Тема урока: "Степень окисления" с приложением. 8-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Формирование понятия "степень окисления" очень важно в курсе химии 8 класса. Предлагаемый урок имеет целью сформировать понятие степени окисления, опираясь на знания учащихся, полученные ими на предыдущих уроках: атомы, молекулы, химический элемент и простое вещество, сложное вещество, виды химической связи. Поэтому намеренно актуализации знаний уделено достаточно большое место в этом уроке. В своей работе я всегда придерживаюсь мнения, что необходимо добиться от учащихся понимания какого-либо явления и процесса, тогда ребенок сможет легко перенести знания в новую ситуацию, а не машинально выполнять задания по образцу (хотя и эта способность не у всех есть). Хотелось бы отметить, что данный урок не является "открытым", в том смысле, в котором мы обычно применяем это слово - это обыкновенный рабочий урок.

Предлагаемый урок можно использовать как при работе по программе О.С.Габриеляна, так и по программе Н.С.Новошинской и И.И.Новошинского.

Единственное отличие: в учебнике О.С.Габриеляна речь не идет о валентности на этом этапе изучения предмета, поэтому при необходимости эту часть объяснения можно убрать, добавив номенклатуру бинарных соединений.

Задания даны по учебнику: Новошинский И.И., Новошинская Н.С.., Химия. 8 кл.: Учебник.- М.: Русское слово, 2010.

Цель: сформировать понятие о степени окисления на основании знаний учащихся о видах химической связи. Научить находить степень окисления по формуле и составлять формулы по степени окисления.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук

Тип урока - комбинированный

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие, сообщение темы и целей урока

Тема урока: "Степень окисления" Слайд 1 Презентация

Цель нашего занятия разобраться, что такое степень окисления и научиться её находить Слайд 2

2. Актуализация знаний.

Давайте начнем урок с рассмотрения очень знакомого вам вещества поваренной соли.

Слайд 3

Как влияет поваренная соль на наш организм?

Влияние соли на организм человек заметил очень давно. Недаром в пословицах её ставят наравне с хлебом: "Хлеб да соль" самое главное пожелание добра у русского человека. А ещё говорят "Чтобы узнать человека надо с ним съесть пуд соли". А за какое время это возможно? Кто-то знает?

В год человек потребляет 3,5 -5,5 кг соли.

А, интересно, как повлияют натрий и хлор на наш организм?

Слайд 4

Натрий хранят как Кощееву смерть под семью замками. Вспомните, как это описано в сказке.

Натрий под слоем керосина в стеклянной банке, стеклянная банка в жестяной, на дне которой асбестовая крошка, банка в сейфе, сейф в лаборантской и т.д.

Все потому, что натрий может реагировать с водой и с составными частями воздуха.

Посмотрим опыт

Как повлияет на человека простое вещество натрий?

Слайд 5

А вот как описывает английский поэт Уилфред Оуэн действие простого вещества хлора на человека:

Газ! Газ! Скорей! - неловкие движенья,
Напяливание масок в едкой мгле!
Один закашлялся, давясь и спотыкаясь,
Барахтаясь, как в огненной смоле,
В просветах мутного зелёного тумана.
Бессильный, как во сне, вмешаться и помочь,
Я видел только - вот он зашатался,
Рванулся и поник - бороться уж невмочь.

Хлор использовался как отравляющее вещество во время Первой мировой войны.

Так почему же поваренная соль имеет другие свойства?

Сейчас мы в этом разберемся.

3. Объяснение нового материала

Открывайте тетради, записывайте число и тему урока "Степень окисления"

Не забудьте отступить 4 клетки.

Слайд 6

Чтобы разобраться в нашем вопросе, давайте запишем строение атомов Na и Cl

Na0 +11 2е,8е,1е

Cl0 +17 2e,8e,7e

Натрий - Ме, хлор - неМе, какая связь может образоваться между ними?

Допишите на схемах как образуются ионы.

Запишите схему образования связи

Na0 + Cl0 > Na+ + Cl- -> Na+Cl-

Все дело в том, что поваренная соль состоит из ионов, а ионы имеют свойства, отличные от свойств атомов.

Какой вид связи в хлориде натрия?

В соединении один ион натрия нейтрализуется одним ионом хлора - вещество не имеет заряда, т.е. 0

Поваренная соль - бинарное соединение, т.к. состоит из двух элементов.

На первом месте всегда пишут "обделённый" элемент, у которого отобрали электроны, т.е. "+", на втором " - "

Слайд 7

Давайте вспомним, как образуется молекула хлороводорода

За счет чего дополняется внешний уровень у ковалентных соединений?

Какие заряды приобрели бы атомы водорода и хлора, если бы электрон совсем перешел от водорода к хлору?

Слайд 8

А теперь вспомним образование молекулы хлора.

Какой в ней вид связи?

За счет чего образуется?

Образуются ли заряды у атомов хлора? Почему?

Слайд 9

Сравним соединения NaCl, HCl, Cl2

Определим валентность Na, Cl, H. Правильно, она равна I

Валентность показывает число связей и не зависит от полярности молекулы.

Слайд 10

Степень окисления - это условный заряд атомов химических элементов в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят из ионов

4. Физкультминутка

5. Объяснение нового материала

Слайд 11

Рассмотрим правила определения С.О.

  • С.о. атомов в простых веществах = 0
  • С.о. фтора = -1
  • С.о. кислорода = -2 (кроме Н2О2-1, O+2F2)
  • С.о. водорода = +1 (кроме МеН-1)
  • С.о.Ме I, II, III групп = номеру группы
  • С.о неМе "+" = номеру группы
  • С.о. неМе "-" = 8 - номер группы

Слайд 12

Некоторые элементы имеют постоянную степень окисления, а некоторые переменную

У элементов с переменной с.о. различают максимальную, минимальную и промежуточную с.о.

  • Положительная "+" равна числу отданных электронов. Максимальная с.о. равна номеру группы
  • Отрицательная "-" равна числу принятых электронов. Минимальная с.о. равна 8 - номер группы
  • Нулевое значение с.о. имеют атомы в молекулах с неполярной связью

Слайд 13

Попробуем определить с.о. серы

  • Максимальная +6 SO3
  • Минимальная -2 H2S
  • Сера может проявлять с.о. 0,+2,+4 - это промежуточные с.о.

Слайд 14

Теперь применим те правила, с которыми познакомились сегодня для определения с.о. в соединении

N2O3

На первом месте стоит элемент с "+" с.о., на втором с "-"

У кислорода постоянная с.о.=-2

У азота переменная с.о.

x -2

N2O3

Стр.67 прочитайте как найти x

Объясните, как найти х двумя способами.

6. Закрепление изученного

Слайд 15

Задание 1

Определите С.О. по формулам

Cl2O7, NaH, Na2S, MgO, H3N, N2, Al2S3, Cu2O

7. Подведение итогов

Всем, кто был у доски поставить оценки

8. Д/з

Слайд 16

Параграф 20 упр. 2,4 стр.68