интернетом;
  • атрибуты судьи (мантия, молоток и т.д.);
  • секундомер;
  • протоколы;
  • электронные носители с копиями документов, фотографий, текстов.

Предварительная подготовка.

  1. Подбор и систематизация литературы, документов, источников.
  2. Подбор участников, осуществляется по их индивидуальным способностям, для этого естественно нужно хорошо знать класс и работать в нем как минимум учебный год.
  3. Всем участникам подробно объяснить их задачи. Дать направления на их деятельность. Особое внимание обратить на подготовку спикеров. В начале дать им возможность поработать с литературой и источниками, затем подробно обсудить  индивидуальную тактику ведения спора, подробно разработать их тему, осудить возможные вопросы и ответы на них.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (2 мин.)

В наше время очень много говориться о важности образования. Современное образование претерпевает постоянные изменения, различные реформы.
Вы, как выпускники основой школы задумываетесь о своем будущем, и не представляете его без получения хорошего образования. В нашу современную жизнь вошли такие понятия как начальная школа, средняя школа. Ходить в школу для нас становиться обязательным, так как благодаря полученным знаниям в школе, строиться наша дальнейшая жизнь. Но кому – то нравиться учиться, кому – то нет, а кто – то даже не понимает для чего это нужно.
Ученики учатся в современных зданиях оснащенных компьютерами, интерактивными досками. Вас учат учителя с высшими образованиями. И это как бы  само собой разумеющееся.
Изучая историю, мы понимаем, что образование не всегда было на таком уровне как сейчас. И, что еще 100 лет назад все было совсем по другому. В нашем обществе до сих пор бытует мнение, что в начале XX века население России было необразованным, некультурным и порой даже дикое. Тем более о Сибирском населении было особое предвзятое мнение. Сегодня мы попытаемся выяснить так ли это было на самом деле? И опровергнуть или подвергнуть данное мнение. И потому тема сегодняшнего урока…
Объявить тему. Поставить цель.
Представить участников. Напомнить правила проведения дебатов.

2. Вступительное слово (3 мин.)

Перепись 1897 года выявила 21 % грамотного населения в Российской империи (под грамотностью считалось, как умение читать и писать, так и умение только читать см. формуляры переписи). В Европейской России без Привислянских губерний и Кавказа грамотность населения составила 22,9 %. Самый высокий процент грамотных, 70-80 %, дали три Прибалтийские губернии. Более скромные результаты дали столичные губернии: Санкт-Петербургская — 55 %, Московская — 40 %. 42 % грамотных обнаружилось в Ковенской губернии и 36 % в Ярославской. В остальных губерниях Европейской России оказалось менее 30 % умеющих читать. После 1887 года МНП начинает выдавать денежные кредиты земствам на создание школ Но этих средств было недостаточно, что бы существенно повлиять на ситуацию в народном образовании
Финансирование системы образования шло в основном за счет пожертвований и земств. Всего в 1903 г. имелось 87973 начальных школ всех типов и ведомств. Число учащихся в них составило 5088029.
Кредиты на народное образование все время неуклонно росли; с 1894 г. по 1904 г. они более чем удвоились: бюджет министерства народного просвещения увеличили с 22 до 42 миллионов рублей, тогда как кредиты на церковные школы выросли с 2,5 до 13 млн; а одни казенные ассигнования на коммерческие училища (которые получили в дальнейшем широкое распространение) достигли 2—3 млн в год. Примерно в такой же пропорции увеличились за десять лет земские и городские ассигнования на нужды просвещения: к 1904 г., если соединить учебные расходы всех ведомств* и местного самоуправления, сумма ежегодных расходов на народное образование уже превышала 100 млн рублей.
После революции 1905—1906 гг., Русско-Японской войны и реформ 1906—1907 гг. в думе поднимается вопрос о принятии закона о ведении всеобщего начального образования. В 1906 г на рассмотрение выноситься законопроект министра народного просвещения П. фон Кауфмана. Некоторые положения этого закона были приняты 3 мая 1908 г. согласно которым было резко увеличено государственное финансирование МНП, а п. 6 закона устанавливал бесплатное (но не всеобщее) начальное образование.  Это сыграло очень большую роль в развитии системы образования в России. Однако раздел о всеобщем обязательном начальном образовании принят не был. Позже в 1910 году, было установалено 4-летнее обучение для всех начальных школ.
Распространено мнение, что в масштабах всей России разрабатывавшиеся МНП и депутатами Гос. думы проекты всеобщего обучения так и не получили поддержки на самом высоком уровне. — однако, это не так: рамочный закон о начальном школьном образовании (о резком увеличении финансирования) был подписан 3 мая 1908 г.
«Картину современного положения школьного дела и результатов, достигнутых за 3 года, протекших со времени приступа к введению всеобщего обучения детей, дает однодневная школьная перепись, произведенная 18 января 1911 г.
Этой переписью зарегистрировано 100295 начальных училищ для детей возраста от 8 до 12 лет, причем Министерство Народного Просвещения считает, что это число составляет около 98 % действительного количества таких школ. Из этих 100295 школ состоят в заведывании: Министерства Народного Просвещения — 59682; Духовного ведомства — 37922; прочих ведомств — 2691.
В день переписи в школах присутствовало 6 180 510 человек учащихся, что по сравнению с общим числом населения составляет 3,85 %. А так как количество детей школьного возраста (от 8 до 12 лет) определяют около 9 % всего населения, то оказывается, что лишь около 43 % всех детей посещало в 1911 г. начальную школу»…
К 1914 г. на 1000 человек от общего числа населения учащихся приходилось: в России 59, в Австрии — 143, в Великобритании — 152, в Германии — 175, в США — 213, во Франции — 148, в Японии — 146 человек.
Расходы на образование на душу населения по сравнению с развитыми странами по прежнему были мизерными. В Англии они составляли 2 р. 84 к. на человека, во Франции — 2 р. 11 к., в Германии — 1 р. 89 к., а в России — 21 копейку.
Вот такова была ситуация в народном образовании в начале ХХ века.
Ну а теперь перейдем непосредственно к дебатам. Слово спикерам. (Приложение 1)

3. Выступление спикеров. (25 мин) Спикеры работаю по заранее отработанным вопросам используя кейсы.

4. Блок вопросов и ответов. (5 мин) Группы задают противникам по 2 вопроса.

5. Заключительная часть. (5 мин) Ведущий делает общие выводы, оценивает работу участников. Судья озвучивает протокол.

6. Резерв времени (5 мин).

Презентация