Внеклассное мероприятие по физике "Одиссея первого полета человека в космос"

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Впервые в 1881 г. русский революционер-народник Николай Иванович Кибальчич высказал мысль об использовании ракет для космических полетов и предложил прообраз современных пилотируемых космических средств.

Случилось это при довольно необычных обстоятельствах. За участие в покушении на жизнь царя Александра II, он был осужден на смертную казнь.

Приложение 1. Слайд 1
Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4

За десять дней до смерти он завершил работу над своим изобретением и передал адвокату не просьбу о помиловании, а «Проект воздухоплавательного прибора» с математическими расчетами и эскизами.

Слайд 4

Свою последнюю речь особом присутствии сената Кибальчич закончил такими словами: « По частному вопросу я имею сделать заявление насчёт одной вещи, о которой говорил мой защитник. Я написал проект воздухоплавательного аппарата. Я полагаю, что этот аппарат вполне осуществим. Я представил подробное изложение этого проекта с рисунками и вычислениями. Так как, вероятно я уже не буду иметь возможности выслушать взгляда экспертов на этот проект и вообще не буду иметь возможности следить за его судьбою и возможно предусмотреть такую случайность, что кто-нибудь воспользуется моим проектом, то я теперь публично заявляю, что проект мой. Эскиз его, составленный мною, находится у Герарда».

На пороге смерти мечтать о том, что силой взрывов вознесётся когда-нибудь человек над Землёй!
Какая неистребимая вера в будущее ракетного летания!
Именно ракета, считал он, откроет человеку путь в небо.

Слайд 2

Трагедии истинных борцов – это оптимистические трагедии. В них зреют зёрна будущего. Говоря о Кибальчиче, невольно вспоминаешь легендарного Икара, героя древнего космического мифа...

Летел он, легко над землёю скользя,
Ему говорили, что к солнцу нельзя.
А он не послушался, бедный Икар,
И рухнул на жёсткое скопище скал
Легенды людей за собою зовут.
Икар – это трепетный зов высоты,
Не имя, а свойство души.

Океан – колыбель жизни земной. Как попасть в безбрежный мир без пут тяготения?
Какой аппарат вознесёт человека к звёздам?
Труден был путь юного Циолковского к знаниям.

Слайд 3

Константин Эдуардович Циолковский.

Пройдут годы. За двадцать шесть лет до полёта Юрия Гагарина Циолковский скажет удивительные в своей неправдоподобной сбывчивости слова: «Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... Он русский... Он гражданин Советского Союза. По профессии, вероятнее всего, лётчик... У него отвага умная, лишённая безрассудства...

Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола».

Юре Гагарину было в то время около года...

Звёздные чертежи Циолковского – это карты далёкого мира, в котором он так настойчиво искал путь.

Чтобы сбросить путы тяготения земли, надо преодолеть земную тяжесть. А для этого транспортное средство надо разгонять с ускорением, превышающим ускорение свободного падения. Какие перегрузки может перенести человек при космическом взлёте и посадке? Эти вопросы занимают Циолковского – основоположником научной космонавтики.

Для реализации идей Циолковского нужно было разработать конструкцию ракеты, подобрать необходимое топливо и решить тысячи других вопросов, прежде чем можно было бы приступить к космическим полетам.

В 1932г. под руководством Сергея Павловича Королёва была создана группа из учених, которой принадлежит выдающаяся роль в разработке основ техники для космических полётов.

Слайд 5
Слайд 6, 7

Космический корабль должен иметь возможность в процессе полета разворачивать корабль по своему усмотрению и менять орбиту, то есть корабль при своем движении в пространстве должен легко переориентироваться и управляться.

Для возвращения на Землю космический корабль должен погасить всю ту огромную скорость, которую сообщила ему при старте ракета-носитель

В корабле, который на несколько часов или даже суток становится домом для космонавта, должны быть созданы нормальные человеческие условия – космонавт должен дышать, пить, есть, спать, отправлять естественные потребности Первый советский космический корабль «Восток» при общей массе 4, 73 т выводился на орбиту с помощью трехступенчатой ракеты-носителя того же названия. Полная стартовая масса космического комплекса составляла 287 т.

Конструктивно «Восток» состоял из двух основных отсеков: спускаемого аппарата и приборного отсека. Спускаемый аппарат с кабиной космонавта был выполнен в форме шара диаметром 2,3 м и имел массу 2,4 т.

Слайд 7

Работа по подготовке пилотируемого полета в КБ Королева началась в 1958 году.
Первый запуск «Востока» в беспилотном режиме был произведен 15 мая 1960 года.

Слайд 8

Из-за неправильной работы одного из датчиков перед включением тормозной двигательной установки корабль оказался неправильно ориентирован и, вместо того чтобы опускаться, перешел на более высокую орбиту. Второй запуск (23 июля 1960 г.) был еще менее удачным – в самом начале полета произошла авария.

Спускаемый аппарат отделился от корабля и разрушился при падении. Во избежание этой опасности на всех следующих кораблях была введена система аварийного спасения. Зато третий запуск «Востока» (19–20 августа 1960 г.) был вполне успешным – на второй день спускаемый аппарат вместе со всеми подопытными животными: мышами, крысами и двумя собаками – Белкой и Стрелкой – благополучно совершил посадку в заданном районе.

Это был первый в истории космонавтики случай возвращения живых существ на Землю после совершения космического полета. Но следующий полет (1 декабря 1960 г.) опять имел неблагополучный исход. Корабль вышел в космос и выполнил всю программу. Через сутки была подана команда к возвращению на землю.
Однако из-за отказа тормозной двигательной установки спускаемый аппарат вошел в атмосферу с чрезмерно большой скоростью и сгорел. Вместе с ним погибли подопытные собаки Пчелка и Мушка.

Во время старта 22 декабря 1960 года произошла авария последней ступени, но система аварийного спасения сработала надлежащим образом – спускаемый аппарат приземлился без повреждений «Ни в коем случае носа не вешать! Не нужно забывать, что космос – неизведанная дорога, и не всё у нас сразу будет получаться». С.П. Королёв.

Только шестой (9 марта 1961 г.) и седьмой (25 марта 1961 г.) старты «Востока» прошли вполне благополучно. Совершив по одному обороту вокруг Земли, оба корабля благополучно вернулись на Землю вместе со всеми подопытными животными

Эти два полета полностью моделировали будущий полет человека.

Первые космонавты набирались из числа лётчиков и лётчиков-испытателей 9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

Слайд 10,11.12,1314,15,16

Первый в истории полет человека в космос состоялся, как известно, 12 апреля 1961 года. Советский космонавт Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» совершил один виток вокруг Земли и в тот же день благополучно возвратился на Землю (весь полет продолжался 108 минут). Так была открыта эра пилотируемых полетов

слайд 17, 18

Фрагмент фильма.

Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронёсся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясённый сам.
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пёстром пламени знамён,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землёй – планетой был усыновлён.
(А. Твардовский. Биография)

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района[1] Западной области РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), неподалёку от города Гжатск (ныне Гагарин). По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902–1973), – плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903–1984), – работала на молочнотоварной ферме[2][3]

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. Младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе, однако мать успела снять его, пока фашист ходил за фотоаппаратом. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.

24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.[1]

В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.[1]

27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в Чкалов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я. Ш. Акбулатова.[4] 25 октября 1957 года Гагарин училище закончил с отличием.[1] В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота[1], вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.[1]

В 1957 году женился на Валентине Ивановне Горячевой.

9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.

12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток«, с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Старт корабля «Восток-1« был произведён в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полёт (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка.

Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засёк неопознанную цель – это был спускаемый аппарат, – а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался,

За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником – Днём космонавтики.

В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз«. Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле. Фрагмент фильма

17 февраля 1968 года Юрий Алексеевич защитил в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю. А. Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт».

Ю. А. Гагарин приступил к лётной практике – тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением – «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта – с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.

27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта условия видимости были нормальными – нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.

Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.

Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчёт комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных её членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.

Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо – на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.

В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.

Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену.

Звучит песня «Смоленская дорога».