Урок физики по теме "Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов". 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

Образовательные - ученик сможет описать способ сообщения электрического заряда, назвать род зарядов, объяснить, как взаимодействуют заряженные тела.

Развивающие – ученик сможет проанализировать проблему и аргументировать свой ответ.

Воспитательные – ученик сможет задуматься о роли электризации.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Оборудование:

для учителя: стеклянная и эбонитовая палочки, шерсть, шелк;

для учащихся: полоски из полиэтилена и бумаги.

План урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Подготовка к усвоению нового материала (5 мин)

3. Освоение нового материала (20 мин)

4. Первичная проверка понимания и закрепление знаний (11 мин)

5. Подведение итогов урока (рефлексия) (3 мин)

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к усвоению нового материала
  3. а) Мотивация

    Ребята, сегодня к нам пришли представители разных профессий. У них есть вопросы к нам и просьба ответить на них.

    - Дети, я домохозяйка, недавно купила шубу, очень красивый мех, синтетический. Не успела ее одеть, а она уже серая, грязная какая-то. Не знаю почему?

    - А, я, шофер. Хотел в полиэтиленовую канистру бензин набрать на заправке. А мне не разрешили. Почему?

    -Я работаю в типографии. При печати книг и газет бумага в печатных машинах трется друг о друга и закручивается, рвется и портится; много ее идет вследствие этого в брак. Что происходит с бумагой?

    -А у меня беда. Шло испытание нового заправочного агрегата для самолетов. Он представлял собой облегченную конструкцию с трубами из синтетических материалов. Во время заправки горючим агрегат и самолет взорвались. Что же было причиной этого взрыва?

    б) Формулировка темы урока

    Сегодня мы будем изучать явление, которое поможет объяснить процессы, о которых мы услышали в рассказах и ответить на поставленные вопросы в конце урока.

    Начнем изучать это явление с примеров из нашего повседневного опыта.

    -Кто гладил кошку? А против шерсти? А ночью?

    -Кто сдергивал синтетическое покрывало с постели или снимал футболку из синтетики через голову? А в темной комнате? Что вы слышали? А что вы видели? Искра- маленькая молния-это что такое? Какое это явление?

    Начиная с этого урока, мы начнем изучать электрические явления. Запишите тему урока.(тема записана на закрытой доске)

    в) Постановка цели урока

    Рассказы и приведенные примеры являются фактами того, что электрические явления и в частности электризация тел, широко представлены в природе и в быту. В конце урока мы объясним эти факты, изучив явление электризации тел. Тогда какова цель нашего урока?

    - Изучить явление электризации тел.

  4. Освоение нового материала.
  5. а) Экспериментальная работа в парах.

    Вначале проводим фронтальный опыт, используя полоски из бумаги и полиэтиленовой пленки. Взяв их за концы, учащиеся сближают полоски. Затем, потерев их дуг о друга, размещают их на прежнее расстояние и наблюдают притяжение. Результат зарисовывают.

    Подводим итоги опытов:

    -В результате чего изменились свойства полосок? (Соприкосновения)

    Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (Способностью притягиваться)

    Греческий философ Фалес Милетский (из города Милета), живший в 640-550 гг до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать к себе мелкие предметы. Это свойство в течение ряда столетий приписывалось только янтарю, от названия которого и произошло слово “ электричество” (греч. Elektron - янтарь) Рождение учения о электрических явлениях связано с именем английского ученого Уильяма Гильберта(1544-1603), который показал, что при соприкосновении, способностью притягивать, обладает не только янтарь, но и многие другие вещества. Эти явления в начале 17 века были названы электрическими. Стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщили электрический заряд.

    Итак, ребята, после услышанного, как бы вы ответили на вопрос?

    Какими свойствами стали обладать полоски в результате их соприкосновения? (полоски наэлектризованы или заряжены.)

    Потом сближают одинаковые полоски из полиэтилена и наблюдают отталкивание, и из бумаги и наблюдают отталкивание. Результат зарисовывают в тетрадь.

    -Какая из полосок получила заряд? (обе)

    -Как взаимодействуют наэлектризованные тела?(притягиваются или отталкиваются)

    Чем же может быть вызвано такое различие во взаимодействии наэлектризованных тел?

    -Почему они отталкиваются? Какой заряд у бумажных полосок (у двух полиэтиленовых) одинаковый или разный?(одинаковый)

    -Какой заряд у бумажной и полиэтиленовой полоски?(разный)

    И действительно, тщательное изучение этих явлений подтверждает наличие разного рода зарядов

    Электрический заряд, полученный на стеклянной палочке, потертой о шелк, условились называть положительный, а заряд эбонитовой палочки, потертой о мех,- отрицательным. Одни тела электризуются так, как стеклянная палочка, т. е. положительно. Другие, как эбонитовая палочка, - отрицательно. Положительные заряды обозначают знаком “+”, отрицательные- знаком - “-”. (Потому что так назвал американец В.Франклин(1706-1790).

    Проделанные нами опыты что показывают? (Что тела, имеющие электрические заряды одинакового знака, взаимно отталкиваются, а тела, имеющие заряды противоположного знака, взаимно притягиваются.

  6. Первичная проверка понимания и закрепление знаний
  7. Изучив явление электризации давайте ответим на вопросы, которые прозвучали в начале урока.

    -почему синтетическая шуба быстро загрязняется?

    -почему нельзя набирать легко воспламеняющиеся вещества в полиэтиленовые канистры?

    -что происходит с бумагой в печатных машинах?

    -почему произошел взрыв?

    -1169,1171,1172,1178,1180,1181-Лукашик

  8. Подведение итогов урока (рефлексия)

Какую проблему мы поставили в начале урока? Удалось ли нам ее решить?

К какому выводу мы пришли?

Какой новый опыт приобрели и чему научились?

Достигли ли цели урока?

Д\з п.25,26. 1179,1182-Л.