Оформление речевой карты

Разделы: Логопедия


Основополагающим этапом коррекционной работы является всестороннее обследование детей с нарушениями речи.

Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября. Оно должно быть комплексным, системным, основываться на фактических данных. Это позволит вскрыть причины речевых нарушений, определить механизм и структуру дефекта, выявить компенсаторные возможности ребенка и наметить эффективные пути коррекции. Все данные обследования записываются в речевую карту, которая заполняется в ходе обследования. В настоящее время используются различные виды карт логопедического обследования, которые отражают специфику нарушения (ФФН, ОНР, заикание, дизартрия, ринолалия и др.) и позволяют оптимизировать процесс обследования, проводя дифференциальную диагностику речевых расстройств.

Речевая карта является обязательным отчетным документом логопеда независимо от его места работы. В ней представляются выводы о состоянии той или иной стороны речи, раскрываются механизмы патологических проявлений и приводятся детские ответы в качестве иллюстраций к выводам специалиста.

Не всегда этот важный документ составляется полно и грамотно, а так же специалистом тратится много дополнительного времени на заполнение его разделов.

Вашему вниманию предлагается пакет практических материалов:
– бланк “Карта обследования ребенка с общим недоразвитием речи” (Приложение 1);
– “Ключ к карте обследования ребенка с общим недоразвитием речи ” (Приложение 2).

Их основное назначение – облегчить работу логопеда по заполнению речевых карт на детей, прошедших обследование на ПМПК, рационально используя свое рабочее время.

Использование “Ключа к написанию речевой карты”, в котором даны варианты ответов (речевые клише), значительно упрощает заполнение документа, сохраняя его содержательность и правильность, помогает педагогу более грамотно заполнить речевую карту и эффективно организовать свою работу.

Литература.

  1. Волковская Т.Н. Иллюстрированная методика логопедического обследования детей старшего дошкольного возраста. Москва. Изд.Дом “Образование плюс”, 2009.
  2. Грибова О.Е. “Технология организации логопедического обследования” Москва. АЙРС ПРЕСС, 2008.
  3. Злобенко М.П., Ерофеева О.Н., Морозова И.В., Мишуткина Э.П. “Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста” Г. Волгоград. Изд. “Учитель”, 2010.
  4. Козырь Т.В. “Педагогическая диагностика в коррекционном дошкольном учреждении” Ж “Дошкольная педагогика № 4 (июль, август), 2003.
  5. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников Ж “Ребенок в детском саду” № 3,2005 г, № 4, 2005.
  6. Логинова В.И и др. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду Санкт-Петербург, 1997.
  7. Логинова В.И, Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика Москва. “Просвещение”, 1988.
  8. Микляева Н.В. “Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста”. Москва. АЙРС ПРЕСС, 2007.
  9. Никитина Е.Ю. Оформление речевых карт, логопедических представлений и характеристик. Ж. “ Логопед” № 2, 2010.
  10. Поваляева М. А. “Справочник логопеда” Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2008.
  11. Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. Минск , 2005.
  12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. Москва. “Творческий центр”, 2004.
  13. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. Москва. “Академ А” , 1996.
  14. Фотекова Т.А. “Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников” Москва .Аркти, 2000.