Урок литературы "Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Частушка. Песня". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цели:

Образовательные:

  • продолжить работу с понятием фольклор и его малые жанры;
  • изучить тематику, проблематику песен и частушек;
  • показать связь строения песни и частушки;
  • доказать, что песни и частушки - есть целостная система устного народного творчества.

Развивающие:

  • продолжить формирование монологической речи, умения на научной основе излагать накопленные знания, реализовать мыслительную деятельность, способность сравнивать, обобщать, анализировать;
  • развивать умения самостоятельной работы, работы в малых группах;
  • развивать познавательную активность средствами предмета

Воспитательные:

  • воспитание умения ориентироваться в дополнительной литературе;
  • воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок;
  • воспитание бережного отношения к устному народному творчеству.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор и интерактивная доска.

Оформление доски: схемы, презентации.

Ход урока

  1. Организационный момент.

До начала урока каждый учащийся ( по желанию) заполняет карту настроения, рисуя кружочки красного (восторженное, радостное) или синего (светлое, приятное) или чёрного(тревожное, напряжённое) цвета, отмечая настроение до начала занятия и по окончанию.

Карта настроения учащихся (рефлексия)

Литература 8 класс

Список учащихся

начало урока

конец урока

начало урока

конец урока

1

         

II. Новая тема.

1. Определение темы.

Предлагаю учащимся самостоятельно определить тему, используя следующую задачу:

Это устное народное творчество или дописьменная литература, в которой отражается жизнь русского народа. Малые жанры, отличающиеся музыкальностью и напевностью.

После того, как учащиеся отгадали тему урока, учитель открывает доску, на которой написана тема урока: “Отражение жизни народа в произведениях устного народного творчества. Песни. Частушки” и цели (для учащихся):

1. изучить строение, тематику и проблематику песен и частушек;

2. научиться исполнять русские песни и частушки.

3. определить основные отличительные признаки малых музыкальных жанров фольклора, их значение в современной жизни (проблема).

2. Мотивация.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено разделиться на три группы:

Первая – фольклористы – песенники;

Вторая – фольклористы – частушечники;

Третья – историки – исследователи, которые должны дать оценку выступающим и сделать вывод.

Каждая группа получила опережающее задание: исследовать малые музыкальные жанры фольклора и составить презентацию по теме. Отразить в проектах знание местными жителями частушек и песен. ( метод - опрос) После этого учащимся предлагается ответить на вопрос: “Для чего необходимо изучать песни и частушки?”

3. Новый материал.

Слово учителя. Сегодня на нашем литературном ринге выступят юные исследователи, которые докажут значимость своего жанра фольклора.

Задание слушателям: заполнить схемы, данные на доске, работая в тетрадях.

Первая схема, какие общие темы и проблемы отражались в песнях и частушках.

Вторая схема, какие отличительные признаки музыкальных жанров фольклора.

Первыми на ринге выступают фольклористы – песенники (презентация – проект №1)

Исполняется русская народная песня.

Схема №1- примеры заполняются на доске

Схема 2 – заполняется учащимися в тетради самостоятельно.

Физкультминутка.

Учащиеся исполняют любые изученные на уроках музыки русские народные песни или отрывки из песен. Игра: “Кто больше?”

Вторые на ринг выходят фольклористы – частушечники, которые представляют свой исследовательский проект. (Презентация - проект №2)

Конкурс частушек.

Историки – исследователи делают вывод: необходимо ли изучать частушки и песни и почему.

4.Закрепление.

Учащимся предлагаются тесты различного уровня сложности:

1 уровень сложности – закрытый тест. Ответы выполняются в виде графического диктанта. Учащимся предлагаются вопросы - утверждения, если они согласны с утверждением ставят значок:

не согласны значок: _____ .

В итоге на бумаге появляется ломаная линия, проверить правильность выполнения диктанта можно с помощью “ключа” очень быстро.

1.фольклор передавался из уст в уста.

2. литература - неиндивидуальное творчество.

3. “старины” - песни былины.

4. для частушки характерен минорный тон.

5. частушки первоначально сочинялись юношами.

6. песни появились позднее частушек.

7. частушка – мимолётное переживание в данную минуту.

8. исторических песен не бывает.

2. уровень сложности – открытый тест (закончить предложение). Предлагается более сильным учащимся.

1. По жанрам песни делятся: ____________________________________________

2. Первые исторические частушки были посвящены, каким войнам ________________________________________________

3. Пение в два голоса называется________________________________________________

4. В основе языка частушек ___________________________________________

5.Наряду с 4-хстрочными возникли частушки в ________________________

6. Главными героями современных народных частушек и песен_______________________

7. Сильное преувеличение в жанрах фольклора называется________________________________

Определенный познавательный и практический интерес представляет такая задача:

Восстановить деформированный текст песен и частушек. Например,

1.Сронила……со правой…,
Забилось……о милом …

2.Я качалась….,
Потеряла……,
Не ругай меня……,
Я ….. Серёжку.

3.По Дону…,
По Дону…,
Казак молодой…,
а дева –то плачет ,
над быстрой….

IV. Итог урока.

Возвращаю учащихся к целям урока, которые записаны на доске. Один из учеников подводит итог в виде монологического рассказа, изученного на уроке.

V. Оценка деятельности учащихся

Выставляются оценки за исследовательские проекты, выступления и тесты, монологические ответы.

VI. Домашнее задание

1 уровень – с.16-18, подготовить выразительное чтение исторической песни “Правеж”.

2 уровень – с. 16- 18, нарисовать иллюстрацию к песне “Правеж”.

3 уровень – с.16-18, составить кроссворд по историческим песням

Есть житейская мудрость:

“Жизнь учит лишь тех, кто её изучает”.

Тип урока: комбинированный урок

Методическое обеспечение:

  • программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по литературе. М., 2007.
  • учебник – хрестоматия “Литература 8 класс”. М., “Дрофа” 2009 год
  • занимательная педагогика народов России, М., “Школа- Пресс” 2000 год.
  • Интернет- ресурсы.

Программное обеспечение:

  • MS Word (текстовый редактор).
  • MS PowerPoint (презентация)

Методы:

  • проблемный;
  • поисковый;
  • исследовательский;
  • демонстрационный;
  • самостоятельная работа со схемами и тестовыми заданиями;
  • индуктивный метод;
  • дедуктивный метод;
  • словесный;
  • наглядный;
  • практический.

Приемы деятельности:

  • постановка проблемы;
  • актуализация знаний;
  • заполнение схемы;
  • исследования - проекты учащихся;
  • подготовка вывода;
  • работа за ПК.