Классный час "Автомобильный вантовый мост через Обь"

Разделы: Внеклассная работа


Цель классного часа: Расширить кругозор учащихся о достопримечательностях Сургутского района; вызвать интерес к профессии мостостроителя.

Задачи классного часа:

  • Раскрыть значение мостов в жизни человека.
  • Рассмотреть виды мостов.
  • Показать архитектурную красоту мостов.
  • Рассказать о знаменитых мостах мира.
  • Показать красоту и мощь вантового автомобильного моста через Обь.
  • Рассказать о музее Сургутского моста.

Оборудование:

  • Презентация Microsoft Power Point.
  • Детские рисунки, макет горбатого моста.

Структура классного часа:

  1. Введение в тему классного часа.
  2. Беседа о мостах.
  3. Виды мостов.
  4. Архитектура, красота мостов.
  5. Знаменитые мосты мира.
  6. Вантовый автомобильный мост через Обь.
  7. Красота вантового автомобильного моста через Обь.
  8. Музей моста.

Ход классного часа

I. Введение в тему.

– Здравствуйте, ребята! Чтобы узнать, о чём пойдёт сегодня речь, отгадайте загадку.

Слайд 2.

Из металла на века
Собран чудо-великан.
Добрым делом он увлёкся –
Поперёк реки улёгся.
По нему, забыв о чуде,
Переходят реку люди.

– Правильно, ребята, это мост.

II. Беседа о мостах.

– Ребята, давайте порассуждаем, а для каких целей люди строят мосты.

– Верно. Машинам и поездам необходимо быстро переехать с одного берега реки на другой; людям тоже можно перейти речку напрямик, а не в обход. Это очень удобно.

– А как вы думаете, когда люди построили первый мост?

– Правильно. Примитивные мосты, представлявшие собой перекинутое через ручей бревно, возникли в глубокой древности.

Слайд 3.

Позже в качестве материала начали использовать камень. Первоначально из камня делали только опоры моста, но потом и вся его конструкция стала каменной. В Средние века рост городов и бурное развитие торговли вызвало необходимость в большом количестве прочных мостов.

Слайд 4.

– У славян вместо камня используется дерево. В то время наиболее распространёнными на Руси были арочные деревянные мосты. В XVI и XVII веках появилась необходимость в ещё более крупных мостах, которые могли бы пропускать большие корабли. В XVIII веке высота пролёта мостов достигает более чем 100 м. С конца XVIII века для строительства применяется металл. Первый металлический мост был построен в Колбрукдейле, Великобритания на реке Северн в 1779 году. Высота его пролёта составляла около 30 м, перекрытия представляли собой чугунные арки.

Слайд 5.

– В XIX веке появление железных дорог потребовало создания мостов, способных выдерживать значительные нагрузки, что стимулировало развитие мостостроения. Постепенно в качестве основных материалов в мостостроении утверждаются сталь и железо. Густав Эйфель в 1877 году построил арочный мост из литого железа через реку Дору в Португалии. Высота пролёта этого моста составила 160 м.

– Длиннейшим в Европе конца XIX века был мост через Волгу в Сызрани, построенный по проекту Н. А. Белелюбского и составлявший 1443 м в длину. В 1900г. медали на международной выставке в Париже удостоился мост через Енисей в Красноярске (проект Л. Д. Проскурякова).

– В XX веке мосты стали строить также из железобетона. Этот материал выгодно отличается от стали тем, что не требует регулярной покраски.

III. Беседа о видах мостов.

– Ребята, а какие виды мостов вы знаете?

– Давайте рассмотрим некоторые из них.

Слайд 6.

– На этом слайде вы можете увидеть железнодорожный мост через реку Шуя в Карелии.

Слайд 7.

– А это деревянный арочный мост в Киото, Япония.

Слайд 8.

– На этом слайде автомобильный Дворцовый мост в Санкт-Петербурге в разведённом состоянии.

Слайд 9.

– Бывают мосты и пешеходные. Как, например, вот этот древнеримский мост Понте де Тиберио в Римини.

Слайд 10.

– А это понтонный, или наплывный — временный мост на плавучих опорах через реку Лямин в Сургутском районе.

Слайд 11.

– Стоит отметить отдельно горбатые мосты, которые отличаются своей формой: они существенно выгнуты вверх. На этом слайде мы можем увидеть, как вы себе представляете горбатый мост.

– Но какими бы ни были мосты, у них одна задача: служить людям.

IV. Архитектура мостов.

Слайд 12.

– Многие мосты являются выдающимися памятниками зодчества и инженерного искусства. В некоторых городах, таких как Санкт-Петербург или Прага, мосты являются неотъемлемой частью городской архитектуры. В классическом стиле выполнены многие древнеримские мосты: почти лишённые декора, они, тем не менее, за счёт своей массивности и выразительной архитектоники создают ощущение прочности и надёжности.

Слайд 13.

– Совершенствование техники мостостроения в Эпоху Возрождения позволило значительно увеличить соотношение толщины свода к высоте пролёта. Благодаря этому, мосты стали более высокими и лёгкими по конструкции. Совершенствуется конструкция каменных мостов: появляются круглые своды.

Слайд 14.

– В целом же, прослеживается тенденция к подражанию античной архитектуры. Чуть позже появилось барокко, тяготевшее к динамичным композициям и пышному декору. Широко известен барочный Мост Вздохов в Венеции.

V. Знаменитые мосты мира.

– А теперь поговорим о некоторых самых знаменитых мостах мира.

Слайд 15.

– Мост «Золотые Ворота» находится в Сан-Франциско, США; перекинут через одноименный пролив. Открыт в 1937 году. Относится к типу висячих мостов, сооружён из стали. Высота основного пролёта — 230м, длина основного пролёта — 1280м, общая длина — 1970 м. Около тридцати лет «Золотые ворота» занимал первое место в списке крупнейших мостов мира. За более чем семьдесят лет, прошедшие с момента его открытия, мост стал одним из самых узнаваемых символов Сан-Франциско. Печально известен как «мост самоубийц» — в среднем каждые две недели кто-то накладывает на себя руки, спрыгнув в воду с этого моста.

Слайд 16.

– Тауэр Бридж — разводной мост через Темзу в Лондоне, Великобритания, открыт в 1894 году. Знаменит благодаря двум башням высотой по 65 м каждая, установленным на устоях.

Слайд 17.

– Карлов Мост — арочный готический мост, украшенный барочной скульптурой, через реку Влтава в Праге, Чехия. Сохранился со Средних веков, известен благодаря башням на входе на мост и украшающими мост тридцатью скульптурами.

VI. Автомобильный вантовый мост через Обь.

Слайд 18.

– Одним из знаменитых мостов мира является и сургутский мост — мост через реку Обь в городе Сургуте. Знаменит тем, что является мировым рекордсменом по длине пролета среди однопилонных вантовых мостов.

– Ребята, я знаю, что вы приготовили свои сообщения о Сургутском мосте и принесли фотографии. Расскажите, что вы знаете о нём.

– Многие годы жители Сургутского района могли только мечтать о том, чтобы рядом с железнодорожным мостом появился и мост автомобильный. Мечтали…и вынуждены были перебираться на другой берег на баржах и понтонах. Но накануне третьего тысячелетия давняя мечта обернулась реальностью – рядом со своим железнодорожным братом вытянулся двухкилометровый красавец-мост. Уникальный и такой необходимый, он стал подарком к новому веку для всех жителей района.

– А знаете ли вы, ребята, что такое вантовый мост?

Слайд 19.

– Вантовые — разновидность висячих мостов: роль основной несущей конструкции выполняет вантовая ферма, выполненная из прямолинейных стальных канатов. Ванты прикреплены к пилонам — высоким стойкам, монтируемым непосредственно на опорах. Пилоны в основном располагаются вертикально, но не исключено и наклонное их расположение.

Наиболее часто вантовая система применяется при перекрытии глубоких рек и в городских условиях.

Подвесной автомобильный мост через Обь в Сургуте – уникальное по красоте и оригинальности конструкции сооружение, занесенное в книгу Рекордов Гиннесса. Главная особенность моста в том, что центральный пролет над судоходной частью реки – подвесной. Пролет протянулся на 408 метров и вся эта тяжелейшая конструкция держится на одном пилоне высотой почти 150 метров.

Слайд 20.

Оригинальные конструкции, ведение строительства в северной климатической зоне, красивый внешний вид – все это делает мост уникальным сооружением не только в отечественном, но и мировом мостостроении.

Подобных сооружений еще не было в мировой практике. Не случайно мост в Сургуте вошел в Книгу рекордов Гиннеса, а его главному строителю, директору мостостроительного треста Э11 В.Ф. Солохину, было присвоено звание академика.

Солохин Валентин Фёдорович (29.08.1933) родился в Кень-Аральском зерносовхозе Боровского района Кустанайской области Казахской ССР в семье рабочих. В 1955 г. после окончания Новосибирского института военных инженеров транспорта, работал мастером на строительстве мостов в Кузбассе, Ачинске. В 1964 г. назначен начальником мостопоезда № 470 (г. Новокузнецк), в 1967 г. в г. Тобольске, возглавил мостопоезд № 15, который возводил крупный железнодорожный мост через р. Иртыш. С 1976 по 1993 гг. — управляющий трестом «Мостострой-11» (г. Сургут). Валентин Фёдорович выступает главным «дирижером» строительства юганского и сургутского железнодорожных мостов через р. Обь. В 1993 г. — он генеральный директор ОАО «Мостострой-11». В трудные времена перестройки начала 1990-х гг. «Мостострою-11» удалось выстоять благодаря грамотному руководству ОАО и, прежде всего, В.Ф. Солохину, который перестроил организацию, обеспечил её работой и сохранил костяк квалифицированных рабочих.

Гордостью отечественного мостостроения стали, построенные коллективом, возглавляемым В.Ф. Солохиным, железнодорожные мосты через реки: Томь (около г. Новокузнецка), Иртыш (у г. Тобольска), Юганская Обь и Обь (возле г. Сургута), автодорожные мосты через реки: Тобол (в районе с. Иевлево), Иртыш (около гг. Тобольска и Ханты-Мансийска), Юганская Обь (возле г. Нефтеюганска), — и особенно реализация крупнейшего транспортного проекта современной России — строительство двухкилометрового автомобильного вантового моста через р. Обь (2000 г.).

В июле 2005 г. Солохин В.Ф. ушел на заслуженный отдых.

В.Ф. Солохин лауреат Государственной премии СССР (1983 г.) и премии Совета министров СССР (1973 г.), действительный член Российской академии транспорта, почётный транспортный строитель (1983 г.), почётный железнодорожник (1986 г.), заслуженный строитель РФ (1994 г.), почётный строитель России (1996 г.). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1997 г.); орденом Почёта (2001 г.), премией имени Минина и Пожарского, орденом Святого благоверного князя Даниила Московского III степени; имеет звания «Почётный гражданин Ханты-Мансийского автономного округа-Югры» (2000 г.), «Почётный гражданин города Сургута» (2004 г.), член общественной палаты Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

В 2000 г. в честь 25-летия «Мостоотряда-11» и в честь его начальника одна из малых вновь открытых планет Солнечной системы получила наименование «Солохин». В 2003 г. В.Ф. Солохин удостоен высшей награды Югры — знака «За заслуги перед округом».

За значительный вклад в развитие района решением районной Думы от 21 января 2004 г. Валентину Фёдоровичу присвоено звание «Почётный гражданин Сургутского района».

VII. Красота вантового автомобильного моста через Обь.

Слайд 21.

– В мировой практике существует несколько подвесных мостов с одним пилоном. До сих пор самым длинным из них считался мост через реку Рейн в Германии, у которого длина основного пролета составляет 360 метров (длина пролета сургутского моста – 408 метров).

– Длина всего моста в Сургуте – более двух километров. Чтобы поддерживать конструкцию, потребовалось поднять над рекой пятнадцать опор.

– План строительства моста появился еще в 80-х годах.

За осуществление грандиозного замысла взялся Сургутский трест «Мостострой-11», которым много лет руководит В.Ф. Солохин. Строительство моста началось в 1995 году, а движение по нему открылось в 2000 году.

Слайд 22.

Однопилонное вантовое пролетное строение является уникальным в отечественной и мировой практике мостостроения. При ширине моста 15,2 метра длина вантового пролета составляет 408 метров. При строительстве моста применены отечественные технологии, материалы и оборудование, а из импортных материалов только ванты и антикоррозионное покрытие.

«На строительстве моста особенно самоотверженно трудились сварщики, – рассказывает главный инженер треста Сергей Дядькин. – Ведь им приходилось работать и на жестоком ветру, и при сорокаградусных морозах, и в кессонных условиях. А качество швов всегда было безупречным». Всего на мосту трудились в три смены 28 сварщиков, и все – мастера высшего класса. Впервые в северных условиях на сооружении конструкций моста применили автоматическую сварку.

Слайд 23.

Тросы толщиной более 7 см издали кажутся тонкими нитями, но надежно работают и в морозы до 60 градусов, и в жару свыше 40. Они рассчитаны на разрывное усилие в 520 тонн каждый, а их общая длина составляет 26 км. Тросы изготовлены английской фирмой «Брайден», которая поставила и натяжной механизм тросов.

Слад 24.

Невозможно проехать мимо, чтобы не посмотреть на вершину пилона, откуда вниз разбегаются 130 канатов, образуя подвижный узор. Их общая длина – 26 километров. Несмотря на то, что диаметр каждой из них всего 72 миллиметра, общая несущая способность – 260 тон. А чтобы разорвать их, нужно усилие в 590 тон.

Слайд 25.

Сейчас пассажиры поездов, переезжающих через Обь вблизи Сургута, приникают к окнам, чтобы полюбоваться величественным сооружением – новым автомобильным мостом. Особенно впечатляюще смотрится мост в вечернее время, освещенный гирляндами огней и светом прожекторов.

VIII. Музей моста.

Слайд 26.

В целях сохранения истории строительства автомобильных мостов на территории Ханты-мансийского автономного округа-Югры приказом ГП Северавтодор было решено создать музей Моста (Приказ№309 от 04.12.08).

Он находится в здании диспетчерской, расположенной на берегу реки. Здесь храниться ключ, которым экс-губернатор Югры Александр Филипенко открывал это сооружение.

В музее Моста представлена экспозиция «Югорский автодорожный мост через р.Обь. От идеи до реализации уникального проекта 20 века».

Экспозиция рассказывает об успешной реализации крупнейшего транспортного проекта современной России-строительстве автодорожного моста через реку Обь в районе города Сургута.

Материалы экспозиции рассказывают об общем созидательном труде Дорожного департамента ХМАО и Сургутской дорожной дирекции, Проектного института «Гипротрансмост» и ОАО Мостострой №11, ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» и о тех, кому вверено сохранение этого уникального объекта для поддержания его великолепия – о ГП «Северавтодор» и его Специализированном мостовом Филиале №8».

В экспозиции представлены исторически ценные архивные документы:

  • распоряжение губернатора округа о строительстве вантового моста;
  • фотографии известных людей, инженеров, рабочих, причастных строительству моста;
  • карта археологических раскопок в районе археологического памятника «Барсова гора», где пролегла стройплощадка подходов моста;
  • копии артефактов, найденных во время раскопок;
  • чертежи;
  • а так же коллекция фотографий известного фотохудожника России Л.А.Березницкого, повествующих этапы строительства моста.

В музее Моста можно узнать и о дне сегодняшнем, о том, что видим по телевизору или читаем в газетах. Это становится историей на наших глазах. Историю, которую продолжает рассказывать Специализированный мостовой Филиал №8 ГП «Северавтодор», отражая в своих рабочих документах и материалах.

Каждодневный труд по качественному содержанию моста, возложенный на СМФ №8, дает возможность бесперебойному движению транспорта с левого берега на правый, объединяя Малую Землю с Большой .

За прошедшие 10 лет Югорский Мост стал не только главной достопримечательностью района, но и легендой округа. Ни один свадебный альбом не обходится без этого безмолвного величия. Сотни тысяч почтовых марок разлетаются по всем уголкам страны, красуясь на почтовых конвертах и открытках. Сувенирная продукция пестрит яркими, рыжими цветами, оставляя в памяти образ сильного, бесстрашного стражника двух берегов.

Местом размещения музея моста стал действующий Дорожно-ремотный пункт «Мост-Обь», построенный СМФ №8. Он располагается в непосредственной близости от вантового моста через р.Обь

  • Учредитель Музея Моста – ГП «Северавтодор», генеральный директор Р.Ф.Мусин.
  • Консультант по созданию музея Моста – В.Д. Гребешок.
  • Ответственный за создание музея Моста - директор СМФ№8 А.П. Егоров.
  • Ответственный за комплектование фондов и создание экспозиций -директор музея А.А. Шагиева

Слайд 27.

Уникальный сургутский мост весьма популярен у молодоженов. Он входит в обязательную программу свадебных прогулок. Кстати, замочки на перилах размещать запрещено.

– Вот таким уникальным, ребята, является сургутский мост. Недаром он назван одним из семи чудес Сургутского района.

Слайд 28.

Мосты не просто инженерное искусство…

Мосты не просто инженерное искусство,
Это мысли удивительной полет.
Стоит красавец мост – обняв Обское русло,
И сердце радостью поёт

И все мы вместе это чудо сотворили,
Одной командою поднявшись в полный рост,
Пролет взлетевший над рекой,
На четверть мили,
И как воздушен наш Сургутский чудо-мост.

У всех кто принял в нем посильное участие,
Душа сегодня нежным трепетом полна.
Построен мост и это истинное счастье,
И присмирела крутобокая волна.

А песня льётся всё сильнее громче, шире,
И прославляет мостостроевских ребят.
Так же памятью о нас в родной Сибири,
Мосты над Обью величавые летят.

Мосты не просто инженерное искусство,
Это мысли удивительной полет.
Стоит красавец мост- обняв Обское русло,
И сердце радостью поёт.
Б. Шмаков

– Надеюсь, что сегодня вы открыли для себя много нового и интересного. И, возможно, кто-то из вас в будущем захочет строить такие замечательные мосты, как наш красавец-мост через Обь.

Слайд 29, 30.

– Трудна работа мостостроевцев, но и почётна.

Мы построим мосты через реки…

Мы построим мосты через реки
Через горы, долины, болота
Чтобы путь сократить человеку.
Мы о нем проявляем заботу.

Мостоотрядовцы рабочая семья.
Закалена металлом и бетоном,
Опасная профессия моя
Вести монтаж и слушать ветра споры.

Два моста через Обь Нашу реку
Это памятник нам на века
И признанье людей человеку,
Чья профессия так не легка.

А пролеты лежат на опорах
Держат ленты бетонных дорог.
На надежных плечах держим горы
Смелых планов, проектов мостов.
Б. Шмаков

– Спасибо всем, кто принял активное участие в создании классного часа.

Используемая литература:

  1. Г. Корченкин, А. Ярошко. «Территория надежды».
  2. Материалы интернет-сайтов.