Классный час "Каждый ребенок имеет право…"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правах ребенка, ваших правах.

Каждый человек, в какой бы стране он ни жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в мире и безопасности. Чтобы эти желания могли осуществиться, в мире уже более 60 лет активно работает Организация Объединённых Наций — ООН. Сегодня это самая известная и влиятельная международная организация.

20 ноября 1989 года ООН был принят очень важный документ — Конвенция о правах ребёнка. В 54-х статьях этого документа были записаны и даны гарантии по защите прав и свобод самых маленьких жителей планеты — детей.

2 сентября 1990 года, она вступила в силу. На сегодняшний день почти все страны мира, в их числе и Россия, подписали этот международный документ. Это означает, что на своих территориях все государства обязаны:

а) обеспечить детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия;

б)  защищать права и свободы детей, выполнять все пункты Конвенции ООН.

Вопрос: До какого возраста человек считается ребенком?

Согласно Конвенции, ребёнком считается человек от рождения до своего совершеннолетия — до 18 лет. С момента рождения каждый ребёнок, независимо от цвета кожи, пола, национальности, состояния здоровья и имущественного положения, имеет несколько основных и неотъемлемых прав. Эти права ребёнку никто не “даёт”, они являются для него “естественными правами”.

Ребенок 1

Первым из них является право ребёнка на жизнь. Как вы думаете, что означает это право?

Оно означает, что любой ребёнок, независимо от состояния здоровья, имеет право родиться на свет и получить от своего государства всё необходимое для полноценной и достойной жизни.

Ребенок 2

Вторым важнейшим правом является право ребёнка на индивидуальность. Это означает, что каждый ребёнок с рождения получает имя и гражданство, возможность знать своих родителей, жить и воспитываться в семье, реализовать все свои таланты и способности.

Ребенок 3

Свобода мысли и слова даёт каждому ребёнку право свободно выражать свои взгляды и мнение, открыто, без страха говорить и писать о том, что он думает. Родители, учителя, взрослые должны научить ребёнка правильно пользоваться этим правом. Это нужно для того, чтобы он стал активным участником жизни своей семьи, школы, настоящим гражданином своей страны.

Ребенок 4

Свобода совести и вероисповедания означает для каждого ребёнка возможность действовать в соответствии со своей совестью и убеждениями, самостоятельно решать: верить или не верить в Бога, соблюдать или не соблюдать религиозные правила и обряды.

Ребенок 1

Право на неприкосновенность частной жизни защищает ребёнка от вмешательства других людей в его личные тайны и семейные отношения. Это право не допускает, чтобы кто-то без согласия ребёнка читал его письма, приходил к нему в дом, пользовался его вещами.

Ребенок 2

Свобода получения информации даёт каждому ребёнку право узнавать о том, что его интересует. Он может делать это любым доступным ему способом: читая книги и журналы, смотря телевизионные передачи и кинофильмы, пользуясь компьютерными программами и Интернетом.

Родители и государство имеют право запретить детям определённого возраста получать некоторую информацию. Это делается потому, что некоторые книги, журналы, кинофильмы, телепередачи, компьютерные игры могут быть вредны для развития ребёнка.

Ребенок 3

Право на общедоступное начальное образование означает, что все страны, подписавшие Конвенцию, гарантируют всем детям до 12 лет, независимо от материального состояния их семей, возможность бесплатно учиться в школе. Делая начальное образование не только общедоступным, но и обязательным, государство заботиться о том, чтобы все его граждане были грамотными, умели бы читать, писать, считать.

Ребенок 4

Обучение в начальной школе — очень ответственный этап. Поэтому государство заботится о том, чтобы методы обучения были гуманными, а учеба доставляла детям радость и воспитывала бы в них сознание своего человеческого достоинства.

Ребенок 1

Право на получение среднего и высшего образования даёт каждому ребёнку, окончившему начальную школу, возможность получить полноценное образование, а затем и профессию. Независимо от того, где ребёнок будет продолжать учебу — в школе, колледже, институте, университете, — государство обязано обеспечить, чтобы образование:

а) было направлено на всестороннее развитие его талантов, физических и умственных способностей;

б) воспитывало бы в каждом бережное отношение к природе, уважение к правам и культуре других людей.

Ребенок 3

Право на труд предоставляет возможность каждому ребёнку трудиться и зарабатывать деньги, но только при условии:

а) если он сам этого хочет и его никто не заставляет работать;

б) если работа не мешает ему учиться в школе и не вредит его здоровью.

Государство обязано жестко контролировать выполнение этих условий, а также следить затем, в каком возрасте детей принимают на работу и сколько времени они работают. Например, в России ребёнок может быть принят на работу только с согласия родителей не раньше 14-летнего возраста и может работать не более 4-6 часов в день.

Ребенок 4

Право на отдых и досуг даёт возможность каждому ребенку восстановить силы, укрепить здоровье, а также получить новые яркие и запоминающиеся впечатления.
Но важно другое, это право даёт возможность каждому ребёнку заниматься искусством и разного рода творчеством. Занятия музыкой, живописью, поэзией, хореографией и другими видами творческой деятельности помогают ребёнку раскрыть заложенные в нём таланты, выбрать будущую профессию.

Большое количество статей Конвенции посвящено отношениям и правам ребёнка в семье. Знать свои права и обязанности в семье должны и дети, и взрослые.

Учитель:
С момента рождения и до совершеннолетия ребёнка оба родителя — мать и отец — несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие своего сына или дочери. Ребёнка никто не может разлучить с родителями, если он сам этого не хочет. “Отнять” ребёнка у родителей может лишь государство, но только в случае, если в семье с ребёнком

обращаются жестоко или не заботятся о нём. Если родители обращаются со своими детьми грубо, применяют к ним физическое или психологическое насилие, то такие родители могут быть привлечены к суду и лишены родительских прав.

Нередко бывает, что родители ребёнка разводятся, начинают жить отдельно и у каждого из них появляется новая семья. Даже в этом случае, если ребёнок захочет, он может общаться со своими “бывшими” родителями — папой или мамой. Чтобы поддерживать близкие отношения, ребёнок и родители имеют право писать друг другу письма, звонить по телефону, встречаться, даже если они живут в разных городах или в разных странах.

Ребенок 1

Право на защиту по закону означает, что каждый ребёнок (даже совершивший преступление) имеет право получить защиту адвоката и суда, заслуживает понимания и внимательного отношения к его делу, достойного и гуманного обращения с ним.

Обеспечивая это право, государство должно следить за тем, чтобы взрослые не пытались вовлекать детей в противозаконные действия и мероприятия.

Все взрослые (в том числе и родители ребёнка) должны знать, что за попытку привлечь детей к участию в преступлениях, употреблению и распространению алкоголя и наркотиков они могут быть привлечены к суду и наказаны по закону.

Заключительное слово учителя:

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить вы — юные граждане Российской Федерации.

При подведении итогов каждому ребенку выдается буклет “Каждый ребенок имеет право…” <Приложение 1>. См презентацию.