Урок литературного чтения "Б.Пастернак. "Золотая осень". 3-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить со стихотворением Б. Пастернака “Золотая осень” и художниками – пейзажистами: И. Левитаном, В. Поленовым, И. Остроуховым.

Задачи:

  • дать детям первичное представление о творчестве Б. Л. Пастернака;
  • познакомить с художниками, рисующими осенние пейзажи;
  • развивать навык правильного осознанного чтения вслух;
  • устную речь, ее содержательность, последовательность, точность, выразительность;
  • учить наблюдательности, чуткости к поэтическому слову, умение видеть прекрасное в окружающей природе;
  • на примере репродукций картин художников учить детей видеть красоту осенней природы;
  • воспитывать желание читать стихи русских писателей, понимать прочитанное.

Оборудование: листья деревьев трех цветов, для деления класса на группы (деление происходит за несколько дней до изучения темы), текст стихотворения Пастернака “Золотая осень”. Каждая группа детей получают предварительное домашнее задание – найти иллюстрации картин различных художников по теме “Осень” и дать краткое описание картины, (картины – репродукции художников – пейзажистов: И Левитана “Золотая осень”, В. Поленова “Золотая осень”, И. Остроухова “Золотая осень”, И. Левитана “Саввинская слобода”, В. Щербакова “Ранний октябрь”, В. Щербаков “Осень”), портрет Б. Пастернака, толковый словарь, открытка с текстом – приглашением.

Ход занятия

  1. Оргмомент.
  2. Учащиеся заходят в класс, в руках они держат листья, которые они получили при делении класса на группы, проходят к столам, ставят свой лист в вазу, составляя букет и одновременно рассаживаясь по группам.

    -Сегодня я вас приглашаю в литературную гостиную на час поэзии. Совсем недавно у себя в почтовом ящике я нашла необычное приглашение.

    (читается текст, написанный на открытке)

    Приглашаю Вас посетить мое царство. Сейчас в лесу очень красиво. Наступила пора золотой осени. Вас удивит буйство красок в моем сказочном лесу. Я вас очень жду. Осень.

  3. Постановка цели урока.

- Я думаю, что мы примем приглашение. Для путешествия нужен проводник. Осень подумала и об этом. Таковым для нас станет Борис Пастернак. Почему? Об этом вы узнаете после выступления учащихся. Они приготовили сообщение об этом необычном человеке. (сообщение учащихся).

- Как вы думаете, почему же именно Борис Пастернак поведет нас в удивительный мир золотой осени?

- Сегодня мы увидим осень глазами Пастернака и попробуем сравнить с нашими впечатлениями об одном из самых чудесных времен года – золотой осени.

-Закройте глаза и вспомните, какая из осенних картин сразу возникает в вашей памяти? Какой вы представляете себе осень? (ответы детей).

- Посмотрите на эпиграф нашего урока. Почему именно его я взяла на сегодняшний урок?

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
Н. Рыленков
.

3. Проверка домашнего задания.

А сейчас мы отправимся в музей изобразительного искусства. Перенестись туда нам помогут репродукции картин, которые вы нашли по теме “Осень”.

(выступление каждой группы, рассказ о художнике и картине)

- Стихи каких поэтов вспомнили, глядя на эти картины?

(чтение учащимися ранее изученных стихов об осени)

4. Первичное восприятие стихотворения.

- Еще одно необычайно красивое стихотворение вам сейчас прочитает (имя ученика). Оно называется “Золотая осень” и написал его Б. Пастернак.

(Чтение стихотворения заранее подготовленным хорошо читающим учеником)

  • Какое настроение создало стихотворение. (ответы детей)
  • Давай те в нашей галерее оставим только те картины, которые созвучны настроению автора. Они помогут нам глубже понять стихотворение.
  1. Физ. минутка.
  2. Ветер по лесу летал,
    Ветер листики считал.
    Вот дубовый, вот кленовый,
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки золотой.
    И последний лист с осинки
    Ветер бросил на тропинку.
    Ветер по лесу кружил,
    Ветер с листьями дружил.
    Вот кленовый, вот дубовый,
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки золотой.
    И последний лист с осинки
    Ветер кружит над тропинкой.
    К ночи ветер – ветерок
    Рядом с листьями прилег.
    Вот дубовый, вот кленовый,
    Вот рябиновый резной,
    Вот с березки золотой.
    И последний лист с осинки
    Тихо дремлет на тропинке.

  3. Словарная работа
  4. Пока мы отдыхали, некоторые листья из букета упали на стол. Давайте прочитаем слова, написанные на них.

    (работа по группам: дети читают слова: чертог, просека, флигель, каталог и объясняют значение с помощью толкового словаря)

    Чертог – (устар.) – пышное, великолепное убранство.

    Просека – дорога, узкая полоска в лесу, очищенная от деревьев.

    Флигель – постройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания. Каталог – составленный в определенном порядке перечень каких – либо однородных предметов.

  5. Закрепление нового материала (беседа с выборочным чтением)
  • Какие чувства испытывает автор глядя на падающие листья? (удивление, восхищение)
  • Прочитайте первое четверостишие.
  • Что представили, читая эти строки?
  • Как понимаете строки “просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера”
  • Выберем из картинной галереи ту картину, которая соответствует прочитанным строкам.
  • Прочитайте второе и третье четверостишие.
  • Какие цвета использует автор в своем стихотворении?
  • Какие деревья описывает?
  • Как понимаете выражение “как на выставке картин залы, залы, залы, залы”
  • Найдите пример олицетворения.
  • Выберем картину.
  • Почему летящие листья вызывают у автора мысли о старых книгах, одежде, оружии?
  • Как будем читать стихотворение? С какой громкостью?
  1. Выразительное чтение стихотворения. Соревнование групп.
  2. Конкурс чтецов. (лучшим вручается кленовый лист)

  3. Итог урока.

- Наша литературная гостиная завершила свою работу.

- В каком времени года оказались, благодаря стихотворению Пастернака.

  • Какие картины помогли нам глубже понять чувства автора? Почему?

10. Домашнее задание

  • Посмотрите внимательно еще раз на эти замечательные картины. Вам предстоит дома превратиться в художников. Прочитайте еще раз стихотворение. Пройдите по осеннему парку. Вглядитесь в красоту природы и нарисуйте свой осенний пейзаж. На следующем уроке я приглашаю вас посетить картинную галерею, в которой будут рисунки, которые вы создадите сами.