Фольклор – детство нашей культуры

Разделы: Литература


Тип урока: урок обобщения изученного по теме «Фольклор».

Технологии: интегративная, игровая; методы: погружения, проектов.

Элементы содержания:

Неисчерпаемая народная мудрость и эстетическое богатство русского фольклора. Художественные особенности сказок и загадок. Занимательность и юмор детского фольклора. Афористичность малых фольклорных жанров; вариативность фольклора. Связь авторского искусства с народным.

Виды учебной деятельности. Рецептивная: слушание аудиозаписи; репродуктивная: повторение, обобщение изученного, ответы на вопросы; исследовательская: сопоставление различных фольклорных жанров, анализ художественных средств; творческая: создание «сказки о сказочнике», описание картин.

Межпредметные связи. Русский язык: лексическая и орфографическая работа. Музыка: исполнение хоровой песни. ИЗО: знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, русским костюмом, творчеством В.М. Васнецова.

Оборудование. Русский костюм – для учителя, ширма, сшитые вместе с детьми печатные куклы Крошечка-Хаврошечка и кот Баюн; иллюстрации к русским народным сказкам, созданные пятиклассниками; аудиозаписи произведений детского фольклора; портрет В.М. Васнецова и репродукции его картин: «Несмеяна-царевна», «Три царевны подземного царства», «Сивка-Бурка», «Кощей Бессмертный».

Кабинет украшен предметами крестьянского обихода, произведениями народных промыслов, выставкой ученических работ, сделанных в традициях народных мастеров.
Закрытые створки доски соединены символическим «замком».

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– Все взрослые когда-то были детьми. И говорят об этом так: «Все мы родом из детства». А культура любого народа произрастает из его фольклора. Поэтому мы и назовем наш урок так: «Фольклор – детство нашей культуры». Сегодня мы погрузимся в мир русского народного творчества. В этом мире нас, как настоящих сказочных героев, ожидают испытания. Все их преодолеем, и узнаем тайну, что скрыта за этим тяжелым замком.
А помогут нам наши гости. Я даже принарядилась, чтобы их встретить. Встречайте, только  не шумите, гостей не спугните.

II. На ширме появляются перчаточные куклы, управляемые и озвучиваемые cтаршеклассниками.

Крошечка-Хаврошечка. Ой, сколько ребят!

Кот Баюн. Да, столько читателей! Наверное, все сказки перечитали.

Крошечка-Хаврошечка. А коли так, отгадайте, из какой я сказки. Видите, какая я маленькая? Зато удаленькая. Мне мачеха трудную работу задает, а я со всем справляюсь. Правда, помогает мне моя коровушка. Я в одно ушко влезу, из другого вылезу – работа сделана. Как меня зовут? (Крошечка-Хаврошечка)

– Ах, ребята, как мне приятно, что я такая известная.

Кот Баюн. А я – кот Баюн, говорящий, значит. В старину «баить» значило «говорить». Я и сказки сказываю, и байки сочиняю… Со мной не соскучитесь. Вот сейчас попытаю вас, сколь язык у вас гибок. Я вот своим даже умываюсь…
Кто сумеет без запинки прочесть скороговорки?

III. Чтение скороговорок, записанных на доске

  • Около колодца кольцо не найдется.
  • Ткет ткач ткани на платок Тане.
  • Все бобры для бобрят добры.

Кот Баюн. А следующее испытание гибкость ума проверит. Не робейте, вам оно понравится. Кто же не любит загадки!

Крошечка-Хаврошечка. Я этот жанр очень люблю!

IV. Загадки

Все «отгадки» – предметы народного обихода – расставлены на учительском столе.

Жил Кирилл –
Людей кормил.
А как разбился –
Под плетнем очутился. (Глиняный горшок)

Сама гола,
А рубашка внутри. (Свеча)

Рыба в море,
Хвост на заборе. (Ковш и ведро)

Все голубки
Вокруг одной прорубки. (Ложки и тарелка)

Никогда не ест,
А только пьет;
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар)

Серебряное донце,
Золотое веретенце. (Прялка)

– На каком художественном приеме построены загадки? (На метафоре)

V. Крошечка-Хаврошечка. А теперь послушаем запись, сделанную в нашей деревне фольклористами. Назовите, произведения каких жанров прозвучали.
(Слушание и определение считалки, загадки)

VI. – А теперь посмотрим, как вы грамотой владеете. Проведем конкурс «Грамотей». Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы в пословицы, записанные на доске.

Красна птица перьем, а человек уменьем.
Тяжко тому жить, кто от работы бежит.
Сплеча да сгоряча (не)добудешь калача.

– Какой темой объединены пословицы? (Они прославляют труд, порицают лень)

Крошечка-Хаврошечка. Верно, ребята. Пора и мне потрудиться. Пойду мою коровушку доить.

Кот Баюн. А мне молочка нальешь?

Крошечка-Хаврошечка. Налью, налью.

Кот Баюн. Тогда и я побежал. А вы не скучайте, «пятерки» получайте.

Учитель. Куклы еще не раз придут в этом году к нам на урок литературы. А сейчас надо нам подняться да размяться.

Физкультминутка – игровой хоровод «Змейка» между рядами парт.

Учитель и ученики поют.

Вил я, вил я капусточку, да,
Завивался витой кочешок.
Пала, пала порошица, да,
На ту землю на талую, да,
На траву ли на муравую,
На любимую капусточку.

Уж я улкой шла,
Переулком шла,
В переулочек зашла,
Клубок ниточек нашла.
Нитка тянется,
Клубок катится,
Нитка доле, доле, доле,
Клубок боле, боле, боле,
Я за ниточку бралась –
Тонка нитка порвалась.

VIII. – Стоило нам отвлечься, стряслась в нашем сказочном царстве беда – потерялись иллюстрации. Кто их правильно назовет и к месту определит?

(Ученики называют, к каким сказкам относятся рисунки, и распределяют сказки по 3-м группам:
– волшебные;
– бытовые;
– о животных).

IX. – На урок к нам пришел настоящий сказитель, как в старину говорили, бахарь. Послушаем его.

Заранее подготовленный пятиклассник рассказывает «Сказку о сказочнике».

– В нашем царстве, в российском государстве полтора века назад жил-был художник Виктор Васнецов, сын Михайлов.
В деревне он рос, где домов всего десять и стояло. Братьев в семье было шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день по улице да по лесу босиком бегать можно. А зимой все больше на печи  сидели да сказки слушали. День короткий, вечера длинные да темные; зажгут лучинку – палочка тонкая деревянная – она горит, потрескивает, огонек маленький колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят…
Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит: не то Кащей, не то Баба-Яга…
Долго ли, коротко ли взрослел добрый молодец и отправился в Петербург, в Академию, учиться на художника.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Непросто давалось учение мудреное. Все терпел добрый молодец: и нужду, и голод, но учился и работал. Читал много про старину русскую, в музеи ходил, смотрел.
А как переехал в Москву златоглавую – красота нашей древней столицы навсегда его сердце полонила.
И ожили русские народные сказки под кистью его чудесной, за что и прозывается он «сказочник русской живописи».

X. Беседа по репродукциям картин В.М. Васнецова

– Как зовут сказочную героиню, изображенную художником?
Сказка о ней говорит так: «Красовалась в царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему. Какое ей было житье, какое приволье! Всего много, все есть, чего душа хочет, а никогда она не улыбалась». Как ее имя? (Несмеяна-царевна)
– А на этой картине царь Кащей  Василису Премудрую угрозами заставляет быть его женой. А кем он приходится ей в сказке, которую мы читали по хрестоматии? (Отцом)
– Почему у сказки «Царевна-лягушка» есть множество вариантов? (Вариативность фольклора – результат коллективного творчества, передачи «из уст в уста».)
– Перед вами картина, которая называется «Три царевны подземного царства». Почему на полотне три героини? (В сказках часто встречается число 3. Оно считалось магическим).
– А в этой сказке говорится: «Царь построил терем в двенадцать венцов. Посадил дочь наверху и сказал: «Кто до моей дочери на коне доскачет, тот и будет ей жених». Конь бежит, земля дрожит… как скакнул, так на все двенадцать венцов!»
– Как называется сказка? Возможно ли такое в реальной жизни? Назовите художественный прием. (Венец – звено из 4-х бревен. В реальности невозможен скачок на высоту 48 бревен. В сказке «Сивка-Бурка» используется гипербола).

XI. Выводы, обобщения, подведение итогов урока

– Со всеми заданиями ребята справились. Распахнитесь, волшебные двери!

(Учитель раскрывает створки доски. На ее центральной части нарисовано символическое Древо.)

– Как называется этот народный орнамент? (Древо жизни)
– Вот оно, вечно живое и цветущее древо русского фольклора. Все есть в нем:
– мудрость;
– красота;
– богатство;
– многообразие.

(Соответствующие слова написаны на «листочках» «древа»).

И произросли на этом древе плоды – все плоды искусства:

– живопись;
– музыка;
– литература.

(Эти слова написаны на «яблочках»)

Пусть вечно живет это древо, хоть ему много-много веков! Пусть процветает неувядающая народная культура!

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра, началом которого является фраза: «Мы любим и ценим фольклор, потому что…»

– Тут уроку конец, кто работал молодец.

Библиография

  1. Ветрова Г. Сказка о сказочнике. Васнецов – М: Белый город.
  2. Загадки русского народа – М: Современный писатель, 1995.
  3. Казиева М.В. Сказка в русской живописи – М: Белый город, 2008.
  4. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей – Ростов Н/Д: Феникс, 2004.
  5. Народные русские сказки. Из сб-ка А.Н. Афанасьева – М: Правда, 1982.
  6. Рабочая программа по литературе. 5-9 классы. Методическое пособие/ Сост. Г.М. Вялкова, под ред. Л.Н. Савиной – М:Планета,2011.
  7. Синицина Е.И. Веселые загадки – М: Лист Нью, Вече, КАРО, 2001.