Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Разделы: Школьная психологическая служба


План

1.Психологическая готовность к школе. Кризис 7 лет.

2.Особенности дошкольного и школьного образования.

3.Внимание в младшем школьном возрасте.

4.Особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст является одним из самых значимых периодов детского развития. Вопрос о психологической специфике развития в младшем школьном возрасте представляется очень актуальным для педагогов и злободневным. В данном выступлении используются работы доктора психологических наук, директора Института психологии им. Л.С.Выготского Кравцовой Елены Евгеньевны.

Почему все больше педагогов и психологов говорят о том, что приходящие в школу дети не способны осваивать программы? Проблема психологической готовности к школьному обучению становится все актуальнее. Психологи связывают решение этой проблемы с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет завершает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьника. Определим, чем отличается младший школьник от дошкольника, каково психологическое содержание кризиса семи лет. В младшем школьном возрасте у детей появляется стремление к тому, чтобы занять новое положение в жизни, более взрослое. Ребенок начинает осознавать свои эмоции, он учится ими управлять, обобщать их. В этот период формируется произвольность. Младший школьник приобретает способность избегать нежелательных для него ситуаций. Рассказывая о психологическом содержании кризиса семи лет, Д.Б.Эльконин ссылался на следующий пример. Отец научил шестилетнего сына играть в шашки. Папа всегда выигрывал, а ребенок проигрывал. При этом мальчик обижался и плакал, говорил, что никогда не будет играть. Но на следующий вечер, встречая папу с работы, мальчик стоял в прихожей с шашками. История повторялась. Через некоторое время отец вдруг осознал, что ребенок перестал приставать к нему с игрой в шашки. Считая, что мальчик сильно травмирован, он предложил ему сыграть в шашки, пообещав, что на этот раз выиграет ребенок. Ответ мальчика ошеломил отца: “Нет, я лучше пойду поиграю с соседским Вовкой. Он играет хуже меня”. Данный пример показывает, что происходит с ребенком, когда он психологически становится младшим школьником.

Таким образом, можно сказать: прошёл ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет - он психологически является дошкольником.

Проблема преемственности в образовании остаётся по–прежнему одной из самых дискутируемых. Известный социолог И. В. Бестужев- Лада как-то сказал, что суть преемственности дошкольного и школьного образования заключается в том, что дети не замечают, что они пересели из-за столиков в детском саду за парты в школе. Но это совсем не так. Во-первых, дети очень хотят замечать изменение своего социального статуса. Во-вторых, во многих детских садах занятия превращают в настоящие уроки, и дети с каждым годом все меньше и меньше хотят идти в школу. В чём состоят особенности школьного образования и чем оно отличается от образования дошкольного? Л.С. Выготским в психологию были введены понятия “спонтанное” и “реактивное обучение”. По словам Л.С. Выготского спонтанное обучение возникает тогда, когда ребенок учиться по своей программе. Т.е учится тому, чему сам хочется научиться. Например, увидел племянник-дошкольник, как моя дочь аккуратно вырезает кружки, и он тут же просит меня нарисовать кружки, чтоб тоже научиться их вырезать. Такое обучение характерно для дошкольников. Спонтанное обучение не означает отсутствие взрослого в этом процессе. Взрослый может руководить спонтанным обучением, направляя и формируя психическое развитие ребенка. Школьное обучение, как подчеркивает В.С.Выготский, отличается реактивным характером, т.е. способностью учиться по чужой программе. Это умение принимать поставленную взрослым учебную задачу. Реактивное обучение позволяет построить целенаправленное формирование психики и личности ребенка. Готовность к обучению в школе и заключается в способности к обучению по программе, предложенной взрослым.

Итак, ребенок по своему реальному возрасту может быть младшим школьником, а на самом деле (по своему психологическому возрасту) является дошкольником. Что же определяет психологический возраст ребенка? Придерживаясь теории известного психолога Л.С.Выготского, - это центральное психологическое новообразование возраста. Новообразованием младшего школьного периода развития является произвольное внимание. Центральное психологическое новообразование кризиса семи лет связано с произвольными формами общения. Это означает, что ребенок, вышедший из кризиса, способен строить свои отношения с окружающими не непосредственно, а руководствуясь определенным смысловым контекстом. Однажды, решая задачу в 1 классе о грибах, Саша стал задавать вопросы: А какие грибы нашел мальчик? (об этом не было сказано в задаче) Что они сварили из них? Рассказывал о своей поездке за грибами.

Основной целью обучения в младшем школьном возрасте должно стать формирование центрального психологического новообразования этого возраста. Это значит, что все учебные дисциплины должны помогать развивать у младших школьников произвольное внимание. Что для этого нужно?

1.Попытаться сделать школьное содержание непосредственно связанным с личным опытом ребенка.

2. Очень важно, чтобы одно и то же содержание рассматривалось младшим школьником с разных сторон.

3.Использовать упражнения, игры для развития внимания.

Центральной психологической функцией младшего школьника Л.С.Выготский называет память. Рассмотрим особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.

Дошкольник запоминает непосредственно и, чаще всего, эмоционально. При переходе к младшему возрасту в памяти происходят качественные изменения. Она, прежде всего становится опосредствованной – ребенок научается запоминать, используя разнообразные средства для своего запоминания. Выделяют два важных закона развития памяти в младшем школьном возрасте:

1.Для развития и успешного использования опосредствованного запоминания лучше иметь не очень хорошую механическую память. Если ребенок хорошо умеет запоминать механически, и это всячески поддерживается школьным обучением, то ему нет необходимости развивать высшие, опосредованные формы памяти.

2.Память в младшем школьном возрасте тесно связана с вниманием.

Часто нам приходится наблюдать следующий факт: когда младшему школьнику надо что-то пересказать, то он это делает при помощи отдельных слов, точно воспроизводит текст учебника. Оказывается, что рассказать своими словами – для многих детей ужасно трудное дело. Трудности заключаются не в развитии речи, а в развитии памяти ребенка. Справиться с этой задачей он сможет только в случае, если его память носит смысловой характер. Это и есть магистральная линия развития памяти в младшем школьном возрасте - она превращается из механической в смысловую. Условия развития смысловой памяти:

  • Смысловая память строится внутри той деятельности, в которой ребенок чувствует себя источником, то есть там, где он поступает личностно.

  • Рассматривать один и тот же предмет с разных сторон, объединить предметы на разных основаниях.

  • Третье обстоятельство касается прошлого опыта и практической деятельности ребенка.

Соблюдение всех выделенных условий является основой для построения такого обучения в начальной школе, в процессе которого происходит становление и развитие смысловой памяти.

При обучении младших школьников необходимо учитывать психологические и личностные особенности детей. Только тогда дети научатся учиться и смогут использовать эту способность в средней школе.